Burger
Подслушанный разговор: ТЮЗ показал спектакль-променад «Пешеходы»
опубликовано — 31.08.2022
logo

Подслушанный разговор: ТЮЗ показал спектакль-променад «Пешеходы»

По городу и по душам

26 августа Казанский театр юного зрителя представил местным корреспондентам и блогерам спектакль «Пешеходы». Журналистка «Инде» Ангелина Головатая прогулялась по центральным улицам, следуя за актерами Алексеем Зильбером и Павлом Густовым. Что общего у премьеры с «Ночным трамваем», почему променад стал вызовом для заслуженных артистов РТ и на какие темы они импровизируют — описываем в материале.


Билеты на первые три прогулки раскупили сразу после анонса «Пешеходов». С одной стороны, это можно объяснить дуэтом Алексея Зильбера и Павла Густова, узнаваемых и любимых актеров ТЮЗа. С другой — новым форматом: сочетанием променада, импровизации и аудиоспектакля.

Начинается спектакль в фойе театра, где зрителям предлагают выбрать одну из 19 тем. Среди них, например, еда, учеба, дружба, путешествия, театр и музыка — одна из приглашенных журналисток вытянула из шляпы листок с последней. Вообще, многое в течение последующего часа будет происходить случайным образом, и в этом чуть ли не главная прелесть «Пешеходов».

Выбранная однажды тема уже не сможет стать заглавной для следующей прогулки, ее вычеркивают. Маршрут также не повторяется, не считая начала и конца. Вы надеваете наушники, и затем Павел Густов и Алексей Зильбер проводят вас через большой зрительный зал. Из боковой двери вы вместе выйдете на пересечение улиц Островского и Кави Наджми. Что будет дальше, уже зависит от ваших «гидов», которые признаются, что все решает случай.

«Пешеходы» рассчитаны на 25 зрителей. Пока группа следует за актерами, в наушниках звучат их голоса. Причем это не запись, а новорожденный диалог на выбранную тему, который вы слышите здесь и сейчас. Появляется он за счет мастерства актеров, их личных воспоминаний, связанных с городом, и даже случайных встреч. Так, по пути мы увидели актера Романа Ерыгина с сыном, спешащую на «Пигмалиона» актрису Дарью Бакшееву и даже семью Алексея Зильбера.

Поначалу кажется, что в «Пешеходах» заслуженные артисты РТ отдыхают от серьезных ролей и сложных тем. Но это обманчивое впечатление. По признанию Алексея Зильбера, во время прогулки актеры обнажаются перед зрителями. «Это наши личные истории и личный вызов. В этот раз, можно сказать, тема лайтовая — музыка. Я, к примеру, с трепетом жду тему потерь», — рассказал актер во время обсуждения спектакля.

В середине променада зрители могут задать вопросы актерам. Из всех посланий они выбирают только два, также случайно вытянув их из кепки. Это единственное взаимодействие с публикой в течение часа. Другой формы, по словам режиссера Радиона Букаева, еще не нашлось. Впрочем, творческая команда намекнула, что импровизационность спектакля распространяется не только на актеров, но и на зрителей.

В репертуаре ТЮЗа уже есть аудиоспектакль — упомянутый ранее «Ночной трамвай». В нем также используются наушники, а город открывается с другой стороны. Изначально в «Пешеходах» Радион Букаев видел прописанную от и до драматургию, как в «Трамвае». Но Алексей Зильбер неожиданно предложил импровизацию, на ней в итоге и остановились.

Радион Букаев

главный режиссер ТЮЗа, режиссер «Пешеходов»

Сегодня репертуар театра должен быть многопрофильным, многофункциональным, многослойным. Потому что зрителям нравится разное. К тому же театр не может расширить свою аудиторию в силу того, что в зале только 267 мест. Поэтому мы пытаемся находить новые способы коммуникации со зрителем. Сейчас нет учебников, как делать променад. Фактически своими спектаклями мы их создаем.

Непросто предложить подобный формат артисту, который привык каждый вечер гримироваться, одеваться и выходить на сцену. Я очень благодарен Павлу Густову и Алексею Зильберу. Это профессиональный подвиг. Сегодняшний текст они прожили сами и никто его не писал.

«Пешеходы» еще ценны тем, что это спектакль про Казань. Он — голоса казанцев, их воспоминания. Хочется поностальгировать. Мне лично сейчас тяжело смотреть в будущее, а вспоминать прошлое — интересно.


Помимо ведущих актеров равноценным участником спектакля становится Казань. Проходя то или иное место, Алексей Зильбер и Павел Густов не просто делятся своими воспоминаниями о нем, они делают это в соответствии с темой. К примеру, выяснилось, что раньше на улице Баумана располагался ДК имени Горького, где выступали разные коллективы. А сам Алексей Зильбер играл на гитаре в группе «Дилижанс».

В отличие от своего партнера, Павел Густов не строил музыкальную карьеру. Но в приятельском диалоге не терялся и рассказал о пробах в пианисты, любви к «Сектору Газа» и лжегастролях «Ласкового мая». Пожалуй, самым оригинальным ходом Густова стало включение музыки с плеера — от «Чиж & Co» до случайной медитативной темы.

Периодически сквозь наушники прорывались звуки города: предостерегающий звон едущего самоката, дерзкий рокот мотоциклов и тягучая мелодия на аккордеоне. Прохожие тоже контактируют со зрителями: могут задеть плечом или наступить на ногу, но чаще всего просто с любопытством смотрят или ускоряют шаг, чтобы обогнать.

«Пешеходы» получились ностальгическим, личным и легким спектаклем. В финале очень хочется воспарить, как это делают Павел Густов и Алексей Зильбер. Но пока удается только вспоминать прошлое вместе с актерами и следовать случаю.

Следующие показы 17-го и 18 сентября, пока билеты в наличии. В октябре, скорее всего, спектакль-променад приостановят. Все-таки гулять по Казани, даже в компании профессиональных актеров, лучше в теплое время года.

Фото: Полина Малых*, Мария Мухортова

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена