![«Мы получаем гораздо больше, чем деньги». Сообщество «Скетч встречи» — об освобождении от комплексов и академических оков](/i/posts/65397/7db2ca8c065c2c0add1e45d8449a7b9e.jpg)
![«Мы получаем гораздо больше, чем деньги». Сообщество «Скетч встречи» — об освобождении от комплексов и академических оков](/i/posts/65397/7db2ca8c065c2c0add1e45d8449a7b9e.jpg)
«Мы получаем гораздо больше, чем деньги». Сообщество «Скетч встречи» — об освобождении от комплексов и академических оков
Четыре года назад Надя Нечаева, Динара Галиева, Лиля Косолапова и Оля Никифорова создали комьюнити «Скетч встречи» — казанское сообщество иллюстраторов, не делящее художников на профессионалов и самоучек. Здесь за чашкой кофе с медовиком вы можете набросать изображение официанта, обсудить участие в ярмарке или просто поговорить по душам. «Инде» пообщался с девушками и узнал, как зародились «Скетч встречи», кто на них приходит и почему иногда важно «отвалить от себя».
![](/i/people/98970/sdd2ca3232b2bef95ff0452a1fdc07360.jpg)
Надя Нечаева
основательница «Скетч встреч»
Мне очень давно хотелось проводить встречи для иллюстраторов. Среди моих знакомых это не находило отклика — так я поняла, что мне нужны еще друзья именно в художественной сфере. Попробовав организовывать встречи в «Жаворонке» в 2018 году, я познакомилась с Динарой [Галиевой]. В результате мы дали друг другу то, чего не хватало нам обеим.
Динара придумала название для сообщества и помогла понять, как все должно быть устроено. Поначалу придерживались правила «новая встреча — новое место». Сейчас такого нет: мы не единожды собирались в [кофейне] Moon Wood* или Национальной библиотеке.
У нас есть официальный telegram-канал, а есть чатик «Союз скетчеров Татарстана» — это ирония над Союзом художников. В чате состоят те, кто хоть три раза приходил на встречи. Это комьюнити внутри комьюнити, где мы и перекидываем друг другу заказы, и спрашиваем, какую цену за работу можно поставить. Там же можно продать художественные принадлежности или найти компанию для рисования. Благодаря сообществу нам стало проще участвовать в ярмарках (в казанской «Ярмарке иллюстраторов», фестивалях «Морс» и «Лес» в Москве и Йошкар-Оле. — Прим. «Инде»).
В плане организации сложно все делать [в одиночку], поэтому нас несколько. У кого есть энтузиазм, тот и занимается организацией. За четыре года поступало много предложений сделать наши встречи коммерческими. Но с самого начала я знала, что они должны быть бесплатными — мы получаем гораздо больше, чем деньги.
Скетчинг — это фиксация момента. Существует такая практика, когда ты каждый день рисуешь новый скетч, а позже смотришь на них и вспоминаешь события определенного периода. Я помню, где нарисовала каждую из картинок. Глядя на них, могу вспомнить, что происходило вокруг. Также скетчинг — своего рода борьба с образовательной системой. Очень много творческих людей калечится о критику и оценку. Я считаю, что в творчестве не должно быть рамок и ограничений. Импульс и желание что-то сделать — это уже круто.
![](/i/people/98971/s4d85d0244800af9a6079fa3fc6f03946.jpg)
Динара Галиева
основательница «Скетч встреч»
За референс «Скетч встреч» я взяла похожее московское сообщество. Мы выбрали конкретный день, создали аккаунт в Instagram*, куда постили анонсы. Естественно, у нас появились собственные фишки — [например] Надя начала рисовать классные афиши к каждой встрече. Одна из таких стала нашим логотипом. На нем изображен красный карандаш, вокруг которого собрались разные люди. Френдли-обстановка была одной из наших целей, как и знакомство иллюстраторов друг с другом. Поэтому мы рады абсолютно всем.
Несмотря на изначальный перфекционизм, я довольно быстро поняла, что «Скетч встречи» должны требовать минимума усилий. Поэтому у нас несколько организаторов, иначе мы быстро перегорели бы.
Конечно, два года пандемии немного притормозили нас как сообщество. Во время первой волны коронавируса я придерживалась принципиального мнения не организовывать встречи, чтобы не подвергать опасности людей. При этом я понимала, что у девчонок все равно есть желание видеться. Поэтому мы созванивались в Zoom и рисовали друг друга с экрана. Даже надевали разные шляпы, чтобы было интереснее.
![](/i/people/98972/sf6335cea2bc93880a5dffb0c39c21f43.jpg)
Лиля Косолапова
организаторка «Скетч встреч»
В детстве мы с Надей [Нечаевой] лежали в одном детском санатории. Спустя годы я увидела ее у кого-то из своих друзей в Instagram* и сразу вспомнила из-за яркой внешности. Подписалась и подумала: «Как классно, это девушка из моего прошлого и она художница». А потом увидела анонс вторых или третьих «Скетч встреч» в кофейне «Диван». Думала: «Куда я иду?! Я ничего не умею и никого не знаю. Там, наверное, все крутые и молодцы».
Но все приходящие, как и я, быстро вливались. Люди по-свойски общаются и даже могут сказать: «У меня такое ощущение, что я знаю вас сто лет». Ни разу не пришел человек, который бы все испортил.
Если рисуешь на встрече, тебя это освобождает. Когда ты с человеком тет-а-тет, кажется, будто постоянно надо разговаривать. Иногда приходят новенькие и спрашивают, что им делать. Я всегда отвечаю: «Как хотите, можете просто покушать и поболтать». Для меня «Скетч встречи» — это специальное мероприятие, чтобы порисовать. Не для работы, а для души.
Забавно, что [некоторые участники] еще ждут просмотра в конце, а у нас такого нет! Обычно я прошу людей присылать скетчи после встречи, но это необязательно. Большинство присылают, и мы их выкладываем в telegram-канале, не оценивая, плохой или хороший рисунок. Посыл такой: главное, рисуй и получай удовольствие. Так ты можешь показать свою фишку и сильную сторону. Ценность любого скетча в том, что ты его создал и зафиксировал свои личные впечатления, не чьи-то чужие.
Вместе с девочками из «Скетч встреч» мы позвали в Казань преподавателя и художника Дмитрия Горелышева. Он заинтересовался, а мы, в свою очередь, пообещали собрать народ. Репостили анонсы, знакомым рассылали информацию, так организовалась группа. Мастер-класс Горелышева стал для всех классным приключением и хорошим опытом.
В Казани почти нет школ, куда мог бы пойти продолжающий иллюстратор или художник, чтобы поднять свой уровень. Есть своеобразные аттракционы, где ты пьешь вино и создаешь шедевр за три часа, или курсы, нацеленные на базовое академическое рисование, либо стартовый диджитал-арт. Выбор весьма ограничен.
![](/i/people/98974/s37a83f943583647b4fd77e90b34e5950.jpg)
Оля Никифорова
организаторка «Скетч встреч»
Я всегда любила что-то организовывать и общаться с творческими людьми. В 2019 году мне очень не хватало сообщества или места, где можно встретиться с единомышленниками и обсудить разные вещи.
Когда я начала приходить на «Скетч встречи», мы виделись каждую неделю. Как-то один из организаторов захотел отдохнуть, и я предложила свою помощь. В результате мне понравилось, и никто не был против подстраховки [в другие дни].
Зимой мы чаще видимся в кафе и Национальной библиотеке, а летом стараемся быть на свежем воздухе и гулять. Самым необычным местом встречи стало кладбище, еще рисуем в парках, собирались в «Белых цветах». Есть идея поехать в Храм всех религий. Обычно мы чередуем платные места с бесплатными.
Я выбираю заведения с нормальным средним чеком. Главное, чтобы внутри было красиво, уютно и просторно. Вместимость важна, потому что никогда не знаешь, сколько придет человек. В Green Market на Черном озере этим летом пришли 20 человек — это наш рекорд. Причем порисовать в цветочное пространство нас позвала сама владелица Юлия Сайфутдинова. Она рада творческим людям и даже предложила девчонкам из сообщества выставить свой мерч на продажу.
![](/i/people/98975/sc594fed9c730b401d5b6123506d54cbb.jpg)
Лена Ларватус
участница «Скетч встреч»
О сообществе я узнала от Динары [Галиевой]. Подруга скинула мне ее аккаунт со словами: «Смотри, в Казани есть хорошие иллюстраторы». Я подписалась, увидела анонс «Скетч встреч» и подумала: «Вау! Надо сходить познакомиться!» Сначала долго уговаривала пойти мужа, а потом Алекс уже сам начал меня тащить. До пандемии мы ходили почти на каждую встречу.
Одно время мы упражнялись в разных техниках, это очень подтягивает графику. Даже если посмотреть на первые скетчи Алекса и дальнейшие, то можно увидеть, что штрих стал лучше, хотя он цифровой художник и больше работает в 3D. На компьютере или планшете ты можешь закрасить что-то или исправить, а в скетче нужно привыкнуть к тому, что рисунок будет несовершенен. Материал задает графику, появляются текстура и живой штрих. У Лили [Косолаповой] это очень классно получается, нам до такого расти и расти.
До «Скетч встреч» у меня были большие комплексы по поводу своих рисунков. Ближайшие родственники любят реалистичную графику, поэтому, когда Алекс показывал им свои работы, все говорили: «Ой, как классно!» Меня же спрашивали: «А что это у тебя вообще нарисовано?» — моя графика более мультяшная и непривычная для родных. Какое-то время я вообще не рисовала от руки, так как всем не нравился [результат].
На «Скетч встречах» я увидела, что у всех разная техника, и выглядит это классно! Так я поняла, что моя — тоже нормальная. Просто другая, не как у Алекса. Благодаря сообществу я раскрепостилась и начала пробовать новые материалы. К примеру, сейчас рисую на iPad. На первых встречах я показывала [скетчи] Наде, спрашивала, что поправить. Потом подходила к Динаре и так по очереди ко всем организаторам. Я видела, что они сильные иллюстраторы, хотела получить от них фидбэк. Поэтому «Скетч встречи» для меня бесценны.
![](/i/people/98977/s169c4a729b71d9a0807df3260a3b4640.jpg)
Алекс Ларватус
участник «Скетч встреч»
Лена уговаривала меня пойти на собрание «Скетч встреч» недели две. Самое большое опасение было связано с тем, что нарисую какую-то ерунду. Боялся услышать что-то высокомерное от художников о своих скетчах: мол, композиция не та и вообще… А пришел в хорошую атмосферу — и на вторую встречу предложил пойти Лене сам.
Был период, когда организаторы устраивали челленджи и мастер-классы. Мы рисовали мультяшки, делали перья из алюминиевых банок, пробовали разные инструменты на всяких поверхностях, даже [пользовались] пером и тушью!
В 2020 году вместе с 13 художниками из сообщества мы отправили свои скетчи в Бруклинскую библиотеку искусств. Я вкинул эту идею в чат ночью, и ребята меня поддержали. Мы скооперировались, купили скетчбук, аккуратно разобрали его и раздали иллюстраторам страницы. На каждом развороте был отдельный рисунок, а рядом имя художника. Когда все было готово, мы отправили скетчбук почтой в Бруклин.
У нашего блокнота есть свой номер, по которому его будет проще найти в библиотеке. Кроме того, он путешествовал по городам, школам, выставкам вместе с рисунками других художников со всей планеты.
«Скетч встречи» дарят мне вдохновение. Я избавился от комплекса из-за отсутствия профессионального художественного образования. В нашем сообществе я могу узнать много нового об иллюстраторской и художественной сфере. Очень нравятся походы в музеи и на выставки, вылазки с целью порисовать. Даже друзьям не всегда удается выдернуть меня, а у «Скетч встреч» получается.
![](/i/people/98978/sc218eb06085f53f798f027b973418f59.jpg)
Настя Штарк
участница «Скетч встреч»
В мае я переехала в Казань из Калининграда, до этого не знала никого из девочек. На первой встрече было прикольно: садишься, рисуешь, с кем-то знакомишься, с кем-то нет. Здесь на тебя не налетают и не расспрашивают ни о чем. В то же время не игнорируют — есть баланс. По ценностям мы все более или менее совпадаем. Рисуем по-разному, следовательно, конкуренции нет. Все лето я провела вместе со «Скетч встречами», и мой блокнот с рисунками стал дневником. Сейчас прихожу реже, потому что холодно.
Для меня скетчинг тяжелее, чем детальная иллюстрация. Да и не всегда на встречах я занимаюсь скетчами. Иногда может накопиться работа, я приношу ее с собой. А иногда рисую от балды то, что дома рисовать бы не стала, потому что времени не хватает или просто жаль его.
На «Скетч встречах» ты думаешь: «Отвали от себя, просто делай что-то, и все». А можешь вообще ничего не делать. У нас секта борьбы с перфекционизмом и очень поддерживающее сообщество одновременно. Я благодаря ему как минимум нашла друзей. Теперь могу куда-то поехать, пойти в бар и в целом выйти из дома. Многие иллюстраторы работают удаленно — доходит до того, что иногда задумываешься: а стоит ли вообще на улицу выходить? С сообществом появляется повод, а это уже хорошо. Чертовы прогулки для чертова ментального здоровья
Фото: Гульназ Загидуллина
*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена