Burger
Общее место. Как превратить мрачный подъезд в уютную парадную
опубликовано — 23.08.2017
logo

Общее место. Как превратить мрачный подъезд в уютную парадную

Ищем замену тещиному языку, лампам дневного света, надписям «Цой жив» и призывающим к насилию плакатам

В конце июня общественности показали, как выглядят два дома по улице Восстания после капитального ремонта. Изменения затронули в первую очередь подъезды: в них установили прозрачные двери, аккуратно скрыли теле- и электрокоммуникации, под навесом смонтировали светодиоды. «Инде» решил поддержать начинание и попросил ландшафтного эколога, осветителя и трех дизайнеров поделиться своими соображениями о том, как можно превратить обычный «падик» в парадную во всех смыслах этого слова.


РАСТЕНИЯ: чем заменить надоевшие фикусы и кактусы?

Нет ничего более унылого, чем чахлые пыльные кактусы, которые владельцы разлюбили и перенесли тихо умирать на подоконник в подъезд. Но это не значит, что растениям не место в общем пространстве дома, — есть масса красивых и неприхотливых лиан, драцен и пальм, которые удивят ваших соседей и председателя кооператива (или сотрудников управляющей компании).

Дмитрий Госсе

руководитель Учебно-опытного ландшафтного и почвенно-лизиметрического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории корневого питания и качества растений факультета почвоведения МГУ, ландшафтный эколог, коллекционер растений



⠀⠀









⠀⠀


⠀⠀






В российских подъездах доминируют фикусы по одной простой причине — так работает естественный отбор. Так как в приквартирных пространствах уход за растениями осуществляется постольку-поскольку, я бы тоже рекомендовал выбирать неприхотливые к условиям особи — идеально, чтобы большая часть растений были теневыносливыми, потому что не всегда подъездные холлы хорошо освещены. Если в доме есть высокие витражи, то светолюбивых растений может быть больше, но, мне кажется, это не самый частый случай. Самые высокие растения из теневыносливых — это различные драцены, причем зеленолистным нужно меньше солнца, чем пестрым. Так что я бы советовал приобретать, например, драцену деремскую, драцену компакту, драцену душистую и драцену маргинату.

Также в подъездах можно ставить крупные пальмы кустовидных форм — рапис, ареку, кентию. Они выглядят оригинально и не очень похожи на то, что мы привыкли называть пальмами, при этом очень неприхотливы. Как и драцены, они могут достигать до трех метров в высоту — это такие торжественные парадные растения-фавориты, которые лучше ставить на самом видном месте. Еще один вид теневыносливых растений — ароидные, часто имеющие форму лиан, — например лиана монстера и филодендрон. Монстера действительно огромна — ее лист размером с два листа А3. Лианы при наличии опоры могут достигать в высоту пяти метров, они легко заполняют свободное пространство, поэтому в квартиру их брать не рекомендуют, а для подъездов такие вполне подходят. Еще из крупных растений стоит упомянуть гибискус, шеффлеру амата и трехреберный молочай. Минус последнего в том, что он колючий, поэтому нужны какие-то ограничения, чтобы, например, дети не уронили его на себя.

Неприхотливых низких растений больше: это аглаонема, кливия, сансевьера, она же тещин язык или щучий хвост, спатифиллум и зеленолистный
хлорофитум — последние три вполне классические для наших широт, но в правильном сочетании они способны сделать ваш подъезд особенным. Что до влияния на экологию в помещении… По-честному, небольшое количество растений в горшках и кадках не способно даже в одной комнате улучшить состояние воздуха — это миф. Чтобы почувствовать эффект, растений нужно действительно много, и в этом смысле перспективным представляется направление вертикального озеленения, когда количество растений на единицу пространства сильно больше, чем если бы их размещать просто на полу или на подоконниках. Но эмоционально-психологическую обстановку растения улучшают в любом случае, даже если их не очень много.

НАДПИСИ: что писать на стенах, когда всем стало ясно, что рок умер

Редакция «Инде» выступает против бытового вандализма и бездарной наскальной живописи, однако мы уверены, что одна по-настоящему красивая надпись может выигрышно преобразить целый лестничный пролет. И вряд ли кому-то потом захочется демонстрировать свой убогий почерк рядом с вашим шедевром.

Екатерина Даугель-Дауге


графический дизайнер, каллиграф (Москва)

Кажется, что культура надписей на стенах в последние годы умирает — виноваты то ли бдительные сотрудники ЖЭКов, то ли отсутствие мотивации. В среднешкольном возрасте я, живя на пятнадцатом этаже, частенько ходила пешком по лестнице, чтобы насладиться народным творчеством, которое плотно покрывало все свободное пространство. Сегодня я живу на втором из пяти этажей, и ни одной надписи за последние несколько лет в подъезде замечено не было. Те, что я иногда вижу сейчас, — это не искреннее «Маша любит Свету» а скорее хипстерское «Десять букв», «Что-то непонятное».

В своих леттерингах я отталкивалась от реального материала и стилистической направленности возможных оригиналов, гиперболизируя их. Например,
«Цой жив» — это когда у тебя нет с собой даже маркера, а желание поделиться тем, что Цой жив, огромно. Ты ключами усиленно сцарапываешь зеленую масляную краску, и получается суперагрессивная надпись. «Сашалюбитмашу» довольно конфетная, буквы выведены старательно, они изо всех сил прижимаются друг к другу, как Саша хотел бы прижаться к Маше. «Здесь был Zero» — супергеройская, стремительная, выведенная с залихватской удалью, но с нежными завитушками, немного робингудская.






Булат Хасаншин


графический дизайнер, каллиграф (Казань)

Лет десять назад в Азино было очень популярно граффити, а сейчас как будто стало пустовато. Я считаю, что красивые надписи в подъездах вполне могут быть — за редким исключением, люди живут в одинаково скучных коробках, которым сильно не хватает разнообразия. В Альметьевске я видел красиво выписанные фигурные цифры вместо обычных обозначений этажа. Наверное, это сложно сделать официально, потому что жильцы могут выступить против. Но романтика стрит-арта именно в незаконности, в том, что тебя могут поймать за руку — ты рискуешь, но делаешь мир интереснее. Что до моих надписей, я не хотел делать чего-то сверхсложного, потому что это подъездная тематика, она все равно должна быть близка к вандализму, к быстрому письму. Но при том это должно быть красиво — некрасивых надписей и так хватает.





ОСВЕЩЕНИЕ: избавляемся от ламп дневного света и экономим энергию

Всем обладателям аккаунта в Instagram известно, что правильное освещение — залог удачного кадра. Хорошим светом могут похвастаться немногие казанские подъезды, однако преобразить лестничную клетку не стоит больших усилий.


Александр Шепелюк


театральный осветитель (Казань)

Главная проблема освещения в подъездах — газонаполненные, в том числе ртутные, люминесцентные лампы. Их любит старшее поколение, потому что для них это вроде как прогрессивнее ламп накаливания, но при этом они дают плохое освещение и содержат отравляющие вещества.

Единственный плюс таких ламп — энергоэффективность, но ее можно повысить разными способами. Во-первых, установкой светодиодов — они потребляют еще меньше энергии, поэтому, кстати, не представляют смертельной опасности удара электричеством.

Если дать волю фантазии, я бы предложил повышать энергоэффективность за счет солнечных батарей на крышах — в нашей полосе довольно много солнечных дней. Или можно установить в вентиляционных шахтах высотных домов турбины, которые будут работать за счет разницы в атмосферном давлении. В идеале нужно повсеместно присоединять к лампам датчики движения, реагирующие на поднимающихся на этаж людей. Правда, надо иметь в виду, что по-настоящему хорошо такое оборудование сработает тоже только с диодами. Для ламп накаливания это не лучшее решение, потому что включение из холодного состояния для них — большая нагрузка, и если активировать их раз в пару часов, они быстро сломаются.

Главная загвоздка с диодами в том, что это новая технология и мы пока не знаем, как она сказывается на здоровье человека. В журнале «Светотехника» (#3, 2012) есть статья о потенциальной опасности освещения светодиодами — в первую очередь авторы рекомендуют беречь глаза детям и подросткам. У них более прозрачный хрусталик, чем у взрослых, и сине-голубой спектр излучения может повредить рецепторы сетчатки. За миллионы лет эволюции человек привык к солнечному свету — его синяя составляющая рассеивается в атмосфере, поэтому небо нам кажется голубым, а солнце желтым. А теперь мы берем синий спектр излучения и искусственно внедряем его в среду, то есть фактически приносим в дом то, от чего нас защищает атмосфера.

В профессиональном сообществе осветителей главный хит сейчас — восьмицветные диоды. Они очень точно передают оттенки, их можно использовать для освещения подъездов, делать с их помощью красивые цветовые переходы, но это не очень дешево. Что касается расположения источника света, луч должен идти сверху, потому что, опять же, эволюционно мы к этому привыкли. При этом дополнительные источники можно установить под карнизами, ступеньками или в каких-то нишах — самое важное, чтобы они не били в глаза.

ПЛАКАТЫ: боремся с курением, мусором и бытовым насилием

Самодельные плакаты — больное место любого подъезда. Они некрасивы, неграмотны, неэтичны, а судя по переполненным пепельницам и разбросанным этикеткам, еще и неэффективны.


Евгения Ставицкая


дизайнер (Санкт-Петербург)


Влияние дизайна на человека можно разделить на два уровня — физиологический (например, мы испытываем стресс из-за того, что нам неудобно или темно), и то, что я бы назвала «сентиментальной памятью». Взять, например, хрущевки — их можно сколько угодно ругать, и действительно, несколько поколений угнетенных российских сознаний было сформировано этими кухнями два на два метра, тараканьими мизансценами общежитий и лестничными пролетами, по которым даже гроб нормально не спустить. Но интересно размышлять, как на все это наслаиваются автоматические оправдания психикой того, что тебе близко: все эти алоэ на подоконниках, трафаретные цветочки на стенах и прочие атрибуты типичных российских подъездов не характеризуются одним только дизайном, его аксиомы здесь бессильны. В тесных кухнях рождались более тесные отношения, арифметика дизайна в таких условиях перестает работать и переходит в нелинейную геометрию.

Что касается этого плаката, я исходила из тех же соображений — идеально сделанный с точки зрения дизайна плакат может оказаться абсолютно бессильным в плане влияния на людей, бросающих окурки на пол. Я вступила в полемику с реальным казанским плакатом: посыл «не кури, а то получишь по морде», может быть, и действенный, но совершенно негуманный, а мне хочется выстроить другую модель в отношениях между соседями. Тут практически нет дизайна, я использовала простой психологический прием: представьте, что вы кидаете окурок, зная, что на вас смотрит хозяин квартиры, — это психологический барьер, который большинству людей сложно преодолеть. Человеческий мозг устроен так, что мы всегда реагируем, если видим перед собой глаза, даже схематично нарисованные. У меня еще был вариант плаката с фотореалистичными глазами, но рисованные тронули мое сердце больше. Если бы я делала этот плакат по общественному заказу, то, прежде чем выбрать конкретное решение, проконсультировалась бы с психологами.