Burger
Мрачная сказка: казанские здания с готической атмосферой
опубликовано — 18.01.2023
logo

Мрачная сказка: казанские здания с готической атмосферой

В поисках готики

Пожить в готической обстановке, как в школе Nevermore из «Уэнсдей», — мечта многих (наша уж точно). «Инде» попросил архитекторов Марселя Искандарова, Александра Дембича, Петра Сафиуллина и автора телеграм-канала «Архитектурасы» Яна Гордеева рассказать, какие здания в Казани построили с реверансом в сторону готического стиля.


Марсель Искандаров

архитектор

В Европу готика пришла с Востока, после крестовых походов — определенные мавританские* решения перенесли на западную почву. Поэтому мы часто путаем готические и мавританские заимствования. В доме Кекина, к примеру, сочетается и то, и другое.

У нас готика особенная. Она пришла через подражание этому стилю, через романтизм середины XIX века с его увлечением Англией. Затем готика вернулась в конце XIX — начале ХХ века через новую волну романтической эклектики, поэтому она выглядит по-разному — в зависимости от страны, которой вдохновлялись архитекторы. В Казани было достаточно подобных гражданских кирпичных зданий, но с теми же сводами, пинаклями, зубцами и так далее.

Сейчас нужно уметь разглядеть эту готику в оставшихся объектах. Например, раньше на месте «Корстона» стояло трамвайное депо, построенное с элементами готического стиля. В том же духе было выполнено снесенное артиллерийское училище. Смешение разных стилей, а также подражание готическому можно разглядеть в комплексе Груздевской клиники. То же самое относится к архитектуре офтальмологии на Бутлерова.

Но стопроцентно готических зданий в Казани нет. У этого архитектурного стиля есть свои строгие и четкие признаки. Он бывает двух направлений: в жилых зданиях это фахверковые дома разных вариаций (их отличает прочный деревянный каркас, состоящий из вертикальных, горизонтальных и диагональных элементов. — Прим. «Инде»). А во втором случае речь идет о готике крупных церковных общественных сооружений — высоких каркасных зданиях с витражами. Направления принципиально очень разные и мешать признаки той или иной готики между собой начали только в середине XIX века.

* Мавры — мусульманское население Пиренейского полуострова и западной части Северной Африки, арабы и берберы, захватившие эти территории.

Лютеранская церковь

Архитектор: Лев Хрщонович
Время постройки: конец XIX — начало XX века
Адрес: ул. К. Маркса, 26

Первая казанская лютеранская церковь Святой Екатерины построена в 1771-м на улице Покровской (нынешней Карла Маркса). Сначала это был обычный двухэтажный дом, в котором собирались немногочисленные тогда казанцы лютеранского вероисповедания. Но в 1774 году он сгорел вместе с церковным архивом — об этом сообщается в книге «Объекты культурного наследия РТ». Кирху восстановили через три года. А после открытия в Казани университета, в котором начали преподавать профессора из Германии, лютеранский приход сильно увеличился.

К середине ХIХ века число прихожан стало еще больше. В приход кирхи Святой Екатерины входила вся Казанская губерния. Большинство прихожан были немцами, но числились шведы, финны, латыши и эстонцы. Основную социальную прослойку составляли солдаты. Было немало офицеров и чиновников, а также купцов, предпринимателей, медиков и ученых.

Во время визита в Казань кирху посещали знаменитые путешественники: естествоиспытатель Петр Паллас, географ Александр фон Гумбольдт. В 1861–1863 годах на месте старого здания возвели новую постройку в псевдороманском стиле по проекту архитектора Льва Хрщоновича. К кирпичному зданию церкви примыкали три флигеля и двор с садом. В одном из них помещалась школа, в другом — квартира пастора, в третьем — пасторат, то есть контора прихода. Башенки-пинакли придали силуэту церкви сходство с европейскими готическими храмами.

В 1927-м приход закрыли и помещение приспособили под клуб имени Менжинского для работников специального органа госбезопасности СССР, позднее НКВД.

Комплекс больничных зданий

Архитекторы и инженеры: Константин Быковский, Лев Хрщонович, Иван Колмаков
Время постройки: конец XIX — начало ХХ века
Адрес: ул. Толстого, 4

В 1895 году император Николай II согласовал выделение денег Казанскому университету на покупку земли и строительство новых клиник медицинского факультета. Комплекс возводили с 1897-го по 1900 год, автором проекта стал известный московский зодчий Константин Быковский. В создании участвовали казанский губернский архитектор Лев Хрщонович и инженер Иван Колмаков. Они наблюдали за ходом строительства и при необходимости вносили уточнения в проект.

Комплекс состоит из четырех зданий клиник разного профиля: хирургической, акушерско-гинекологической, глазной и кожно-венерологической. Также в него входит больничная церковь Варсонофия Казанского. Постройки стилизованы под архитектуру английских университетских городков с элементами псевдоготики: сложные наличники, своеобразно трактованные карнизы, два ряда кронштейнов под ними, фронтоны и аттики. В советское время здесь появилось еще одно здание, но уже в неоклассическом исполнении, — Казанский государственный медицинский университет.

Корпус акушерско-гинекологической клиники, построенный в 1900-м, связан с работой профессора Викторина Груздева. Акушер-гинеколог, доктор медицинских наук написал больше 100 научных работ и монографий и составил одно из лучших на тот момент руководств по акушерству женских болезней. В 1930 году клинике присвоили его имя.

Дом на Жуковского

Архитектор: неизвестен
Год постройки: 1905
Адрес: ул. Жуковского, 15

В основе композиции кирпичного двухэтажного дома — асимметрично расположенная лестничная клетка, над которой установлен аттик с двумя башенками. Дом декорирован лепниной растительных мотивов в стиле модерн. По мнению архитектора Марселя Искандарова, в нем также присутствуют готические элементы.

Здесь с 1925-го по 1937 год жил татарский общественный и политический деятель, языковед, один из организаторов и руководителей дореволюционного студенческого кружка «Татар учагы» («Татарский очаг») Галимзян Шараф. После свержения самодержавия он стал депутатом Национального собрания, работал в Центральной мусульманской научной кол­легии над реформой орфографии и терминологии татарского языка, преподавал в вузах. В 1937 году Галимзяна арестовали по об­винению в попытке создать самостоятельное тюрко-татарское государство Идель-Урал. За это он получил восемь лет лишения свободы и вернулся из лагерей с инвалидностью.

Языковеду запретили жить с семьей в Казани, тогда он стал преподавать татарский язык и литературу в Апастово. За свою жизнь Галимзян Шараф создал труды по татарскому языкознанию, демографии, экономической географии. Через восемь лет после смерти деятеля реабилитировали, не найдя в его действиях никаких преступных замыслов.

Офтальмологическая больница

Архитектор: Федор Гаврилов
Год постройки: 1915
Адрес: ул. Бутлерова, 14

В 1914 году сын известного казанского хирурга Франца Елачича продал пустой участок земли Николаю, сыну купца Михаила Зобнина. Уже через год на этом месте появился двухэтажный особняк из силикатного кирпича. Вскоре после постройки владельца не стало, и здание перешло к его вдове Марфе Федоровне.

Декор больницы сдержанный, использованы стилизованные стрельчатые арки. Больше всего декорированы уличные фасады западного корпуса, остальные же практически гладкие. Асимметрия планировочной структуры характерна для архитектуры начала XX века. На первом этаже окна прямоугольные, а на втором имеют стрельчатую перемычку и заглублены по отношению к стене. Над главным входом расположен балкон, а входная башня завершена орнаментированным парапетом. Это пример стилизации под «мудехар» — мавританскую архитектуру.

Дом Кекина

Архитектор: Генрих Руш
Время постройки: начало ХХ века
Адрес: ул. Горького, 8

В книге «Объекты культурного наследия РТ» здание датируется 1906–1908 годами. Заказчиком стал младший представитель семьи крупных предпринимателей, выходцев из Ростова Великого, Леонтий Владимирович Кекин. Он скупал земельные участки в столицах и провинциальных городах, строил и эксплуатировал доходные дома.

Таким образом и использовалось здание, спроектированное Рушем. Его возвели на участке трех прежних домовладений. До революции здесь размещались частная женская гимназия Ряхиной, частная начальная школа, швейное училище, правление округа путей сообщения, конторы частных фирм и магазины. В советское время верхние этажи стали жилыми.

Первоначальная планировка первого и верхних этажей почти сохранилась. В торговые залы первого этажа, где находился гастроном Агафона Афанасьева, входили с улицы, в подсобные помещения — со двора. Архитектурная композиция и убранство фасадов выполнены в псевдоготическом стиле мудехар с большой долей фантазии и неординарных приемов, характерных для мавританской архитектуры. Стилем мудехар в Европе называли искусство мусульман, которые остались жить на занятых христианами землях и сохранили свою религию, обычаи и художественные традиции.

В России это архитектурное направление называлось «псевдомавританским стилем». Его влияние при строительстве дома Кекина видно отчетливее, чем воздействие готических форм. Здание можно назвать образцом многоквартирного доходного дома начала ХХ века, в оформлении фасадов которого использованы стилизованные элементы испано-португальского варианта псевдоготики, насыщенной восточным колоритом.

Римско-католическая часовня

Архитектор: Лев Хрщонович
Год постройки: 1885
Адрес: Арское кладбище

В 1858 году католическая община Казани получила участок на Арском кладбище. Часовня на этом месте появилась в 1885 году по инициативе курата костела, то есть католического священника, каноника Фелициана Кохановского. Проект придумал активный прихожанин, поляк по происхождению и губернский архитектор Лев Хрщонович. Постройка сделана в стиле псевдоготики. В советские годы утрачены многие детали отделки фасада, полностью изменены интерьеры, а саму часовню соединили со стоящим рядом склепом. До 1923-го в ней совершались заупокойные службы, позже помещение использовали для хозяйственных нужд учреждения, ведавшего Арским кладбищем.

В 1995-м католический приход восстановился, и вскоре администрация города передала ему часовню. Около года понадобилось на ремонт и оборудование храма, и до 2012-го на кладбище была открыта католическая церковь Воздвижения Креста Господня.

Дом Шамиля

Архитекторы и инженеры: Генрих Руш, Федор Амлонг
Время постройки: конец XIX века
Адрес: ул. Тукая, 74

В 1884 году единственную дочь купца первой гильдии, потомственного почетного гражданина Ибрагима Апакова по имени Биби-Марьям-бану выдали замуж. Ей исполнилось 18, а избраннику, вдовцу и генерал-майору Мухаммеду-Шафи Шамилю — 43. Это был средний сын предводителя кавказских горцев имама Шамиля.

В качестве свадебного подарка Ибрагим Апаков подарил молодоженам дом в Старо-Татарской слободе. В 1902-м в нем случился большой пожар, после чего здание перестроили, и дом обрел нынешние причудливые очертания в 1903 году. Это был последний проект экстравагантного казанского архитектора Генриха Руша и первый серьезный заказ строительной конторе инженера Федора Амлонга.

Три года спустя Мухаммед-Шафи скончался, и его вдова с двумя детьми перебралась в Петербург. Новым владельцем дома стал 25-летний купец второй гильдии Валиулла Ибрагимов, открывший там конфетную лавку. В 1919-м собственность у Валиуллы экспроприировала советская власть. До 1981 года особняк оставался жилым. Среди горожан за ним прочно закрепилось название «дом Шамиля», хотя он когда-то значился собственностью его жены.

Главным восточным фасадом в виде средневекового замка здание выходит на улицу Тукая. Он выполнен в стиле модерн с подражанием средневековым образцам архитектуры мусульманской Испании и стран Магриба. Обращение к мудехару подчеркивало восточное происхождение владельцев. В Казани этот неостиль часто называют «национально-романтическим». Стиль интерьеров особняка скорее неоклассический с использованием народных традиций — например ярких витражей. Архитектор Марсель Искандаров считает, что это скорее про романтический стиль, но в архитектуре дома можно разглядеть немного готических и средневековых отсылок.

Фото: Галина Овчинникова*

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена