Гид по Свияжску: неочевидный маршрут для тех, кто здесь уже был
У большинства туристов Свияжск ассоциируется с крепостью Ивана Грозного, монастырями и другими популярными локациями. Но этой весной здесь начали тестировать новый маршрут, который открывает остров-град совсем с другой стороны. Журналистка «Инде» Анастасия Павлова прошла по альтернативному пути и узнала, как связано прошлое Свияжска с его настоящим и почему прогулка по нетипичным местам помогает сохранить остров.
Архитектурные бюро «Апрель», Miriada и институт городских исследований «Тамга» при поддержке Института развития городов РТ разработали новый туристический маршрут в Свияжске в рамках подготовки к Всероссийскому конкурсу малых городов и исторических поселений. В случае победы заявки полноценная реализация проекта начнется в 2024 году.
Связь острова с рекой и творческие дачи
Стандартный вариант знакомства с островом начинается с турникетов и подъема по лестнице. А предлагаемый новый маршрут берет начало у набережной реки Свияги: от главного входа нужно повернуть направо и идти вдоль по проезжей дороге, в сторону Сергиевского спуска.
Слева от дороги возвышается холм. Еще до времен строительства крепости Свияжск он упоминается в булгарских и старотатарских легендах как «Круглая гора». Такая местность считалась у булгар и сувар-язычников священной. По некоторым данным, при строительстве крепости часть рельефа острова была выровнена для дальнейшей застройки.
С этой же стороны находятся дачи, в которых жили художники. Возникновение «художественной колонии» имеет свою предысторию: в советское время на остров в период летней практики приезжали студенты Казанского художественного училища. Помимо них с 1964-го по 1988 год в Свияжске были московские реставраторы под руководством Иннокентия Ярославцева — они восстанавливали фрески Успенского собора. В те же 1980-е годы сюда часто приезжала Марина Разбежкина — казанская журналистка и режиссерка документального кино. Она собственноручно притягивала к Свияжску творческих людей. Благодаря их общей деятельности здесь появилась Свияжская художественная галерея.
Малоизвестный факт о Свияжске: Сейчас на острове-граде практически нет деревьев. Раньше он был известен своими лесами — это фиксируется в легендах, относящихся к булгарскому периоду ХI–ХII веков. Деревья здесь постоянно вырубались для строительства, а во время ВОВ они шли на дрова.
Набережную протекающей справа реки Свияги активно использует парусно-яхтовое сообщество. В 2021 году здесь был пришвартован дебаркадер — плавучая деревянная пристань с казанского Локомотива, где раньше он был тренировочной базой речного техникума. Подобные конструкции не являются объектами наследия и пускаются на переработку, а этот решили сохранить как важную часть водной истории. В будущем в нем организуют музей речного волжского судоходства и мастерскую судомоделизма. Ее будет вести Павел Тиняев — руководитель архитектурного бюро «Старая Казань», организатор фестиваля «Народная лодка» и житель-энтузиаст острова.
В конце подъема, между холмом и набережной Свияги на Сергиевском спуске, 1, стоит дом с интересной историей. Это знаковая локация фильма «Голубка» о жизни в Свияжске на изломе советской эпохи и в частности о судьбе художника Геннадия Архиреева. Он родился в 1949 году в гулаговской тюрьме Свияжска и до четырех лет находился в детдоме для детей заключенных. В 14 лет начал заниматься в изостудии Николая Индюхова. В 1970-м учился живописи у Ильдара Зарипова и в тот же год представил первые работы на выставке в Казанском музее изобразительных искусств. Уже в более зрелом возрасте работал в театре имени В.И. Качалова художником-бутафором, а также художником-рекламистом в кинотеатре «Родина». В 1995 году был принят в Союз художников России и Татарстана. На острове есть отдельный музей, посвященный творчеству автора.
Дом с мезонином и рыбацкое кафе
После подъема следует новая развилка: Сергиевский спуск поворачивает налево, к центральной дороге. Но мы спускаемся направо, к Тайницкому спуску, и первым делом видим жилое здание с мезонином, построенное по образцу дома Медведевых-Бровкиных на Московской улице острова. В 2010–2011 годах началась реставрация Свияжска, чуть позже были разработаны типовые архитектурные проекты. Их главный акцент — соответствие историческому облику тех объектов, которые сохранились на острове-граде еще с прошлых веков. В 2016 году утвердили пять основных разрешенных видов построек, и этот дом на Сергиевском спуске — один из таких.
Пройдясь по Тайницкому спуску чуть дальше, стоит зайти в кафе «Рыбацкое подворье». Оно расположилось на набережной реки Свияги, 26. Сюда не так часто приходят туристы, потому что об этой точке питания мало кто знает и находится она относительно далеко от центральной улицы. Летом на террасе заведения стоят большой чан с ухой и самовар. Тут можно находиться долго: наблюдать за рекой и красивым панорамным видом.
Марья Леонтьева
социолог и урбанист
В ЮНЕСКО постоянно говорят о том, что нельзя увеличивать поток туристов на острове: идет большая нагрузка на исторические памятники и они гораздо быстрее разрушаются. Согласно статистике, соотношение жителей и туристов в Свияжске в год — 243 человека на 1,3 миллиона, а это очень большой дисбаланс. К тому же чрезмерное количество приезжающих людей провоцирует рост сервисов, которые часто нарушают исторический облик, аутентичность и трансформируют среду.
Это большой вопрос: как соблюсти равновесие между популяризацией наследия, доступностью и сохранением его подлинности. Поэтому важно дополнить в глазах людей представление о Свияжске с помощью нового варианта путешествия по острову и таким образом снизить нагрузку с главного маршрута.
Миссия концепции в том, чтобы сбалансировать цели сохранения и раскрытия ценности наследия, учесть интересы жителей, посетителей и хранителей острова, по возможности расширив сценарии взаимодействия со средой. Мы предлагаем воспринимать этот маршрут как шов, который соединяет разные природные, архитектурные и культурные объекты острова в единой логике. И [в то же время] как гипертекст, следуя которому, можно переключаться между разными темами и скоростями восприятия.
Вдоль снесенных крепостных стен — по булыжной мостовой и мимо соловьиной рощи
После посещения «Рыбацкого подворья» нужно подняться по Тайницкому спуску обратно к развилке и повернуть направо — к верхней набережной Свияги. Эта часть пути проложена вдоль бывшей крепости, существовавшей тут до второй половины XIX века. Булыжная мостовая набережной — попытка реконструкции: сюда перевезли мощение с территории пороховых складов, которые находятся в Казани. Соответственно, камень не местный, но исторический — XVIII века.
На этом же участке пути по правую руку находится соловьиная роща. Сохранились документы, которые свидетельствуют о том, что на остров приезжали послушать волжских соловьев. Поэтому этот небольшой уголок — первый шаг сообщества жителей Свияжска к восстановлению исторических садов.
Слева от рощи находится Иоанно-Предтеченский монастырь. На его территории несколько храмов: сохранившаяся деревянная церковь времен строительства крепости Ивана IV, уникальный Троице-Сергиевский храм — его свод держится на одном внутреннем столбе. Одноглавую каменную церковь в честь Сергия Радонежского возвели в 1604 году, а позже пристроили колокольню. На крытой паперти есть большая фреска, а на стене — Ветхозаветная Троица, Сергий Радонежский и Александр Свирский. Два года назад здесь разместился женский монастырь. Изначально он располагался ближе к Рождественской площади, но в результате пожара здание было утрачено. Также тут находится Скорбященский собор 1906 года постройки — парадный византийский храм, который является одним из самых посещаемых объектов в Свияжске.
Малоизвестный факт о Свияжске: Здесь нет действующего кладбища. В середине ХХ века, когда Свияжск окончательно стал островом, тела перевозили по воде. В межсезонье это было проблематично: осенью из-за еще не окрепшего льда, весной — наоборот, из-за не растаявшего до конца. Поэтому людей приходилось временно хоронить на острове. А по словам старожилов, «в межсезонье старались не умирать».
Илья Потапов
архитектор
На двух небольших отрезках пешеходный маршрут проходит близко к заборам жилых домов. Увеличение потока пешеходов может вызвать беспокойство, поэтому мы сознательно делаем все для того, чтобы не давать повода для остановок и решить уже существующие проблемы: с мусором и неформальными «туалетами».
Важно обозначить зонирование таким образом, чтобы ничто не вредило местным жителям. Например, с градостроительной точки зрения хочется закольцевать набережную вокруг острова, но важно понимать, что правая сторона с видом на Свиягу — это туристическая зона, а северо-восточная, левая сторона — жилая. И при любом благоустройстве местности на ней тут же появляются туристы. Поэтому мы стараемся максимально рассредоточить пространственные точки в сторону Свияги.
Трудная история и театральные эксперименты
Верхняя часть набережной Свияги заканчивается выходом на Рождественскую площадь. Это — центр Свияжска: именно здесь в свое время сосредоточились военно-административное управление и царская «въезжая светлица». Кроме того, любой средневековый город формировался вокруг рынка, ратуши и высокой точки — в Свияжске это пожарная каланча. На площадь мы попадаем из природной зоны. Так, весь маршрут основывается на контрастах: частное — приватное, природное — рукотворное, старинное — современное.
В истории Свияжска много трудных страниц: к примеру, в первой половине ХХ века здесь располагался лагерь для политзаключенных, потом — коррекционное психиатрическое учреждение. Оно просуществовало до 1980-х годов и было основным местом работы для жителей. Постоянные гости и местное население считают, что важно говорить об этой памяти. Поэтому с ней, например, работают приезжающие на театральную лабораторию «Свияжск Артель» режиссеры, драматурги, художники и артисты.
Театральное сообщество уже много лет осваивает остров. Неотъемлемой частью эскизов постановок всегда остаются объекты или образы, связанные со Свияжском. И каждый год определяется тема, связанная с наследием острова или его сегодняшней жизнью. Поэтому справа от Рождественской площади, в стороне Свияги, есть склон, на котором в рамках проекта планируют создать небольшой амфитеатр для проведения спектаклей.
Штаб-квартира Троцкого и слияние Щуки со Свиягой
Огибая площадь со стороны реки, маршрут продолжается спусками по улицам Болотной и Московской. Вдоль этой части пути пролегает территория первого исторического сада (сейчас он частично благоустроен), здесь стоят мемориал памяти жертв ВОВ и школа в здании ХIX века. С этой точки, помимо реки Свияги, видны важные объекты нижнего яруса острова: единственный в России музей археологии дерева «Татарская слободка» и речной вокзал.
Чуть позже дорога упирается в церковь Константина и Елены на улице Константиновской, 4. Настоятель храма Сергий Коробцов — представитель «колонии художников» и пишет иконы для церкви. Здесь же, на пересечении улиц, стоит дом Медведевых-Бровкиных. Сейчас в нем расположен Музей Гражданской войны, а в 1918 году в этом здании находилась штаб-квартира Льва Троцкого.
Дальше путь лежит к Болотной улице по Царевскому спуску — с правой стороны от церкви. Рядом находится необычный памятник эпохи перестройки: человек построил себе дачный домик, когда не было никакого сообщения с островом, кроме как речного. Он тащил железные листы, кровельные материалы и сооружал здание, исходя из своих представлений о прекрасном, возможностей и потребностей.
Завершающая часть маршрута — поворот налево, вдоль береговой зоны у слияния рек Щуки и Свияги. Здесь открывается панорамный вид. Сейчас при желании здесь можно пройтись, сделать фотографии с видом на Щуку или устроить пикник. На подъеме по Московской улице неподалеку планируют открыть музей Волги. С его помощью хотят восстановить лодочное строительство.
Энже Дусаева
историк и культуролог
В моем детстве на остров можно было попасть только по воде, на «омике». Он привозил сюда утром и увозил вечером. Мы оказывались в другом мире — Свияжск овладевал нами на какое-то время. Здесь находили много черепков ленточной керамики, а однажды даже гребень конца XVI века — все это было передано в Изо-музей. Это было романтическое место: архитекторы, реставраторы, художники приезжали за вдохновением, создавали мастерские и занимались восстановлением острова.
В первую поездку в Свияжск мне было примерно пять лет, и это путешествие оставило во мне неизгладимое впечатление: что есть люди, для которых так важно сохранять дух места. И последующая история острова связана с тем, что они собственными усилиями сделали то, что мы сейчас видим. Поэтому этот маршрут возвращает меня на остров моего детства.
Фото: Даниил Шведов