Казанский модерн. Десять зданий Константина Олешкевича
Константина Олешкевича можно с уверенностью назвать архитектором, сформировавшим современный облик Казани. Большинство его зданий сохранились и находятся в центре, но горожанам и туристам имя Константина Саввиновича мало о чем говорит. «Инде» хочет исправить эту несправедливость, рассказав об архитекторе-модернисте и его десяти знаковых постройках.
Мастер модерна родом из Вильно
Константин Олешкевич прожил в Казани около 40 лет. Именно здесь он реализовался профессионально и одним из первых спроектировал в городе образцы модерна. Но родился архитектор в Вильно (сейчас — Вильнюс) 8 июля 1873 года — в то время город был частью Российской империи. По информации из статьи Рината Мухитова и Арины Агафоновой «Неизвестные страницы из жизни казанского архитектора начала XX века Константина Саввиновича Олешкевича», будущий архитектор воспитывался в дворянской семье. Скорее всего, его отец был коллежским асессором.
В 1892 году Олешкевич окончил Виленское реальное училище и поступил в Институт гражданских инженеров имени императора Николая I в Санкт-Петербурге. В столицу он переехал вместе с матерью Жозефиной Антоновной и братом Владимиром. Уже в студенческие годы за Константином Саввиновичем наблюдает полиция: контроль начался с агитации к подаче петиции, адресованной императору Николаю II.
Активная гражданская позиция Олешкевича обернулась исключением из института. Министерство внутренних дел запрещает студенту проживать «в столицах, столичных губерниях и университетских городах, Ярославле и Риге сроком на один год», пишут Ринат Мухитов и Арина Агафонова в совместной статье. Отчисленный Олешкевич вместе с матерью уезжает в родной Вильно, но уже через полгода возвращается в Санкт-Петербург и восстанавливается на третий курс института.
Учеба давалась Константину Саввиновичу хорошо, он получал стипендию и прошел практику в Харькове, где участвовал в перестройке здания вокзала. По окончании института Олешкевич получил серебряную медаль за архитектурные проекты и звание гражданского инженера с правом на получение звания коллежского секретаря.
Архитектор Константин Олешкевич
Полицейский контроль за Олешкевичем продолжается, и в 1898 году его направляют служить в министерство внутренних дел, сообщается в исследовании Мухитова и Агафоновой. Параллельно он получает приглашение на учебу в Технический строительный комитет. Здесь он решает, что хочет заниматься преподавательской деятельностью, и просит отправить его на стажировку за границу.
Олешкевичу удалось побывать в Австрии, Германии, Италии. По возвращении он отчитывается об устройстве образования и состоянии памятников архитектуры в перечисленных странах.
Позже, 31 августа 1899 года, Константин Олешкевич с разрешения полиции переезжает в Казань. В Казанском соединенном промышленном училище он становится заведующим отделением и читает студентам «строительные науки». В течение 1903–1910 годов Олешкевич работает городским архитектором, а в 1920-х преподает в Казанском политехническом институте.
В декабре 1930 года Константина Саввиновича арестовали как участника «вредительской организации», но через год освободили. В 1937-м архитектор умер, его могилу можно найти на Новодевичьем кладбище в Москве.
Доходный дом Киселева
Время постройки:
1910 год
Адрес:
ул. Муштари, 20
Прошлое и архитектурные особенности: Здание на Ново-Комиссариатской (сейчас — улица Муштари) строилось по заказу ветеринарного врача Николая Киселева и задумывалось как трехэтажный доходный дом в стиле модерн. В 1914 году после Киселева дом перешел в собственность купцу Дмитрию Черноярову, говорится в альбоме «Модерн в архитектуре Казани» Андрея Ершова.
Симметричность доходного дома подчеркивают центральный и боковой выступы на фасаде. В центре выделяются арки проезда и входа, балконы и стенка над карнизом, которая заканчивалась двумя шарами на металлической спирали. Согласно информации из альбома, между ними была расположена скульптура птицы, которую впоследствии демонтировали. Известно, что при облицовке фриза использовалась керамическая плитка. Главный фасад дома пышно декорирован лепкой в виде символических мечей, обвитых цветочными гирляндами. Хотя с момента постройки прошло больше 100 лет, внутри сохранились печи, лестница и даже напольное зеркало.
Интересно, что в доходном доме Киселева были комфортабельные для начала XX века условия. В здании провели вытяжную и приточную вентиляцию, электричество, паровое отопление. Внутри работали ванна, туалет и телефон, описывает Андрей Ершов в своей книге о модерне.
Если до 1917 года в доме жили высокопоставленные казанские чиновники, то после — профессора, в числе которых гистолог Борис Лаврентьев, физиолог Василий Парин, историк Николай Фирсов, ректор КГУ Гильм Камай и другие. Во время Великой Отечественной войны в доме Киселева поселился академик Иван Назаров.
В 1980–1990-е годы в здании находился Институт проблем информатики, относившийся к Академии наук РТ. В 1996 году здесь произошло трагическое событие: директор института Карен Жамогорцян убил четырех сотрудников, жену и покончил с собой.
Настоящее: В 2016 году компания «КамаСтройИнвест» занялась реставрацией дома Киселева. Застройщик восстановил плитку и лепнину, отремонтировал и заменил ступени, отреставрировал лестницы, парадные двери и въездные ворота.
Особняк Олешкевича
Время постройки:
1914–1915 годы
Адрес:
ул. Муштари, 33
Прошлое и архитектурные особенности: Двухэтажный кирпичный особняк, как и доходный дом Киселева, строился на бывшей Ново-Комиссариатской улице. Проект для своего дома Константин Олешкевич разработал самостоятельно. В альбоме «Модерн в архитектуре Казани» Андрея Ершова отмечается, что в обработке фасада удачно сочетаются кирпичная кладка и цветная цементная штукатурка.
Здание состоит из двух объемов, объединенных тамбуром. Сам фасад асимметричный и запоминается головой химеры, которая расположена внизу эркера. Левая часть главного фасада украшена балконом. Особняк отличается и коваными деталями, что характерно для модерна. «Привлекают внимание необычный рисунок и пластика ограды, извилистые кронштейны под карнизом подковообразного портала входа», — сказано в книге Андрея Ершова. В разные годы здесь жили писатели Галимджан Ибрагимов и Адель Кутуй.
Настоящее: В наши дни в особняке расположена поликлиника Казанского научного центра Российской академии наук.
Дом Марко
Время постройки:
1912–1915 годы
Адрес:
ул. Гоголя, 4
Прошлое и архитектурные особенности: По данным из альбома «Модерн в архитектуре Казани», декор и архитектурная композиция здания относятся к неоклассическим формам. Вход с чугунным навесом и главная лестница выполнены в стиле модерн и находятся в северо-западной части дома. По центральной оси размещен четырехколонный портик ионического ордера, а балконная плита стоит на фигурных кронштейнах и огорожена ажурной металлической решеткой.
До 1917 года дом принадлежал ученому-химику Дмитрию Марко, и даже после в здании, построенном по проекту Олешкевича, всегда обитала интеллигенция. В 1917 году дом покупает человек по фамилии Набоков — скорее всего, гласный городской думы Павел Петрович. В советские годы в доме Марко — Набокова действовала филармония. Сюда приезжали Мстислав Ростропович, Алла Пугачева и Владимир Высоцкий.
Настоящее: Сейчас здание занимает Государственный симфонический оркестр РТ.
Первый дом Адольфа Пора
Время постройки:
1905 год
Адрес:
ул. Гоголя, 29
Прошлое и архитектурные особенности: Дом построен в конце Гоголевской улицы для лектора французского языка Адольфа Пора. Преподаватель, как и архитектор Константин Олешкевич, родился в Вильно. В 1880-е Адольф Иванович преподавал французский и был учителем Владимира Ленина. В 1911 году, после смерти Пора, дом унаследовали его вдова и свояченица Волкова. С 1980-го по 1995 год на Гоголя, 29, жил археолог, историк и этнограф Альфред Халиков.
В альбоме «Модерн в архитектуре Казани» описывается необычный фасад дома, по бокам которого расположены ризалиты. В одном из них находится вход. На центральной части здания два балкона с оригинальными ограждениями.
Настоящее: Дом расселен и находится на реставрации.
Дом купца Чукашева
Время постройки:
1908 год
Адрес:
ул. Горького, 19
Прошлое и архитектурные особенности: Особняк на бывшей Большой Лядской принадлежал купцам Чукашевым. На первом этаже около 100 лет работала аптека Шварца, в советское время ставшая аптекой №14.
Опираясь на книгу «Модерн в архитектуре Казани», объемно-пространственную композицию дома можно назвать асимметричной, что характерно для модерна. Но Олешкевич включил и элементы эклектики: так, в роли композиционной доминанты выступает крыша в форме купола с чешуйчатой черепицей. В отделке кронштейнов используются скульптуры — головы, украшенные венками из листьев. А на ризалите слева узнаваема чаша Грааля. Внутри особняка, в парадных комнатах второго этажа, сохранились две изразцовые печи.
Настоящее: В 2015 году в особняк переехал Госкомитет РТ по туризму, а год назад здание отреставрировали.
Шамовская больница
Время постройки:
1910 год
Адрес:
ул. Калинина, 5/24
Прошлое и архитектурные особенности: Проект больницы Олешкевич разработал совместно со специальной комиссией из трех врачей. Строительство здания началось в 1907 году на холме у Осокиной рощи, руководил им архитектор Василий Трифонов. В 1910 году работы, финансируемые купцом Яковым Шамовом, завершились. Сам Яков Филиппович, как говорится в альбоме Андрея Ершова, до этого события не дожил, скончавшись годом ранее. Поэтому за продолжение строительства и оборудование больницы отвечала вдова купца — Аграфена Хрисанфовна. Именно по ее настоянию здание украсила золотая надпись «Городская Шамовская больница».
План трехэтажной больницы с цокольным этажом на плане напоминает букву Ш — первую букву фамилии мецената. Фасад из красного кирпича и частичная штукатурка придают зданию дополнительную красоту. Одну из важных функций в декоре выполняют окна: на первом этаже они прямоугольные, а на втором — с лучковой перемычкой и стилизованными небольшими карнизами.
В книге «Модерн в архитектуре Казани» Андрей Ершов рассказывает, как во время Гражданской войны хирург Иван Домрачев спасал расстрелянных в Шамовском овраге. Еще живых людей он откапывал, переносил в больницу и оперировал.
Настоящее: В 2009 году больница закрылась на реставрацию, а в 2018 году в здании открылся отель Kazan Palace by Tasigo. Группа компаний «Полимекс» сохранила исторический облик и элементы интерьера. Внутри работает музей, посвященный истории Шамовской больницы, и даже установлен бюст основателя лечебницы.
Здание управления Казанского удельного округа
Время постройки:
1909 год
Адрес:
ул. Муштари, 9
Прошлое и архитектурные особенности: Дом спроектирован в стиле эклектики с деталями в духе рационального модерна. С левой стороны здания находились кованые ворота, сохранились отдельные кружевные металлические элементы на роскошных балконах здания, описанные в каталоге Андрея Ершова.
Первоначально здесь располагалось управление Казанского удельного округа, управлявшее имуществом царской семьи. После Гражданской войны все царские вещи передали Рессовпрофу — профессиональным союзам трудящихся. Во время Великой Отечественной войны в здании организовали госпиталь, затем открылась больница. Позже сюда вернулись профсоюзы.
Настоящее: Как и в советские годы, здание занимают профсоюзы, в том числе Федерация профсоюзов Республики Татарстан.
Второй дом Адольфа Пора
Время постройки:
1905 год
Адрес:
ул. Гоголя, 31
Прошлое и архитектурные особенности: Это второй дом Пора на улице Гоголя, но уже деревянный. Как пишет Андрей Ершов в «Модерне в архитектуре Казани», геометрическим центром дома является лестничная клетка. Силуэт фасада динамичный, с деревянными консолями и тонким металлическим рисунком на балконных ограждениях. Также здание декорировано эркером с резьбой, а по бокам оно завершается мансардами.
В 1906 году в доме Пора проживал заведующий кафедрой чистой математики Казанского Императорского университета Александр Котельников. Здесь же в 1908 году родился его сын Владимир Котельников — будущий академик, первый вице-президент Академии наук СССР.
Настоящее: В 2014 году здание перестроили, сохранив основной архитектурный вид. Внутри расположены коммерческие помещения, есть и квартиры в продаже.
Время постройки:
1906 год
Адрес:
ул. Щапова, 41
Прошлое и архитектурные особенности: Дом Олешкевичу заказал ученый-математик, профессор Казанского университета и депутат Первой Государственной думы Александр Васильев. Позже Васильев переехал в Петербург, и особняк унаследовал его сын Николай — философ, основоположник воображаемой логики. Неизвестно, сколько он прожил в доме, но до 1922 года здание было продано. Новым владельцем особняка стал один из сыновей банкира Мильтиада Марко.
В книге «Объекты культурного наследия Республики Татарстан» под редакцией Алексея Тарунова описывается, что восемь комнат в доме размещались друг за другом на первом и втором этажах. В композиции особняка и декоре фасада смешаны эклектичные формы и элементы модерна. Особенно выделяются юго-западный башенный выступ с парадным входом и железобетонный балкон на кронштейнах. При этом подобие башни завершают шатровая крыша и люкарна.
Встречаются и кованые элементы — ограда и ворота в барочном стиле и флагодержатели, украшенные коваными бутонами тюльпанов.
Настоящее: Сейчас в особняке Васильева обосновалось Управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ. В начале 2021 года «Бизнес Online» рассказал, что подразделение переедет и тогда здание, возможно, продадут. Но пока этого не произошло.
Дом Варвары Дружининой
Время постройки:
1911 год
Адрес:
ул. Зои Космодемьянской, 2/5
Прошлое и архитектурные особенности: Об истории деревянного дома мало что известно. В начале ХХ века в нем жила вдова казанского купца Варвара Дружинина. Сами казанцы называют дом чайным, но это отсылка не к напитку, а к украшениям в восточном стиле. В советские годы здесь, как рассказывается на youtube-канале «Новая Тартария», располагались коммунальные квартиры. Но после расселения жильцов в 2000-х здание опустело и начало разрушаться. Спасение пришло в 2011 году, когда президент РТ Рустам Минниханов перед Универсиадой распорядился восстановить особняк. Год спустя после покупки дома началась его скрупулезная реставрация.
Настоящее: После реставрации объект культурного наследия дважды выставляли на продажу. Пока он остается закрытым для посещения.
Фото: Гульназ Загидуллина