За фасадом времени: пять архитектурных памятников Казани, сильно изменившихся в 1990-е и 2000-е
Чем больше мы отдаляемся от советской эпохи, тем явнее проблема охраны ее памятников архитектуры. Помимо того что эти постройки могут вызывать самые разные чувства — от любви до ненависти, — сохранить их все невозможно в любом случае. Надо где-то жить, работать, отдыхать — поэтому здания перестраивают и реконструируют. Однако позитивных примеров — вроде обновления Ленинского мемориала и переезда туда Национальной библиотеки — не так много. Чаще здание просто оказывается покрыто вентфасадом или керамогранитом — застройка Казани особенно пострадала от этого перед празднованием тысячелетия. Серьезная часть исторического центра была расчищена от ветхих деревянных домов, а более масштабные, но уже устаревшие здания стали перестраивать. «Инде» совместно с «Казанью глазами инженера» рассказывает о пяти городских постройках, которые стали жертвами смены вкусов и обновления.
«Казань глазами инженера» — подразделение просветительской компании «Глазами инженера», существующей с 2014 года. Миссия проекта — научить людей читать язык архитектуры и инженерного искусства, лучше понимать устройство города и той материальной среды, что их окружает, приобщать людей к культуре и развивать их мышление. Для этого «Глазами инженера» проводит экскурсии, лекции, детские мастер-классы, туры по России и за рубеж, школу гида, фестивали и другие события, выпускает книги. Сейчас компания работает в Москве, Санкт-Петербурге, Тбилиси, Батуми, Ереване и Белграде, а с ноября — и в Казани.
Посмотреть расписание ближайших экскурсий и записаться на них можно на сайте «Казань глазами инженера». А по промокоду INDE10 мы дарим скидку в 10%.
Большой концертный зал
Адрес: пл. Свободы, 3
Архитекторы: М.Х. Агишев, И.Н. Агишева
Год постройки: 1967
Годы реконструкции: 1994–1996, авторы: В.П. Логинов, Е.И. Прокофьев (ВЕЛП)
В конце 1960-х в Казани появилось сразу несколько зданий из стекла и бетона, напоминавших аквариумы. Они выглядели по-новому и символизировали смену эпох, но уже через 30 лет — после распада СССР — их начали перестраивать. В Казани свой первоначальный вид потеряли почти все «стекляшки».
Концертный зал консерватории построили на площади Свободы в 1967 году. Созданию новой площадки способствовал композитор и ректор Назиб Жиганов, а возводить здание помогали студенты консерватории. Тем не менее уже к концу 1980-х концертный зал нуждался в реконструкции. В 1994 году конкурс на проект обновления здания выиграла архитектурная мастерская «ВЕЛП» (название состояло из инициалов архитекторов, основавших компанию: Виталия Логинова и Евгения Прокофьева). Фактически концертный зал не просто отреставрировали, а полностью перестроили. На месте прозрачного куба появился фасад в эстетике капиталистического романтизма конца 1990-х — 2000-х годов. А большую стеклянную плоскость заменил ряд вытянутых окон со стрельчатыми завершениями — по задумке авторов, эти арки отсылают к истокам татарской культуры и архитектурным образам Древней Булгарии.
Пригородный железнодорожный вокзал
Адрес: Привокзальная пл., 1а
Архитектор: М.Х. Агишев
Год постройки: 1967
Годы реконструкции: 2004–2005, автор: В.П. Логинов (ВЕЛП)
Здание пригородного вокзала было построено одновременно с Большим концертным залом и воплощало практически те же эстетические идеалы. Стена, выходящая на вокзальную площадь, состояла полностью из стекла, а на боковом фасаде разместили сграффито «Казань — столица Советской Татарии», быстро ставшее символом города. Его выполнили ведущие художники-монументалисты республики — Виктор Федоров и Сергей Бубеннов. Рустем Кильдибеков создал панно в зале внутри здания.
К тысячелетию Казани вокзал решили реконструировать. Автором проекта стал Виталий Логинов из архитектурной мастерской «ВЕЛП». Новое здание, как и в случае с БКЗ, приобрело обобщенные черты исторической застройки Казани с элементами эклектичной эстетики капрома. Архитекторы добавили купол, арки — на этот раз круглые и с узорными решетками. Панно с татарской красавицей оказалось под угрозой уничтожения, так как не вписывалось в новую концепцию здания, но его удалось сохранить благодаря общественному резонансу.
Дом татарской кулинарии
Адрес: ул. Баумана, 31/12
Архитектор: М.А. Яваев
Годы постройки: 1967–1969
Годы реконструкции: 1997–2004, автор: И.Г. Нургалеев
Дом татарской кулинарии, как и предыдущие два здания, начали строить в 1967 году, но торжественно открыли только в 1969-м. Современное сооружение из стекла и бетона было разработано в Татгражданпроекте. Лаконичности фасада противопоставлялось богатство интерьеров. Внутреннее оформление разработал архитектор Алексей Спориус, а выполняли дизайнеры Николай Артамонов и Валерий Охотин. Кафе с лентой самообслуживания на первом этаже украшали декоративные панно с татарскими узорами и изображениями сцен Сабантуя. На втором этаже, в главном обеденном зале, на панельных стенах из красного дерева находились восемь рельефов из полосовой латуни с изображением персонажей татарских сказок. Также был банкетный зал с вертикальными белыми панно с кожаной мозаикой.
Все это было утрачено в конце 1990-х. Как и остальные советские «стекляшки», здание устарело, и реконструкция стала скорее кардинальной перестройкой. Фасад мимикрировал под архитектуру улицы Баумана XIX века, обретя помпезный вход с полукруглой лестницей и колоннами. Интерьеры также были полностью переделаны. Но хоть главным в Доме татарской кулинарии всегда была не архитектура, а татарская кухня и наследие Юнуса Ахметзянова, изначальную функцию здания не удалось сохранить даже после ремонта. В 2018-м и 2020 году ресторан закрывался из-за финансовых проблем, а совсем недавно бизнесмен и экс-мэр Архангельска Александр Донской открыл в нем «Музей впечатлений».
Обком КПСС (сейчас — здание Государственного Совета Республики Татарстан)
Адрес: пл. Свободы, 1
Архитекторы: Г.И. Солдатов, П.А. Саначин
Годы постройки: 1952–1962
Годы первой реконструкции: 1978–1981
Год второй реконструкции: 2002, автор: Г.А. Бакулин
Здание обкома КПСС — уже не просто перестроенный советский модернизм. На нем отразилось влияние сразу нескольких смен эстетических представлений. Изначальный проект 1952 года выглядел как знаменитые московские высотки, но так и не осуществился. В 1953-м умер Сталин, и вскоре, в 1955 году, вышло постановление об устранении архитектурных излишеств. Уже начатую постройку не стали надстраивать и оформлять обильным декором. Вышло простое угловатое здание без лишних деталей, с квадратными порталами в духе советского модернизма.
Однако строение все же оказалось слишком скромного размера, и его решили достроить. В 1981 году за основным корпусом был возведен еще один, девятиэтажный. В 2000-е, когда на площади Свободы уже начали реконструировать концертный зал, досталось и главному государственному зданию города. Фасад облицевали керамогранитом, а первый корпус значительно увеличили в высоту. Любопытно, что новый силуэт строения отдаленно отсылает к изначальному проекту «а-ля сталинская высотка».
Гостиница «Татарстан»
Адрес: ул. Пушкина, 4
Архитекторы: М.Х. Агишев, М.Г. Хайруллин
Год постройки: 1970
Год реконструкции: 2005
В 1970 году в ТАССР отмечали 50-летие республики — здание гостиницы «Татарстан» по проекту архитектора Мунира Агишева появилось как раз для приема гостей праздничных мероприятий. Постройка состоит из двух объемов: 14-этажной башни и одноэтажной входной группы. Высотка стала одной из первых в историческом центре, но, в отличие от университетских высотных корпусов, нарушавших панораму центра, гостиница находилась в низине и гармонично вписывалась в городское пространство. Хотя внешне здание кажется аскетичным, в его оформлении использовали декоративные резные решетки, отсылающие к ажурным перегородкам в мечетях.
Интерьер гостиницы тоже украшен по-особенному: в его оформлении впервые в советской Казани были использованы мозаики. В холле гостей встречает монументальная композиция «Встреча гостей по-булгарски» Сергея Бубеннова, а на стенах ресторана — сцены татарского чаепития в исполнении Виктора Федорова.
Спустя 35 лет республика отмечает уже совсем другой масштабный юбилей, и гостиничный комплекс тоже решают преобразить — в 2000-е годы это означало, как правило, облицовку вентфасадом. Узорные панели у входа в гостиницу были скрыты, но внутри сохранилась мозаика в холле и ресторане. Там же остались оригинальные навесные потолки и металлические светильники в модернистском стиле. Парадоксально, но попытка осовременить здание моментально сделала его устаревшим.
Обложка: архив Inde; фото: 1 — www.gbkz-rt.ru; 2 — wikimedia; 3 — Inde; 4 — Inde; 5 — Inde; 6 — Inde; 7 — Inde; 8 — Inde; 9 — Inde; 10 — cdnstatic.rg.ru; 11 — Inde; 12 — архив Inde; 13 — Inde; 14 — Inde; 15 — photos.wikimapia.org; 16 — архив Inde; 17 — Inde; 18 — Inde; 19 — архив Inde; 20 — архив Inde