Burger
«Татарские песни»: история позднесоветской национальной музыки в 11 пластинках
опубликовано — 11.07.2023
logo

«Татарские песни»: история позднесоветской национальной музыки в 11 пластинках

Ильхам Шакиров, Олег Лундстрем и симфонический оркестр ТАССР

До конца августа в Национальной библиотеке РТ проходит масштабная выставка «О, Оттепель», открывшаяся в рамках Летнего книжного фестиваля «Смены». Экспозиция стала результатом работы Центра исследований Оттепели — масштабного проекта-конструктора московского Центра Вознесенского.

«О, Оттепель» посвящена графическому миру 1950-1960-х годов и рассказывает о малоизвестных, но уникальных сюжетах из культурной истории оттепельного времени. Один из таких сюжетов выставки посвящен дизайну и музыке Оттепели и истории легендарной фирмы «Мелодия».

Критик Денис Бояринов, куратор музыкальной части, провел исследование татарской позднесоветской музыки. На основе его текстов мы собрали краткую хронологию национальной эстрады и отрывки из произведений ее звезд.



Фарида Кудашева начинала карьеру в конце 1930-х в самодеятельном сельском театре. Во время Отечественной войны она выступала во фронтовых бригадах как артистка разговорного жанра, но нашла себя в исполнении народных и эстрадных песен, которые собирал и аранжировал ее муж, аккордеонист и композитор Бахти Гайсин. Грампластинки с записями Фариды Кудашевой стали появляться еще в середине 1950-х, ее исполнение башкирских и татарских песен считается эталонным.

Голос актера, диктора Айрата Арсланова звучал со сцен, по радио и на телевидении больше четырех десятилетий. Артист читал произведения на русском и татарском языках, они были записаны Всесоюзной фирмой грамзаписи «Мелодия» и разошлись по Советскому Союзу. Одна из пластинок посвящена творчеству поэта Мусы Джалиля, расстрелянного нацистами в Моабитской тюрьме за антифашистскую деятельность. В приведенном отрывке — голос Арсланова (не с пластинки).

Габдулла Рахимкулов
Альбом: «Озату», 1969

Сначала для Габдуллы Рахимкулова искусство было лишь одним из увлечений — только до встречи со знаменитым исполнителем Рашидом Вагаповым, который и посоветовал посвятить музыке жизнь. Так из активиста художественной самодеятельности Рахимкулов со временем превратился в мастера профессиональной сцены. Заслуженного и народного артиста Татарстана любили не только на родине, его исполнением заслушивались и за пределами страны.

Первый национальный балет «Шурале», автором которого стал Фарид Яруллин, тоже прославился и в стране, и за рубежом. Постановку композитору увидеть не довелось: он погиб в 29 лет на фронтах Великой Отечественной войны. В этой работе Яруллин — выпускник Московской консерватории — использовал пентатонику и мотивы татарских народных песен, придав музыке национальный колорит. Сейчас композитора называют основоположником национального балета.

Тагир Якупов родился в семье рабочих. Еще в детстве он начал петь, и делал это везде — в школе, на родительских собраниях, а потом и на радио, куда его пригласили выступить в четвертом классе. После восьмого класса Якупов работал на заводе, а затем, без специального образования, сумел пройти конкурс на солиста в Государственный ансамбль песни и танца. В 1977 году певец получил статус заслуженного артиста. Послушать Тагира Якупова собирались полные залы, но конец жизни он встретил в нищете, продавая на улице семечки.

Ильхам Шакиров окончил Казанскую консерваторию по классу вокала в 1960 году и, придя работать в филармонию, сперва выступал вместе с Альфией Авзаловой. В начале 1960-х они гастролировали по республике. Артист блистательно исполнял разнообразный репертуар. Он много выступал и записывался — как с традиционным аккомпанементом под баян, так и с ансамблем «Идель», который цитировал в своих аранжировках The Beatles и The Doors.

Эстрадный оркестр при участии Олега Лундстрема
Альбом: «Сарман — Татарские мелодии», 1978

Возрождение джаза в постсталинское время началось в Казани. Сюда в 1947 году из Китая приехал оркестр Олега Лундстрема, организованный в Харбине детьми русских сотрудников Китайско-Восточной железной дороги. Но в 1948-м началась «эпоха разгибания саксофонов»: джаз попал под негласный запрет как идеологически сомнительная музыка. Вернуться к джазу оркестру помогла татарская музыка. При поддержке худрука Татарской филармонии Александра Ключарева Лундстрем делал свинговые обработки народных песен и сочинений национальных композиторов.

История ансамбля «Орфей» началась в 1965 году, когда под впечатлением от The Beatles студенты Казанского университета организовали бит-группу под названием «Аргонавты». Ее лидерами стали гитарист Рашид Сабитов и композитор Вадим Усманов. «Аргонавты» вскоре переименовались в «Орфей» и довольно быстро прославились в Казани; при поддержке родного университета они ездили с гастролями по стране и даже добрались до Болгарии.

Ансамбль распался в 1969-м, и Сабитов с Усмановым ушли работать на профессиональную сцену — в Казанскую филармонию, где они создали ВИА «Идель», который, в частности, выступал с Ильхамом Шакировым и аккомпанировал ему на записях, придавая его интерпретациям татарских песен дух современности. В 1975-м Вадим Усманов возродил «Орфей» в новом составе на базе филармонии, а еще через год ансамбль принял участие во Всесоюзном конкурсе советской песни в Сочи, где занял второе место. Этот успех для казанского ВИА означал возможность сотрудничества с фирмой «Мелодия» для издания пластинок. Они вышли лишь в 1978-м, когда Вадим Усманов вновь оставил свое детище, передав руководство ансамблем Рафаэлю Мазитову. «Орфей» исполнял песни татарских композиторов — в том числе маститых Алмаза Монасыпова и Рустема Яхина, — но в дебютный миньон «Скажите, лебеди» они не вошли. Его составили песни московских мэтров, членов Союза композиторов, и лишь одна баллада, написанная Вадимом Усмановым.

В советское время Ренат Ибрагимов был самым известным татарским певцом за пределами Татарстана. Начав карьеру в 1970-х, он повторил маршрут успеха, ранее пройденный Муслимом Магомаевым: консерваторское образование, стажировка в Италии, призы на вокальных конкурсах и, как следствие, всесоюзная слава. У Ибрагимова были импозантная внешность, оперный баритон и гигантский репертуар, где помимо арий, романсов, неаполитанских и татарских песен важное место занимали романтические эстрадные баллады.

Первым хитом певца был ритмичный «Наш город», ставший неофициальным гимном Казани, — вместе с тем, песня была сочинена латвийским композитором Раймондом Паулсом в Риге и первоначально называлась «Тот город», что зафиксировано на дебютном сингле Ибрагимова. Да и сам певец, родившийся в семье военного во Львове, жил и работал преимущественно в Москве.

С распадом СССР и постепенным становлением в России новой капиталистической реальности Ибрагимов, в отличие от Магомаева, не стал затворником, а, напротив, словно удвоил профессиональные усилия: он продюсировал музыкальные фильмы с собственным участием, основал продюсерский центр и собственный театр песни, энергично выпускал альбомы и пел дуэтом с молодыми поп-звездами, от Алсу до Дины Гариповой. Несмотря на то что репертуар певца был крайне широк, про национальные песни он никогда не забывал: одной из его визитных карточек была татарская песня «Ай, былбылым», которую он сделал знаменитой на всю страну.

Консерватория открылась в Казани в 1945 году и завоевала репутацию одного из сильнейших музыкальных вузов страны. Из нее вышла яркая композиторская школа. На пластинке представлено несколько ключевых имен — от Салиха Сайдашева, первопроходца татарской композиторской музыки, до Альберта Лемана, который создал кафедру композиции в Казанской консерватории, и его ученика Алмаза Монасыпова, в чьей музыке сосуществовали исламская религиозная традиция и эстрадно-джазовые гены.

Сирота из села Актаныш была неординарно одарена музыкально: с легкостью снимала на слух песни, воспроизводила сложные мелизмы и уже с четвертого класса ездила по Татарстану, выступая с агитбригадой. В 24 года певица-самоучка стала солисткой Татарского государственного ансамбля песни. Авзалова пела на 14 языках мира, одной из первых исполняла народные и авторские песни на татарском в сопровождении электрогитары, органа и ударных, что шокировало слушателей в деревнях и селах. Она вошла в историю татарской музыки как «моң патшабикәсе».

Обложка: Giphy.com