Гид. Что и почему смотреть на Нуриевском фестивале
В субботу, 2 апреля, начнётся продажа билетов на спектакли XXIX Международного фестиваля классического балета имени Рудольфа Нуриева, они будут стоить от 500 до 3000 рублей. В этом году фестиваль пройдёт с 11-го по 28 мая, как обычно, на сцене Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. В этом театре Нуриев был дважды: в марте и в мае 1992 года. В дни последнего майского визита, на Международном фестивале классического балета, он успешно дирижировал «Щелкунчиком» Чайковского и согласился дать фестивалю своё имя. Через семь месяцев Нуриева не стало.
Есть ли что-то нуриевское ― кроме названия, конечно, ― на казанском балетном фестивале № 29? Связь балетного форума с гением танца попыталась найти Айсылу Кадырова.
Владимир Васильев
Гостем и участником XXIX Нуриевского фестиваля станет легендарный танцовщик ХХ века, режиссёр и балетмейстер Владимир Васильев. С Рудольфом он был хорошо знаком. Они почти ровесники: Васильев, которому 18 апреля исполнится 76 лет, моложе Нуриева на два года.
И о Васильеве, и о Нуриеве в СССР заговорили одновременно ― в 1958 году, когда оба лучше всех танцевали в Москве, в концертном зале имени Чайковского, на конкурсном смотре учеников Московского и Ленинградского хореографических училищ.
Благородный и скромный Васильев потом вспоминал: «Когда я впервые увидел, как Рудик танцует, у меня возникло удивительное ощущение, что на сцене не человек, а красивое животное. Он был как натянутая струна...». Нуриев же делился такими воспоминаниями: «Когда Владимир Васильев подошёл сказать мне, что я его покорил, всё во мне перевернулось. Никто ещё не делал мне такого комплимента».
На XXIX Нуриевском фестивале будет показано два спектакля в постановке Васильева ― Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») на музыку мессы си-минор И.С. Баха и «Анюта» по рассказу Чехова «Анна на шее» на музыку Валерия Гаврилина.
Dona Nobis Pacem
Dona Nobis Pacem («Даруй нам мир») ни в коем случае не балет: в этом грандиозном сочинении задействованы музыканты оркестра, хор, солисты оперы, классические танцовщики, мастера компьютерной графики... Это очень личное высказывание Васильева, которое он готовил почти 40 лет. Начинал, когда ещё была жива его муза ― балерина Екатерина Максимова.
Людмила Коновалова
Екатерине Максимовой Владимир Васильев посвятил балет «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина. Предполагается, что на фестивале заглавную ― максимовскую ― партию исполнит прима-балерина Венского государственного балета Людмила Коновалова.
Екатерина Максимова. Фото из архива В. Васильева
Коновалова больше многих на Нуриевском фестивале-2016 связана с Нуриевым. Так, в 2010 году работать в Вену её пригласил Мануэль Легри ― один из танцовщиков, которым в своё время благоволил Нуриев. Педагогом Людмилы в новой труппе стала Бригитте Штадлер ― партнёрша Нуриева. Другая партнёрша легендарного Руди, итальянская балерина Карла Фраччи, устраивала Коноваловой ангажементы в Римской опере. Наконец, Майя Плисецкая ― балерина, которую Нуриев ценил необычайно высоко, ― неоднократно говорила, что Людмиле Коноваловой суждено выступать на сценах лучших театров мира.
«Дон Кихот» Владимира Яковлева
Существует версия, что впервые танец Плисецкой Нуриев увидел, когда ему было 13 лет. В марте 1950 года он был проездом в Москве и оказался в Большом театре: в тот вечер в партии Китри в «Дон Кихоте» триумфально дебютировала Майя Плисецкая. Позже друзья Майи Михайловны рассказывали ей, что Нуриев после первого акта плакал. Много лет спустя Майя спросила у Рудольфа, правда ли это. Он ответил: «Неправда. Я не плакал, я рыдал. Рыдал от счастья. Вы устроили пожар на сцене».
«Дон Кихот». М. Плисецкая
На XXIX Нуриевском фестивале «пожар на сцене» устроят в «Дон Кихоте» (или не устроят, как уж повезёт) премьеры Национального балета Королевства Нидерланды Майя Махатели и Артур Шестериков. Они будут танцевать этот знаменитый балет в редакции Владимира Яковлева ― руководителя балетной труппы театра имени Джалиля. Яковлев, как и Нуриев, окончил Ленинградское хореографическое училище. Но лично познакомились они только в Казани, родном городе матери Рудольфа, в 1992 году.
Известна потрясающая история, как Яковлев «удержал» Нуриева в Казани. Самым фешенебельным отелем в 1992 году в Казани считалась гостиница «Молодёжный центр» (сейчас в этом здании располагается «Ак Барс банк»). В фойе Нуриев спросил Яковлева, на каком этаже его номер. Услышав, что на пятом, мрачно заявил: «А лифт не работает!». И это оказалось правдой. Когда лампочка кнопки не загорелась, Рудольф повернулся к Владимиру и произнёс с саркастической улыбкой: «Видишь?! Я же говорил. Ну не может в России работать лифт. Я улетаю обратно в Париж!».
Яковлев не рассказывает, что он наговорил тогда Нуриеву. Ему важен итог: Рудольф в Париж не улетел ― остался…
А про «Дон Кихота» Яковлева полезно знать вот что. Один из лучших эпизодов спектакля с современными декорациями ― проецирующимися на экран кинокадрами ― длится не больше пяти минут. Это вставной номер «Фламенко» (в сцене свадьбы), его блестяще исполняет Анна Фёдорова ― специально приглашённая танцовщица. Оркестр замолкает, и под ритмичное сопровождение кастаньет и пальмас (хлопков) она танцует свободно, страстно, пленительно... Длится это совсем недолго, но запоминается навсегда. Дух подлинной Испании.
Солисты из Лондона
В своей личной иерархии столиц Нуриев ставил очень высоко, даже выше Парижа, Лондон. Он писал в «Автобиографии»: «В Лондоне очень много любителей балета, а я не знаю большей радости, чем танцевать перед знатоками».
На Нуриевском фестивале в Казани любимцы Лондона будут танцевать в «Жизели». Это премьеры Королевского балета Великобритании Сара Лэмб и Мэтью Голдинг. Сара родилась в Бостоне, где училась в балетной школе у Татьяны Николаевны Легат, подруги Рудольфа Нуриева. Несколько лет назад Легат вспоминала в беседе с Дианой Солуэй, как в конце пятидесятых годов прошлого века, жарким августом, когда вся труппа Кировского театра была ещё в отпуске, занималась в балетном классе «вместе с одержимым Рудольфом».
Солисты из Петербурга
Солисты Мариинского театра Оксана Скорик и Евгений Иванченко — принц Зигфрид выступает спасителем Одетты
Нуриев всегда мог сразу вспомнить дату, когда решил остаться во Франции: это случилось 17 июня 1961 года. Он мог легко забыть дату своего рождения (17 марта), но никогда не забывал день, когда в 1955 году сел в поезд, который вёз его из Москвы в Ленинград, ― 17 августа. Ленинград ― главный город в его биографии. Трамплинный.
На XXIX Нуриевском фестивале этот город будут представлять солисты Мариинского театра Оксана Скорик и Евгений Иванченко (публика увидит их в главных партиях в «Лебедином озере»), Мария Ширинкина и Владимир Шкляров (роли влюблённых в балете «Шурале» Яруллина) и труппа Театра балета Бориса Эйфмана, которая привезёт в Казань два густонаселённых спектакля ― «Онегин» и «Роден».
Балет «Баядерка»
Рудольф Нуриев и Алла Осипенко, Мариинский (тогда ещё Кировский) театр. Балет «Баядерка»
Любимым балетом Нуриева была «Баядерка». Его суровый отец единственный раз приехал из Уфы в Ленинград весной 1960 года ради того, чтобы увидеть сына именно в этом балете.
«Баядерка» ― последнее творение Нуриева-хореографа, которое он создал в Парижской национальной опере в 1992 году, за три месяца до смерти.
Постановка Рудольфа Нуриева. «Баядерка», 2012 год
На XXIX Нуриевском фестивале в Казани в «Баядерке» будут впервые танцевать солисты Парижской национальной оперы Леонор Болак (Никия), Франсуа Алю (Солор), Сэ Ын Пак (Гамзатти). Никому из них поработать с Нуриевым не довелось. Но в Париже они танцуют нуриевскую версию «Баядерки», оттачивая партии с педагогами, которые лично знали Рудольфа.
Балет «Эсмеральда»
Откроется XXIX Нуриевский фестиваль премьерой балета «Эсмеральда» по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» на музыку Цезаря Пуни и Риккардо Дриго. Ставит его с казанскими танцовщиками московский хореограф Андрей Петров.
«Эсмеральда» имеет непосредственную связь с жизнью Нуриева: эффектный фрагмент из этого балета заставил в своё время балетный СССР заговорить о талантливом артисте. Имеется в виду па-де-де богини Дианы и смертного юноши Актеона из старинной, 1935 года, постановки «Эсмеральды» Агриппины Вагановой. Нуриев виртуозно танцевал его на старте своей фантастической карьеры в паре с балериной Аллой Сизовой. Кстати, на том самом смотре хореографических училищ страны в далеком 1958 году, когда он познакомился с Васильевым, Рудольфу пришлось танцевать одну только вариацию Актеона (потому что Сизова заболела). И его выступление, как говорили и писали очевидцы, ошеломило зал.
В «Эсмеральду» Андрея Петрова включено па-де-де Дианы и Актеона в хореографии Агриппины Вагановой. Пока не известно, кто на казанских представлениях спектакля будет танцевать виртуозную нуриевскую партию. В не менее сложной партии Дианы зрители увидят американку Джой Уомак. Она работает в московской труппе «Кремлёвский балет» и уже во второй раз приедет к нам на Нуриевский фестиваль.
Фото: operaibalet.ru