Современное искусство Казани в Москве — рассказываем о трех новых выставках
С 14-го по 16 июля, за один уикенд, в Москве открылись сразу три экспозиции с казанскими художниками. Активных участников городской арт-сцены выставили музей «Арт4», галереи «Триумф» и Spas Setun. В общей сложности в выставках приняли участие более 20 казанцев — рассказываем о каждом из проектов: в том числе о теплых фотографиях Зули Алиевой, модернистских объектах Саши Шардак и мрачном проекте об апокалипсисе арт-группы Plague.
Улица с односторонним движением
Институция: галерея «Триумф»
Адрес: ул. Ильинка, 3/8, стр. 5
Даты проведения: 15 июля — 13 августа 2023 года
Кто участвует: Дина Салкын, Юлия Павлова, Сания Саженская, Ирина Сафиуллина, Зуля Алиева, Стася Ибрагим, Варя Обшивалкина, Аврора Родина, Дарья Скрипаль, Neji201, Иван Урбан, Анастасия Юсыпей, Катя Конюхова, alesha, Настя Мороз, Зухра Салахова, Илья Татаров, Артур Голяков, Саша Шардак, Artyomm Seeela, Эллина Геннадьевна, Нурия Нургалиева
«Улица с односторонним движением» — самая масштабная из всех казанских выставок в Москве — была подготовлена совместно с Центром современной культуры «Смена» и в ней принимают участие 22 художника. Путь, который простраивают кураторы, соткан из фрагментов личных историй и воспоминаний, памятных мест, визуальных образов, воссоздающих культурный ландшафт современной Казани. А название подчеркивает «невозможность свернуть», несмотря на возможные преграды или спонтанные встречи.
Казань стоит на левом берегу Волги, и она во многом определяет опыт жителей. На выставке представлены фотографии Зули Алиевой из проекта, посвященного реке. В детстве художница ощущала Волгу как море, в котором ценность представляли абсолютно все вещи: от ракушки до рыболовного крючка. Тема природы получает развитие в керамических скульптурах Дины Салкын. Биоморфные формы и естественные потеки глазури напоминают речных обитателей, а намеки на неоготику вызывают ощущение полного слияния человеческого и природного. Настя Мороз с детства привыкла искать ассоциации в естественных формах, поэтому в своей художественной практике работает с абстракцией. Часто в ее керамических скульптурах присутствуют отверстия как напоминание о карандашницах, сделанных из древесного гриба. К фрагментам памяти и будничной жизни обращаются Иван Урбан и Анастасия Юсыпей, а Юлия Павлова размышляет об отшельничестве через опыт своего отца. Neji201 и Катя Конюхова превращают моменты из жизни в яркие абстрактные композиции.
Личный опыт и переживания становятся стимулом для познания собственного внутреннего мира для Дарьи Скрипаль. Ее работы отличает эмоциональность и интимность, выраженная в абстрактных живописных полотнах, а в объектах художницы часто встречаются фрагменты природы — веточка цветов, перья птицы. Ей близка Нурия Нургалиева, которая с помощью анимации и графического дизайна создает хрупкие образы о страхах, нежности и искренности. И если Дарью Скрипаль и Нурию Нургалиеву можно описать через лиричность, то Аврору Родину отличает прямота и даже некоторый вызов. Наверное, ничто лучше не передает ее вайб, чем ироничный и яркий живописный автопортрет с названием «Посмотреть сегодня фильм или повеситься?».
Особый интерес представляет история Казани, и такая художественная стратегия может быть одним из способов исследовать идентичность. Сания Саженская обращается к своим корням и создает автоэтнографический нарратив. В залах галереи «Триумф» можно увидеть шатер, который художница построила из простых материалов (сантехнические трубы, банкетная сетка, пряжа), а внутрь поместила корзину, наполненную отсылками к своей семье. Этот шатер перемещается по разным пространствам и обращает внимание зрителей на проблему миграции. Инсталляция Сании Саженской вступает в диалог с текстильными панно Зухры Салаховой. На первый взгляд разрозненные вышивки складываются в целостный нарратив, побуждают зрителя всматриваться. Зухра Салахова работает в техниках декоративно-прикладного искусства, поэтому в своих объектах говорит на языке знаков. Декоративно-прикладное искусство интересует и Ирину Сафиуллину. Она использует традиционный татарский орнамент при создании паблик-арт-объектов и инсталляций.
История искусства Казани связана не только с традиционными татарскими образами, но и с исследованиями в области кинетического искусства и светомузыки. В 1962 году в Казанском авиационном институте было основано студенческое конструкторское бюро «Прометей», участники которого занимались светомузыкальным оформлением города, экспериментировали с видео и организовывали первый в СССР мультимедийный фестиваль — на выставке можно увидеть интерес современных художников к свету и предметному миру. Эллина Геннадьевна исследует взаимодействия между искусственным и естественным. Она экспонирует инсталляцию, состоящую из деревянной стойки с попугаем, неоновой надписи andy на розовом фоне и восьмиканального звука. Художница предлагает зрителям погрузиться в созданное ею пространство и задействовать не только визуальные, но и слуховые рецепторы. Саша Шардак экспериментирует со взаимодействиями форм, цвета, фактур и света. Он опирается на эстетические системы прошлого и связывает их с настоящим.
Диалог с городом позволяет зафиксировать в художественных образах повседневность. Стася Ибрагим и Варя Обшивалкина фиксируют в своих работах изменения городской среды Казани. Alesha работает с целым спектром медиа: живопись, видеоарт, тату, стрит-арт. Такой подход позволяет ему находить интересные визуальные и концептуальные решения. Междисциплинарность свойственна и Артуру Голякову. Он играет с контекстами, поэтому один и тот же объект — например, пластмассовая пицца — может выглядеть как сакрально, так и очень по-бытовому. Тема повседневного и религиозного продолжается у Ильи Татарова. Он использует резьбу по дереву, чтобы имитировать наличники, и внутрь этой рамы помещает экспрессивные графические листы. Сакральность приобретают и вполне повседневные вещи: например, трансформеры и динозавры. Так художник конструирует свою мифологию, что роднит его с Artyomm Seeela, который представляет в своих работах альтернативную систему мироустройства.
Выставка «Улица с односторонним движением» открывает проект «Системная сборка», который обращается к художественным сценам разных городов России. Через художников и сообщества проект расскажет о процессах, которые формируют локальные культурные среды.
Третье переиздание
Институция: музей «Арт4»
Адрес: Хлыновский тупик, 4
Даты проведения: 14 июля — 26 августа 2023 года
Кто участвует: Саша Шардак
Саша Шардак на своей персональной выставке исследует взаимоотношения между человеком и предметами. Его интересуют интерьеры Оттепели, поэтому в свои работы он включает узнаваемые паттерны 1960-х, например, матиссовские цветочки. На выставке можно увидеть лаконичные скульптуры из любимого материала Саши — светлого дерева, — имитирующие эстетику модернизма.
В том, как Шардак видит композицию, просматривается его тесное знакомство с дизайном, который он с 2021 года исследует как художественный медиум. Саша окончил Казанское художественное училище, Британскую высшую школу дизайна, «Свободные мастерские» ММОМА. Отдельно стоит упомянуть его интерес к свету и цвету — выставка в «Арт4» подсвечена зеленым неоном.
Саша Шардак дает «третью жизнь» формам модернизма: первая, по его мнению, была в начале XX века (вспомним Баухаус), вторая — в Оттепель, а третья — сегодня.
Made in Heaven
Институция: галерея Spas Setun
Адрес: ул. Спартаковская, 19, стр. 3
Даты проведения: 15 июля — 1 августа 2023 года
Кто участвует: арт-группа Plague
Выставка посвящена исследованию отношений искусства, политики и дизайна в их обращении к утопическим идеям и устремлениям к построению лучшего будущего. С этой темой группа работает с момента основания в 2018 году.
Название выставки — цитата из одноименной песни Фредди Меркьюри:
Made in heaven
I'm playing my role in history
Looking to find my goal
Taking in all this misery
But giving it all my soul
В клипе на песню Фредди Меркьюри исполняет свою роль в прямом смысле этого слова — играет на сцене. Его фигура возвышается среди множества камней, а ближе к концу центральный камень раскалывается, и герой оказывается стоящим на глобусе. На выставке Plague также можно увидеть деревянный глобус — точнее, остатки его каркаса, ведь выставка иллюстрирует «мир после катастрофы». «Апокалипсис» уже произошел, и арт-группа предлагает это принять и осознать художественный потенциал ситуации.
Художников группы — Артура Голякова, Стаса Лобачевского, Ваню Венмер и Зухру Салахову — интересует эстетика постцифрового и объектно ориентированного искусства. В залах галереи экспонируется живопись, основой для которой послужили изображения рая, взятые из иллюстраций разных околохристианских сект. Одна из частей выставки — граффити — вынесена за пределы галереи.
Сами участники коллектива скептически смотрят на идею построения «Рая на Земле» и предлагают мыслить современность как мир после катастрофы — и, исходя из этого, вырабатывать всевозможные постапокалиптические сценарии будущего и возможности человечества к ним приспособиться.
Фото предоставлены организаторами