Burger
«Архипелаг грез». Художники новой выставки в «Смене» — о том, как они видят свои острова
опубликовано — 02.08.2023
logo

«Архипелаг грез». Художники новой выставки в «Смене» — о том, как они видят свои острова

Зачем не знаю, ей снятся острова

С 28 июля в «Смене» работает выставка «Архипелаг грез», созданная при участии 11 художников и одного коллектива из четырех городов России. Она продлится до 27 сентября.

Соорганизатором выставки выступил фонд поддержки современного искусства «Сфера», а куратором — Сергей Гуськов, который вдохновился книгами Кристофера Приста и задал художникам идею: создать остров и наполнить его своими фантазиями. Так получились сюжеты про временные аномалии, утопические страны и сказочные сны.



«Мои работы не про то, чтобы нравиться»

Алексей Корси создает инсталляции и комплексные объекты. Работы художника реальны и абстрактны, при этом просты для восприятия. На выставке Алексей представил произведение, которое ему приснилось четыре года назад.

Алексей Корси

художник, куратор, фотограф

Мои работы роднит бесчеловечная сухость, которая вызывает невротическое недовольство, нехватку живости. Я художник ужаса: всегда ищу совершенную сделанность, которая людям неприятна. Мы довольно хаотичные, нам нравится человеческая органичность пространства, уют. А я создаю строгое, звонкое и безжизненное. Так было у минималистов в 1970-х: ты смотришь на идеальный куб из металла, и его нельзя полюбить, потому что он противен человеческой сущности. Так и мои работы — они не могут нравиться.

Во многих моих произведениях иллюстрируется машинность человеческого сознания и опыта, показывается, что наши чувства, мысли и соображения детерминированы внешней средой, языком, рождением, питанием и состоянием организма.

Конкретного персонажа у меня нет, но все работы про человека. Мне важен соучастник — зритель, который распаковывает эти смыслы. Мои произведения очень простые: достаточно внимательно посмотреть на текстуру, форму, размер, свет и прислушаться к запахам и звукам. Что видишь и что тебе кажется — то оно и есть, но конкретно для тебя, не для всех. Это субъективный чувственно-интеллектуальный опыт переживания. Я всегда закладываю в произведение полную возможность его декодирования без дополнительного обращения к справочной информации.

На этой выставке я показываю фантастическую историю, которая мне приснилась. Это странная, подверженная различным интерпретациям ситуация, где мы, вместо голосов людей, слышим пение птиц. Они слетелись на международную встречу и что-то обсуждают. Работа называется «Аркадия» — как образ божественного и утопического пространства, где люди живут в единении с природой, как равноправные участники процесса миротворения.

«А если Землю помыслить как животное, чем бы тогда был Тагил?»

Уральское художественное объединение «ГУЙ» возникло на стыке группы по совместной лепке «Лепкотусы» и лаборатории практического востоковедения. Первую выставку участники объединения Егор Ефремов и Мария Плаксина провели в 2018 году. Для инсталляций и скульптур они используют глину, дерево, сено и паклю.

Мария Плаксина

художница, соосновательница художественного объединения «ГУЙ»

Мы начали с процессуальных практик: Егор вел востоковедческий кружок, у меня была группа по совместной лепке под названием «Лепкотусы». Чтобы заполнить пространство на первой выставке, мы решили сделать еще и скульптуры. Поэтому материал из глины, соломы и дерева в таких масштабах возник стихийно. Он не был основным, но потом стал самым интересным для нас. Чаще всего мы делаем скульптуры, отталкиваясь от тем, которые нам предлагают. Наши работы редко кочуют с выставки на выставку, мы специально делаем огромные работы, которые невозможно перенести. Например, эту работу мы смастерили в Казани.

Для выставки нам предложили создать остров, который отражает вселенную нашего объединения. Мы и сердцем, и душой привязаны к Нижнему Тагилу, в котором я выросла, поэтому решили показать, как видим его. Для каждого горожанина место, где он родился, — центр мира, и мы тоже своего рода тагилоцентристы. А если Землю помыслить как животное, чем бы тогда был Тагил? Так и получилось, что корова у нас — символ Земли, а Тагил — вымя.

Егор Ефремов

художник, сооснователь художественного объединения «ГУЙ»

Наша корова необычная — по рогам, по стати, по скульптуре она либо критская, либо похожая на настенные изображения в испанской пещере Альтамира. В Средиземноморье отношение к этим животным определенное — это одна из форм Зевса у греков; а в египетской мифологии богиня неба Хатхор изображалась в образе коровы. Наша скульптура получилась подвешенной, а под ней казан с водой — плоское изображение Земли.

Мария Плаксина

художница, соосновательница художественного объединения «ГУЙ»

Делать именно казан мы не планировали. Это должен был быть эмалированный таз полукруглой формы. Потом поняли, что казан подходит идеально. А когда мы приехали в Казань и увидели название города без мягкого знака, подумали: «Это же как наш казан!» Все мистическим образом совпало.

Еще в инсталляции есть антропоморфные телята. Они тянутся к маме, но не могут достать — она в воздухе. Поскольку выставка называется «Архипелаг грез», мы представляем, что наши грезы — это родина, к которой мы хотим прикоснуться губами, но она предлагает нам металлическое вымя, до которого еще и не дотянуться. Такой парадокс недосягаемости.

«Тебе снится что-то чудесное и невероятное, но ты просыпаешься, и все рушится»

Мультимедиахудожница Диана Капизова работает с видео, 3D-графикой, перформансами и создает объекты. Она любит играть с женскими образами в поп-культуре, исследовать мифы, легенды и сказки.

Диана Капизова

художница

Мне очень нравится анализировать этот мир, работать с мечтами людей и своим чувственным опытом. В этой работе я создала фантастический остров, где спит царевна. Это место, которое сочетает русские сказки и героев из них, знакомых нам с детства.

Я использовала архитектурный образ храма Василия Блаженного и вдохновлялась историей Сююмбике. Видеопроекцию поместила в теремок со сказками: получилась музыкальная шкатулка, потому что там очень много поют. В начале можно услышать голоса трех девушек, которые профессионально занимаются вокалом, а в некоторых местах пою я. Считаю, что музыка — самое высокое из всех искусств, поэтому очень люблю использовать ее в своих работах.

На острове происходит игра — сочетание сна со смертью: царевна, главная героиня, спит, но в то же время создается впечатление, что она умерла и ее отпевают. Этот остров — пребывание во сне и невозможность построить мир вокруг него. Тебе снится что-то чудесное и невероятное, но ты просыпаешься, и все рушится.

«Архипелаг грез» — про места, где человек может найти счастье и покой. Так же и у меня: во сне ты пребываешь в неге и можешь построить свой мир в нереальности. При этом иллюзии становятся шире, а настроения — сильнее.

Мне еще нравится история Китежа — русского города, который затонул в озере Светлояр, спасаясь от разорения монголо-татарами. Для меня это очень сильный образ, ведь мы можем нырнуть в озеро и найти его. Здесь есть связь с моей работой: кажется, город был, а с другой стороны, его будто и не было.

«Рука идет впереди, а потом ты созреваешь»

На выставке представлены две работы казанско-рижского художника Рамина Нафикова, которые выглядят довольно абстрактными, но их объединяет «тактильная живопись». Эту концепцию выдумал фантаст Кристофер Прист — это еще одно влияние британского писателя на выставку.

Рамин Нафиков

художник

Красота — это то, что вызывает сильные эмоции, и я пытаюсь это показать. Работаю над тем, чтобы было выразительно, гармонично и нравилось самому. В процессе для меня расплывается линия горизонта — понимание красоты незаметно куда-то идет, развивается, а я следую за этими бесконечными движениями и поисками. Тогда эмоции получаются сильными и настоящими.

Говорят, что мои работы меняются, но для меня они те же. Это мой путь, как, например, прогуливаться по новой тропе — открываешь новые виды, впечатления. Работа над картиной — усилия над собой, своими ощущениями и пониманием. Часто оно опережает тебя: ты еще не готов увидеть ту красоту, которая там вдруг образовалась. Рука идет впереди, а потом ты созреваешь. Иногда благополучно уничтожаешь это, но по фотографии потом понимаешь, что было, оказывается, что-то стоящее. Так я вижу процесс развития личности, и в нем вся жизнь.

Конкретно про этот остров можно сказать, что он про что-то легкое. На самом деле мне всегда хочется насыщенного и наполненного. Я всегда выражался через плотное, не светлое и не воздушное. А это место получилось обдуваемым, без деревьев, поэтому оно отличается от обычных моих островов.

«Какие-то вещи могут таиться внутри и вдруг вылезать»

Денис Крюков родился в Москве, в семье художников-графиков. Его с детства учили шрифтам, но он стал писателем и применял изученное только в письме. А два года назад Денис вдруг начал рисовать.

Денис Крюков

писатель, журналист, художник

Художественные навыки у меня были с детства, но заниматься искусством, неожиданно для себя, я начал недавно. Иногда шучу, что я самый быстрый российский художник: начал рисовать, и через полгода у меня уже была первая выставка в галерее «Пальто».

Это та вещь, которая находится в крови. В этом я убедился сам: мой дед рано ушел на войну, еще не успев ничему научиться, но я был поражен, когда бабушка показала письма с фронта — в них были прекрасные шрифты.

Я использую только горизонтальные параллельные линии, точки и текст. Это попытка соединения моего литературного и изобразительного: инсталлирую текст в картины, поскольку продолжаю быть писателем, а шрифты — это первое, чему научил меня папа.

Если говорить про работу на этой выставке — она состоит из цитат, но при этом там есть послание про ложный романтизм, обманутые ожидания и триумф воли, заключенный в бытовых условиях. И я здесь не столько про свободу, сколько про то, какая оптика у бывших малышей — ныне взрослых. А изображение моря — это некий поклон «Девятому валу» Айвазовского. Его всегда любил: в моей школе висело огромное полотно, которым я всегда восхищался.

«Одна из основных задач художника заключается в борьбе с упрощением»

Артур Голяков — художник, независимый куратор, создатель кураторского объединения Plague и 2.27.7 Club, выставочных пространств Plague Space и Plague Office в Краснодаре и Казани. В своей практике он изучает вопросы предметности, повседневного и религиозного мистицизма.

Артур Голяков

художник, куратор, сооснователь кураторского объединения Plague

То, что я сделал для этой выставки, скорее похоже на море. Это была первоначальная идея, от которой мы отталкивались с куратором Сергеем Гуськовым. Мне нравится топология и взгляд на мир как на наслоение полей или сетей, в которых мы можем находиться одновременно. Это может быть речь, в которую все погружены, или физическая среда. Моя работа выступает в роли того, что соединяет острова между собой, а в тех местах, где физически не присутствует, она указывает на эту связь.

Эта работа хоть и продолжает две другие — Agenda 2019-го и 2022 годов, в ней используются новые для меня визуальные приемы, сильно отличающиеся от предыдущих. Они позволили лучше раскрыть часть начатых ранее тем.

Концепцию выставки нельзя свести к какому-то определенному узкому вектору. Это следствие упрощения. А одна из основных задач художника заключается в борьбе с упрощением, поэтому мне хочется оставить зрителям поле для размышлений.

Фото: Даниил Шведов