Burger
Место, где смерть рада помочь жизни: истории из Казанского анатомического театра
опубликовано — 10.11.2023
logo

Место, где смерть рада помочь жизни: истории из Казанского анатомического театра

Но с нею так здорово… растет мортидо

В XIX веке казанские врачи были известны во всей империи, но и у медицины того времени была важная особенность: уверенно поставить диагноз получалось только после вскрытия мертвого тела. При этом студентов-медиков в России было больше, чем всех остальных. Поэтому при каждом университете строили анатомические театры — здания для публичного вскрытия или проведения операций. Странное название пришло из эпохи барокко: на рубеже Ренессанса и Нового времени врачи в парадных костюмах устраивали спектакли, препарируя трупы.

Анатомический театр во дворе Казанского федерального университета — один из старейших в России. Автор блога «Прохладная история» Иван Ротов специально для «Инде» рассказывает истории о будущей революционерке со скелетом кошки, вскрытиях в часовне и «чудовище с козлиным туловищем и человечьей головой» из здания, на фоне которого сегодня любят фотографироваться молодожены.



Первый анатомический театр, который захоронили (нет)

В интернете и сегодня можно встретить байку о том, что первую анатомическую коллекцию Казанского университета похоронили в 1824 году по приказу попечителя учебного округа Михаила Магницкого. Якобы чересчур верующего чиновника возмутило отношение медиков к телам, и он приказал уничтожить анатомический театр, а кости захоронить по православному обряду. Но это неправда.

Через два года после создания университета, в 1806-м, студентам выделили для занятий с трупами две комнаты в тенишевском доме (сегодня это правая часть главного корпуса на ул. Кремлевской, 18). А с 1812 года анатомичка переехала в деревянный домик рядом с типографией университета (сегодня — ул. Нужина, 1/37). Но к 1820-м в распоряжении казанских студентов не было ни одного тела: только скелет младенца, еще один — четвероногого петуха-мутанта и два утиных, а также несколько человеческих костей.

Чтобы решить проблему с учебным материалом, в Подлужной слободе (между садом Фукса и Русско-Немецкой Швейцарией) устроили специальные чаны, где размачивали трупы людей и животных для извлечения скелетов. Но навыков не хватило, и процесс затянулся на три года. Смотрители чанов регулярно заболевали и умирали. Попечитель Магницкий возмутился этим и потребовал уничтожить опасное предприятие. Чаны зарыли на том же месте — отсюда и пошла легенда. При этом в обращении к совету университета Магницкий потребовал как можно скорее найти для студентов хотя бы один полный человеческий скелет.

Подлужная слобода, XIX век

Подлужная слобода, XIX век

Здание «дикого цвета»

В 1830-е годы по проекту Михаила Коринфского был создан ансамбль Казанского университета, частью которого стал анатомический театр. Трехэтажное здание строили с 1834-го по 1837 год, оно обошлось казне в 51 519 рублей. По задумке архитектора, театр был главной доминантой двора. Важность здания подчеркивал и его цвет. Сегодня университетские корпуса белые, но изначально такими были только колонны и декор.

Стены анатомического театра были выкрашены «дикой краской» — так называли смесь серого или серо-голубого цвета из сажи, белил и голландского черного красителя. Здание выделялось на фоне соседних песочно-желтых корпусов библиотеки и химической лаборатории. Мы не знаем точно, когда ансамбль приобрел привычный белый цвет — возможно, после большого городского пожара 1842 года. Тогда была уничтожена обсерватория при университете, но библиотека и анатомический театр пострадали незначительно.

Последствия пожара 1842 года в Казани

Чтобы избежать критики со стороны религиозных консерваторов, в проекте здания анатомического театра с самого начала была предусмотрена часовня. Ее можно увидеть и сейчас — это небольшая пристройка к основному корпусу. А надпись на латыни на фасаде театра появилась совсем недавно, в 1970 году. Hic locus est, ubi mors gaudet succurere vitae означает «Это место, где смерть рада помочь жизни».

Современный облик здания с надписью на латыни

Единственное, что впечатлило Александра Дюма

Автор романов о мушкетерах посетил Казань осенью 1858 года. Вообще, Дюма интересовался прежде всего кухней, нравами, немного политикой и вовсе не планировал заходить в университет. Но случайно встретил на улице ректора Осипа Ковалевского, и тот привел писателя на обзорную экскурсию.

По мнению Дюма, Казанский университет был похож на любой другой. Автора заинтересовали только экспонаты анатомического театра. Дюма пишет про два скелета, которые называет «Беков и Спайкин». На самом деле речь про Быкова и Чайкина — двух казанских разбойников, приговоренных к трем тысячам ударов палками. В процессе оба погибли, а студенты извлекли кости из тел. А еще писателя поразило «чудовище с козлиным туловищем и человечьей головой». Это был заспиртованный зародыш-мутант, которого купили у сицилийских пастухов.

Александр Дюма

Пространство смерти — пространство свободы

Медики, студенты и преподаватели Российской империи славились свободомыслием и либеральными взглядами. Например, казанский анатом Франц Лесгафт был сторонником женского образования. И, будучи руководителем анатомического театра, на деле это доказал. Началось все с того, что профессор Лесгафт в 1871 году нанял в качестве своего ассистента девушку, Евгению Мужскову, — до этого женщин в университете устраивали разве что в качестве прачек и горничных.

В том же году в Казанский университет пришли Вера и Лидия Фигнер. Девушки хотели стать вольнослушательницами — освоить учебную программу без получения диплома. Женщинам было строго запрещено находиться в одних аудиториях с мужчинами-студентами, но они решили рискнуть и пришли в анатомический театр. Вера вспоминает, что студенты были так заняты практической работой, что даже не обратили на них внимания. А профессор встретил девушек, выслушал, разрешил посещать лекции и предложил в качестве практики извлечь скелет кошки.

Поведение профессора вызвало скандал — в итоге Лесгафта уволили, а вслед за ним ушли в отставку семь преподавателей. Кстати, Вера Фигнер — та самая революционерка, организовавшая успешное покушение на императора Александра II.

Вера Фигнер, 1880 год

Кости на дом и вред пьянства

В XIX веке медики постоянно нуждались в учебном материале: препаратах, кадаврах — то есть трупах — и костях. Коллекцию пополняли несколькими способами.

Во-первых, в анатомический театр передавали неопознанные тела, подобранные на улицах города. Например, за масленичную неделю 1906 года трое жителей Казани опились вином и стали пособиями для студентов. Во-вторых, в университет обращались казанские полицейские, когда нужна была помощь с расследованием в трудном деле. В-третьих, при учебном заведении была клиника, пациенты которой — или их части — пополняли шкафы анатомического театра. Например, был шкаф с тремя тысячами камней, которые вырезал во время операций профессор Франц Елачич. А доцент Константин Яхонтов, руководивший театром с 1915-го по 1918 год, завещал университету свой собственный скелет, который извлекли после смерти ученого.

Вообще, студенты в Казани не жаловались на нехватку материалов. В конце XIX — начале XX века они могли взять кости на дом, как книжки из библиотеки, написав расписку для подготовки к зачету. В 1913 году тел в театре было даже слишком много. В газете «Камско-Волжская речь» от 18 августа писали, что из ворот университета выехала телега, груженная разлагающимися трупами. Источая ужасный смрад, она проехала по центру города, распугивая прохожих. Так медики избавлялись от уже негодного к использованию материала.

Правда, были сложности с самыми ценными и хрупкими препаратами — частями мозга. Их хранили в спирту, а не формалине, чтобы можно было доставать органы из банок во время занятий. Студент 1870-х годов, некий С.Г., вспоминал в мемуарах, что служители анатомического театра спирт сливали и пили, а в банки доливали воду — из-за этого препараты портились. Решение нашли довольно быстро: в университет в качестве сторожей, рабочих и помощников стали нанимать мусульман, среди которых пьяниц почти не было.

Часовня-прозекторская для медиков и теологов

Во второй половине XIX века анатомического театра для нужд медиков уже не хватало. Студентов становилось все больше, да и учебный материал поступал стабильно. Профессор Иван Гвоздев вспоминал, что в 1860−1870-е годы трупы вскрывали не только в анатомическом театре, но и в часовне университетской клиники. Это небольшое здание на нынешней Кремлевской, 35а, было построено в 1840 году.

Дочь профессора Беляева, Зоя, вспоминает в мемуарах, что в 1890-х годах в этой часовне складировали тела. К ним был приставлен сторож, который не любил свою работу и боялся, что неупокоенные души безымянных бродяг могут ему навредить. В те же годы часовню часто посещали казанские проститутки, ставившие свечи за упокой неопознанных тел — вероятно, потому, что сами могли оказаться на их месте.

Бывшую часовню клиники отреставрировали в 2020 году — сейчас в ней располагается научно-образовательный центр «Теология» Казанского университета. А само здание анатомического театра, хоть и стоит в самом центре внутреннего двора КФУ, никак не связано с этим вузом. В 1930 году медицинский факультет университета был реформирован в Казанский государственный медицинский институт. Именно он сейчас владеет анатомическим театром. Занятия у студентов здесь проходят и сегодня.

Еще в здании есть музей, но попасть в него пока не получится: в КГМУ говорят, что идет ремонт.