Burger
«Ловили соседское кабельное и смотрели MTV». Марат Казиханов и Айрат Файзер — о татарстанской танцевальной уличной культуре нулевых
опубликовано — 26.01.2024
logo

«Ловили соседское кабельное и смотрели MTV». Марат Казиханов и Айрат Файзер — о татарстанской танцевальной уличной культуре нулевых

Где люди живут хип-хопом?

Пик популярности уличных танцев в России пришелся на 1985–1990 годы, но с распадом СССР интерес к ним угас. Вторая волна случилась в 2000-х годах. Может показаться, что все самое интересное происходило в Москве: местные танцоры участвовали в шоу от MTV, первыми узнавали о новых танцнаправлениях и носили костюмы Adidas. Но и в Татарстане устраивали батлы «школа на школу», фристайлили в ночных клубах и ждали «Snickers Урбанию».

«Инде» поговорил с создателем фестиваля Hip-Hop Kazan Маратом Казихановым и казанским танцором и хореографом Айратом Файзером о зарождении уличной танцевальной культуры в Татарстане. Ниже — истории о тех временах, тренировках по видеокассетам и соревнованиях с москвичами.

До конца выходных на нескольких площадках города проходит фестиваль Hip-Hop Kazan, а в его заключительный день, 28 января, состоится Battle Day в Казанском цирке. Зрительский билет стоит 1000 рублей, но для наших читателей действует промокод ИНДЕ, который даст скидку 15 процентов. Детям до 12 лет вход бесплатный.

Айрат Файзер

танцор, хореограф и педагог

Я начал интересоваться тусовкой фристайла, когда танцевал в театре «Мгновение» — это профессиональный [хореографический] эстрадный коллектив, который существует до сих пор. Еще подрабатывал в ночных клубах: мы делали танцевальные шоу для зрителей, учили разные поддержки.

В какой-то момент познакомился с бибоями — Маратом и другими ребятами, — они тоже работали в ночном клубе Arena, и мы начали вместе делать номера с более сложной хореографией. Для этого нужна информация, но чтобы ее брать, интернета особо не было, он только появлялся. Раньше был такой пакет, 350 рублей за 10 мегабайт — можно скачать один трек или десять картинок. Либо закинуть больше денег, чтобы скачать какой-то клип.

Телевидение тоже было не очень доступным: нужно было покупать тарелку, а это стоило бешеных денег. Поэтому мы ловили соседское кабельное и смотрели MTV, в основном «Проект Уэйда Робсона». Программа тогда только вышла — мы брали оттуда движения, а также учились по записям других передач на видеокассетах. Информации было очень мало, нам приходилось вытягивать ее откуда только возможно. Сейчас, например, все прекрасно знают, что такое мастер-класс: как себя вести, учить связку. У нас понимания всей этой «мелкой моторики» не было.

Я выступал с двумя девчонками — Ильнарой и Ксюшей. Но у нас были и другие объединения, которые участвовали в клубном шоу, такое творческое мини-комьюнити. Вообще очень много представителей фристайл-культуры Казани вышло из ночных клубов. Тренировались прямо там: тогда еще никто не сдавал залы в аренду, поэтому клуб нас очень спасал. Все это на голом энтузиазме. За тренировки нам никто не платил, за работу получали тоже немного денег, костюмы делали за свой счет.

«Проект Уэйда Робсона»

Еще очень многое «слизывали» с команды Street Jazz. Но в целом много что придумывали своего. Допустим, у меня был пиджак, в котором я ходил в школу, — в полосочку, рифленый, раньше такие были в моде. Затем он устарел, пришлось купить новый, а этот просто лежал дома. Я «утаранил» его тайком от родителей, разукрасил [с подругами], к плечу пришили меховой воротник от пальто Ильнары, один рукав оторвали, пришили к нему капроновую сеточку, и получился самопальный, но очень яркий и стильный костюм. Иногда шили у швеи, но не просто штаны и куртку, а стилизованные вещи — чтобы стало понятно, что это для сцены. Для нас было принципиально не в повседневной одежде, как сейчас принято у многих.

Позже мы начали делать свои конкурсы при поддержке ночных клубов, в которых соревновались казанские танцевальные команды. Вообще, все движухи находили случайным образом, через слухи и знакомых. На MTV было танцевальное реалити «Звезда танцпола»: в первом и втором сезоне участвовали сольные танцоры, а третий сделали для команд. Понятно, что там все ребята московские, но решили попробовать свои силы — скинулись и поехали на машине одного из участников группы. Это был 2005 год: тогда не было возможности посмотреть в интернете гостинку. Все происходило по-другому, потому и стало особенно ценно и важно для нас. На реалити нас никто, наверное, не воспринимал всерьез. Но тем не менее мы с командой дошли до полуфинала.

Когда приехали, вся Москва говорила о хаус-дэнсе — он только появился в России. Помню, как за кулисами между съемок начал тренироваться, увидел несколько движений у ребят и начал применять их в своем фристайле. Для меня это стало большим открытием: понял, что у нас вообще нет информации и что я танцую хаус, просто не владею базой. После этого начал развиваться в этом направлении.

Марат Казиханов

танцор, хореограф-постановщик уличного и современного танца, режиссер, перформер

В 2000 году в стране началась вторая эра брейк-данса: им занимались ребята в каждом городе России. Больше всего на это повлияло телевидение — у кого-то было кабельное с каналами Viva и MTV, но мы в Челнах смотрели на кассетах записи российских передач. В основном это были [выпуски] «До 16 и старше…» на Первом канале и «Башни» по РТР, в которой позже даже начали показывать танцевальные уроки верхнего и нижнего брейкинга.

В какой-то момент все в школе узнали, что в нашем районе открывается секция брейка, и дружно пошли туда заниматься. Ее основал Александр Борисович Шепелев, он и стал моим первым педагогом. Через год хайп прошел, и остались самые усидчивые: из 50 человек — около десяти. Я погрузился в культуру, стал изучать направление, появились новые друзья, знакомства.

Тренировки проходили так: нам показывали элемент и говорили, что пока не сделаем его хорошо, чисто и качественно — дальше не пойдем. Приходилось учить неделю-две, чтобы тебе объяснили следующий. Мы сначала изучали базовые движения, потом отшлифовывали их, придумывали разные вариации и внедряли в свой танец. Тут идет работа и телом, и головой: ты должен был оригинальным, создавать свой стиль, опираясь на базу. Для этого нам давали свободное время, чтобы погрузиться в изучение. Этим мне и нравится брейкинг: я в зале его до сих пор практикую, потому что это очень сильно развивает мою креативность как танцора, как хореографа и личности, а еще хорошо поддерживает физическую форму.

После тренировки обычно собирались в зале, наш педагог вытаскивал телевизор с видеомагнитофоном и на кассетах показывал зарубежные фестивали. Один из таких, который меня сильно зацепил, до сих пор его пересматриваю, — это третий и четвертый Freestyle Session. Он все еще идет, это уже культурное историческое событие.

Позже с ребятами собрали команду района, назвали ее Fly Socks — вдохновлялись баскетбольной командой Boston Red Socks из NBA. Занимались в городском Дворце творчества детей и молодежи и у себя в школе после уроков. Ставили на тренировках Music Instructor, Bomfunk MC’s, Jam Style & Da Boogie Crew, Flying Steps. Или записывали с VHS на аудиокассеты дорожки с понравившейся музыкой, которая играла на батлах, и тренировались под нее. Там слышали Басту Раймса, Джеймса Брауна и других. Тогда еще не знали их имена, но в звучании разбирались идеально. Потому что на мировых батлах, которые мы смотрели на видеокассетах, всегда ставилась музыка известных фанк-исполнителей. Спустя время тебе включают трек, ты узнаешь его, спрашиваешь, кто исполнитель, и идешь искать в магазине кассету. Каждый раз [приходилось проходить] такой долгий путь до первоисточника.

Так как было много школ и в каждой была секция брейк-данса, в выходные мы ездили к ребятам из другой команды, тренировались и батлились с ними, обменивались знаниями. Вообще, нам было интересно все: покупали баллончики, чтобы рисовать, тегать на стенах домов, пытались читать рэп. Тогда у нас не было никаких брендов, все одевались на рынке. Если в Москве и Питере ты мог найти крутые кроссовки или спортивный костюм Adidas, то в Челнах ребята сами что-то отшивали на батлы. Единственное, пытались одеться пошире: либо покупали вещи на размер побольше, либо брали у брата, отца и занимались в этом.

Первый выезд у нас был в 2002 году, на соревнования в Стерлитамак, а уже через год поехали на всероссийское событие в Челябинск. Первый день отборочный. Была европейская судебная система BOTY: вы готовите свою шоу-визитку, в которой должны отразить весь скилл, уровень команды. После судьи отбирали лучших — тех, кто проходил в батл.
Тогда мы попали в топ-8 команд. По-моему, проиграли в первом кругу, но все равно были очень рады. Тогда как раз у нас образовалась сборная Набережных Челнов, называлась «16 регион». Всего на фестивале было несколько десятков команд с Урала, из Сибири и Поволжья. Каждый регион отличался и представлял свой стиль. Мы восхищались тем, как некоторые круто одеты, — ребята делились контактами магазинов, и мы искали их, чтобы сделать заказ.

Еще можно было выступать в соло. Туда обычно шел лучший танцор от команды. О соревнованиях узнавали через старших тренеров, они общались со всем комьюнити: если происходило какое-то событие, просто созванивались по домашнему телефону и говорили о нем. Когда появился интернет, всю информацию выкладывали на форумах.

В 2004 году я окончил 11-й класс и поехал учиться в Казань. Сначала думал, что поступлю на хореографа, но пошел на режиссера в КазГИК. Перед этим приезжал в Казань на батл и познакомился с Inferno Breakers, а они пригласили меня на тренировки. Параллельно я представлял «16 регион», а спустя время мы создали объединение из двух команд и ездили на соревнования вместе. Inferno Breakers были резидентами клубов, выступали в шоу-программах Doctor Club — тогда была мода на R&B. Я начал танцевать хип-хоп и хаус-дэнс.

Сейчас я работаю в театре, создаю проекты и перформансы, а после пандемии основал фестиваль Hip-Hop Kazan. Впервые мы провели его в ДК имени Ленина в 2021 году. В 2022-м была пауза, но теперь я решил его реанимировать и адаптировать концепцию. Приглашенные эксперты-хореографы, лучшие в своем деле, выбирают начинающего танцора и профессионала. Команды проходят обучение, из них отбираются восемь, и уже они соревнуются друг с другом. Когда я был молодым, очень хотел побатлиться с именитой звездой, потанцевать в команде. Раньше можно было на них посмотреть лишь в рамках мастер-класса, а здесь все равны. Молодым танцорам нужен такой толчок: пробил потолок — и шагнул дальше.

У нас интересная система судейства: от команды оценивает или профессионал, или начинающий. Каждый может почувствовать себя в роли судьи, понять, насколько это сложно — оценивать труд другого. Еще в этом году мы ввели новую номинацию: битва битмейкеров и танцоров всех стилей — приедут участники из Питера, все будет проходить в финальный день фестиваля в Казанском цирке.

Фото: 1 — Vk; 2 — dzen.ru; 3 — YouTube; 4 — Vk; 5 — Vk; 6 — Vk; 7 — Vk; 8 — Vk; 9 — i.ytimg.com; 10 — Vk; 11 — Vk; 12 — i.ytimg.com; 13 — Vk; 14 — Vk; 15 — Vk; 16 — Vk; 17 — Vk; 18 – Vk; 19 – Vk; 20 – Vk