Старейший орган, похороны Фукса, репрессии и возрождение — история лютеранской общины и церкви Святой Екатерины в Казани
После присоединения Казани к России в XVI веке начался период активной христианизации. Почти сразу в Кремле появился Благовещенский собор, а в городе начали строить другие храмы и монастыри. Но распространялось не только православие — примерно в то же время на территории нынешнего Татарстана возникло лютеранство, чья община сохранилась в республике до сих пор. Рассказываем, как немецкая диаспора расселилась в Поволжье, когда в Казани появилась кирха Святой Екатерины и сколько лет самому старому в городе органу, которому требуется реставрация.
Первые немцы в городе и создание лютеранской общины
Немецкая диаспора возникла в Казани в конце XVI века. После Ливонской войны тысячи пленных немцев расселили в разные города с правом свободного вероисповедания. Часть из них направляли для поселения в бывшие земли Казанского и Астраханского ханств. Но их религии — и в том числе лютеранство — фактически признают в России только начиная с ХVIII века, хотя даже тогда их продолжат официально называть абстрактным «иностранным исповеданием».
За стеной (городского посада) под горой у Казанки тянулась длинная слобода (Засыпкина), в районе которой дважды поставлено немецкое кладбище. Может быть, именно здесь на краю города сосредотачивались тогда иностранцы, и, во всяком случае в этой северо-восточной части города, где впоследствии была сделана лютеранская кирха.
Источник: Николай Калинин. «Казань в XVIII веке», 1929
В 1767 году в Казани начали строить лютеранскую церковь Святой Екатерины — и открыли в 1773 году. Она находилась на месте нынешней кирхи. Деревянное сооружение простояло один год и сгорело во время осады города войсками Емельяна Пугачева. В 1777 году на том же месте построили каменное здание. Основу общины составляли немцы. С открытием университета в 1804 году в Казань прибыли профессора из Германии, среди которых было немало лютеран. Некоторые из них много сделали для местной науки, промышленности и торговли: к примеру, Карл Фукс, Федор Эрдман, Христиан Френ и другие.
Молодые татары иногда бывают в протестантской церкви и, не понимая языка, думают, что служба состоит только в исполнении органной музыки и дирижировании хором. Об этом последнем пункте так думают и многие простолюдины из русских.
Источник: Карл Фукс. «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношении», 1844
Община активно занималась благотворительностью. Так, например, 14 февраля 1814 года после моления за одержанную победу над Наполеоном пастор Христиан Геринг предложил создать особую кассу для нужд бедных и больных людей без различия религии. Восемь врачей-лютеран пожелали лечить безвозмездно, два аптекаря вызвались отпускать ежегодно бесплатные лекарства на 500 рублей (тогда одно лекарство в среднем стоило около 10 копеек. — Прим. «Инде»). Кирха жила своей жизнью, но была неотъемлемой частью городского сообщества.
26 апреля, около двух часов пополудни, при многочисленном стечении народа тело добродетельного старца понесли в Лютеранскую церковь. <...> Очевидцы рассказывали, что масса народа и экипажей была так велика, что, когда катафалк уже подъезжал к лютеранской кирхе, хвост процессии еще не пересек Проломную (ныне Баумана) улицу. Не только на улице, но и в окнах домов, на заборах и крышах видны были люди, следившие за похоронами. Особое же внимание привлекали густые толпы татар, которые шли без шапок.
Источник: Доклад В.Г. Дица «Карл Фукс в контексте современности, или Анатомия любви», 2007
Новое здание и новая власть
В XIX веке община увеличивалась, и в 1863 году на прежнем месте было возведено новое каменное здание церкви по проекту городского архитектора Льва Хрщоновича — оно стоит по сей день на улице Карла Маркса, 26. В собственности лютеран оказались основное церковное здание, прилегающий к нему двор с садом и тремя каменными домами, в одном из которых жил пастор, различные хозяйственные постройки, а также лютеранское кладбище на Арском поле с часовней и сторожкой.
По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи, в 1897 году в Казанской губернии проживало 1384 лютеранина (775 мужчин и 609 женщин), основная часть из них жили в Казани — 1178 человек. Здание кирхи было культурным центром немецкой общины города: тут пел хор, ставились пьесы на немецком языке, по воскресеньям занимались дети. В Казани зародилась и органная традиция: выпускник Петербургской консерватории Ксаверий Корбут приехал сюда весной 1894 года и служил органистом в лютеранской церкви.
Покровская улица, 1890−1904 годы
Лютеранская кирха Святой Екатерины на Покровской улице, 1895 год
Та же кирха, 1880−1890 годы
В годы Первой мировой войны многие немцы-лютеране оказались в небезопасности. В январе 1915-го было заведено дело на пастора Эдуарда Гохайзеля и его жену Иоанну. Проверку начали по доносу портнихи, уверявшей, что супруга пастора ругает все русское и сочувствует немцам, а муж с ней согласен. Семью спасли свидетели по делу и непредвзятое судебное разбирательство.
До середины 1920-х годов деятельность лютеран кардинально не изменилась — в здании кирхи проводились регулярные богослужения, — но количество прихожан и их состав заметно менялись. Согласно архивным документам, в 1926 году лютеранство в Казани официально исповедовали лишь 53 жителя города. Тогда же была составлена полная опись имущества: орган, кафедра, люстры, картины, скамьи, богослужебные литература и утварь — всего 70 наименований. К началу ХХ века приходской совет евангелическо-лютеранской церкви Казани возглавлял Арнольд Бренинг, известный казанский фармацевт и владелец крупнейшей городской аптеки (ее здание находится на нынешней ул. Баумана, 49. — Прим. «Инде»). Членами общины в те годы оставались бывшие ремесленники, доктора, научная интеллигенция. В 1928 году в приходской совет входили зубной врач, три учительницы, несколько служащих и безработных.
Внутри кирхи, 1912 год
Лютеранская церковь, 1900−1917 годы
В апреле 1929 года вышло постановление «О религиозных объединениях» — оно установило жесткие требования по регистрации общин. Их деятельность ограничили стенами «молитвенных домов». Запрещались миссионерская деятельность, организация детских, женских собраний, кружков, касс взаимопомощи и многое другое. Также религиозным группам разрешили работать только при наличии 20 учредителей, за которыми устанавливался жесткий контроль со стороны государства. 10 ноября 1929 года состоялось собрание общины, на котором присутствовало 39 человек. Было принято постановление: «Сделать все зависимое от прихожан, чтобы обеспечить дальнейшее существование». Но уже через три дня, 13 ноября того же года, председатель Кюнстлер обратился с заявлением в НКВД республики. В нем он указал, что постановление оказалось невыполнимым. Вследствие этого церковный совет был вынужден ликвидировать общину.
Если в первые годы после закрытия церкви лютеране еще продолжали собираться небольшими группами на квартирах для проведения богослужений, то ко второй половине 1930-х традиции были окончательно прерваны. Большинство заметных представителей немецкой общины города репрессировали как буржуазные элементы, троцкистов и германских шпионов.
Спортзал общества «Динамо», 1960−1970 годы
После ликвидации общины ее здания получил НКВД ТАССР — и создал в них пионерскую техническую станцию. Чуть позже к кирхе пристроили новые помещения, в которых разместился клуб МВД, а в молельном зале — спортивный зал общества «Динамо». Долгие годы работники милиции устраивали здесь концерты, занимались в кружках самодеятельности и спортивных секциях. Часть зданий вокруг основного снесли, а другая стала пристроями к помещению клуба. К левому крылу с молельным залом добавили одноэтажный пристрой с узкими прямоугольными проемами окон, к правому — трехэтажный с вестибюльной, зрительной и клубной частями.
Этнические немцы вернулись к воссозданию общины только в начале 1990-х.
В один из осенних вечеров 1990 года шесть казанских немцев, собравшись для дружеского общения, приняли историческое решение: воссоздать и официально зарегистрировать евангелическо-лютеранскую общину, поставив в дальнейшем вопрос о возвращении общине здания ее церкви <...> Это были Е.О. Вегнер, Р.Р. Нольте, Г.О. Эльстинг, А.Н. Кошель, В.Я. Шаберт и я, В.Г. Диц. Начинали мы с совместного изучения Библии и самостоятельного проведения богослужений на частных квартирах.
Источник: Директор Немецкого Дома РТ Виктор Диц в рассказе о кирхе на сайте организации
С 1991-го до 1996 года активисты совместно с Казанским обществом немецкой культуры арендовали помещение в Доме культуры МВД имени Менжинского, исторической частью которого было здание кирхи. После нескольких лет переговоров с властями 11 декабря 1996-го новой общине вручили символический ключ от лютеранской церкви.
Кирха, 1980−1990 годы
Реставрация здания и общины
Из-за долгой эксплуатации не по назначению и под влиянием погоды здание оказалось фактически в полуразрушенном состоянии. Реставрацию провели в несколько этапов: к 2005 году закончили фасад, а к 2014-му — все церковные помещения по оставшимся архивам и фотографиям. В те же годы расширили и облагородили Фуксовский сад, установили в нем памятник Карлу Фуксу и ему же — надгробный камень с обелиском на Арском кладбище.
Сейчас в общине несколько десятков человек. Среди них есть и российские немцы, и русские, которые самостоятельно пришли к религии.
Вера Музафарова
экс-пастор общины Святой Екатерины
В конце 1980-х я узнала об общине из объявления в газете — туда приглашали российских немцев. Тогда на праздниках собиралось около 250 человек, в основном это были студенты. Всю историю — например, про тех, кто состоял в общине до революции, — мы узнавали от старших товарищей.
28 августа — день памяти российских немцев. Каждый год мы приходим с цветами и свечами к могилам — все чаще тех, кого сами знали очень хорошо. У нас проходит небольшая проповедь, а после приезжаем в кирху и за чаем вспоминаем о былых временах. Также обязательно выезжаем в Свияжск каждый год — многие немцы прошли через эту тюремную пересыльную станцию. Поэтому в какой-то степени для нас это тоже святое место.
Никита Кошель
кантор и организатор концертов церкви Святой Екатерины
Я организую [в церкви] концерты — они проходят каждые выходные — и работаю кантором (в обязанности кантора входит все, что связано с музыкой в протестантской кирхе. — Прим. «Инде»). Также бывают выступления детских коллективов, а всего в год около сотни мероприятий. По воскресеньям веду службы: в десять начинается богослужение, оно длится полтора-два часа, а затем все общаются на чаепитии.
В остальные дни у нас репетируют музыкальный колледж и разные хоры. Кирха все время живет, но не всегда тут можно найти людей, которые имеют к ней непосредственное отношение. Прийти и посмотреть можно по случаю — из-за того, что у нас нет финансирования и мы существуем за счет пожертвований, нет ставки ни вахтера, ни охранника.
В 2008 году церковь посетили супруги Хорт и Маргот Уэль из общины Святого Марка города Зиндельфингена. Тогда у них возникла идея перевезти в Казань старый орган из своей кирхи. В январе 2011 года в город привезли инструмент 1963 года, изготовленный немецкой фирмой «Валькер», — теперь он считается самым старым из ныне функционирующих в столице Татарстана. А кирха — единственное религиозное учреждение города, где можно послушать звучание механического духового органа.
Никита Кошель
кантор и организатор концертов церкви Святой Екатерины
Орган имеет свойство быстро изнашиваться, так как большая часть всех деталей — из дерева и очень нежных металлических сплавов. За счет перепадов температуры, уровня влажности и сквозняков дерево то расширяется, то высыхает. Клавиши начинают западать, и поэтому механика органа теперь стучит, как и педали.
Еще важная деталь: если инструмент включить на полную мощность и взять масштабный аккорд, звук постепенно сильно сползает вниз. Поскольку мехи для органа изготавливаются из кожи, со временем они изнашиваются и в них могут образоваться дыры — что и произошло с нашим инструментом. Через них просачивается воздух, и давления уже не хватает для полноценного звучания — поэтому мы не можем включить его на всю мощность. Самое главное, что из-за этого страдает музыка, мы не можем полноценно передать замысел композиторов.
Инструменту периодически необходима профилактика — большинство деталей открыто, оседает пыль. Этим долгое время никто не занимался, поэтому сейчас органу требуется реставрация: нужно его полностью разобрать, прочищать каждую деталь. На ремонт инструмента необходимо примерно полтора миллиона и двухнедельная работа двух органных мастеров.
Поддержать общину финансово можно, посетив их музыкальные концерты: в марте здесь состоится большой фестиваль ко дню рождения Иоганна Баха. Подробнее о нем и других мероприятиях кирхи можно узнать в группе с анонсами в VK.
Обложка: Галина Овчинникова; фото: 1−2 — Галина Овчинникова; 3 — Pastvu.com; 4 — Pastvu.com; 5 — Pastvu.com; 6 — Pastvu.com; 7 — Pastvu.com; 8 — Pastvu.com; 9 — Pastvu.com; 10−19 — Галина Овчинникова; 20−21 — предоставлены собеседниками; 22−69 — Галина Овчинникова