«9/0» — выставка Саши Шардак о недавнем прошлом, технологиях и цифровом дизайне
23 мая Центр современной культуры «Смена» при поддержке оператора мобильной связи Tele2 открыл выставку Саши Шардак «9/0» под кураторством Алексея Масляева. В этом проекте художник предлагает обратить внимание на переход между 1990-ми и 2000-ми годами и подумать над представлениями о будущем через элементы цифрового дизайна. Экспозиция состоит из инсталляций, скульптуры, графики и принтов, а параллельно с выставкой в нескольких городских локациях появятся паблик-арт-объекты.
«Инде» поговорил с Сашей и выяснил, как дизайн 1990-х отразился в его работах и сам отражал веяния времени, зачем новому проекту саундтрек и почему интересно исследовать прошлое.
Саша Шардак — молодой художник, исследующий дизайн и то, как изменения визуальных форм соотносятся с разными периодами в истории. Он окончил Казанское художественное училище, Британскую высшую школу дизайна, «Свободные мастерские» (ММОМА), работал графическим дизайнером. С 2021 года стал активно создавать ассамбляжи, коллажи и графику в цвете. В своих работах Шардак ставит вопрос о границах искусства и дизайна и затрагивает тему времени.
Саше близка материальность объектов, фактура, свет и цвет. Он мыслит в формате инструментов, которые можно найти в программе для графического дизайна: слой, заливка, обводка, градиент и эффекты — прозрачность, наложение, размытие, растр. Узнаваемые работы Саши — коллажи из газетной бумаги, изоленты, темперы на фанере. Графические элементы отличаются чистотой и легкой, почти невесомой линией. Все это заставляет вспомнить искусство Оттепели — этот период особенно интересует художника. Например, в 2023 году для выставки «Третье переиздание» в музее «АРТ4» Саша реконструировал «воображаемый» интерьер 1960-х годов — чтобы поговорить о ностальгии по прошедшим эпохам и романтизации прошлого.
В новом проекте «9/0» художник обращается к другому периоду: переходу от 1990-х к 2000-м. Слеш между девятью и нулем в названии — черта, символизирующая переход в новое тысячелетие и безвозвратный уход XX века.
Саша Шардак
художник
Я исследую тему времени и память людей о прошлом. Например, в 1960-х случился необратимый переход: в дизайн пришли формализм и мягкость. В 1990-х, с развитием технологий и появлением компьютеров в каждом доме, произошел схожий процесс. Конец 1990-х и начало 2000-х — очень хорошая аналогия перехода от одного этапа к другому. Тогда всем было понятно, что мы куда-то движемся, но было не очень понятно куда. Появлялось много изломов в культуре, восприятии жизни, которые одновременно пугали и манили. Музыка, дизайн, кино наполнились яркими образами и фантазиями.
Выставка в «Смене» состоит из 11 работ, каждой из которых Саша Шардак присвоил год — с 1990-го по 2000-й. Такой подход подчеркивает протяженность явления во времени — важную идею проекта. Все работы на выставке равнозначны, а просмотр экспозиции можно сравнить с дрейфом по гиперссылкам. Саша предлагает погружаться в выставочное пространство так же, как мы открываем страничку браузера: то есть обращать внимание на визуальные формы и составлять собственный коллаж смыслов.
Визуальными референсами для инсталляций стали журналы и обложки музыкальных дисков. В них проявлялся дизайн 1990–2000-х — нагруженный экспериментами со шрифтами и типографикой, коллажами и смелыми цветовыми решениями. Среди культовых изданий того времени Саша Шардак выделяет Ray Gun под руководством Дэвида Карсона и «Птюч». Ray Gun рассказывал об альтернативной музыкальной культуре, причем иногда сам текст было сложно прочесть. Буквы накладывались друг на друга, закручивались в водовороты и смешивались с фотографиями. Текст напоминал звуковую волну, был динамичным и образным. Глитч, потертости, неон — все это помогало передать эстетику гранжа.
Саша Шардак
художник
Если говорить про разницу между искусством и дизайном, то для меня она заключается в функциональности. У дизайна есть определенные задачи, он появляется под предлогом решить проблемы. Искусство тоже рождается, чтобы решить проблемы, но разница в прагматичности подхода. Оно может предлагать разные точки зрения, давать почву для размышлений, возможность посмотреть в другую сторону. А дизайн достаточно прямой — это работа на заказ, преследующая определенные цели: преподнести продукт в более выгодном свете и продать его. В мотивах — достаточно большая разница.
Те, кто уже бывал на выставках Саши Шардак, могли заметить, что в своей художественной практике он стремится задействовать разные рецепторы и экспериментирует со звуком, светом и цветом. Проект «9/0» не исключение, здесь большое внимание уделено музыке. Марк Грибоедов, участник дуэта Yung Acid и лейбла Get Busy!, создал саунд-коллаж, объединив уже существующие треки со своими произведениями. С помощью звука художники стремились подчеркнуть ощущение транса и футуристические настроения эпохи.
Саша Шардак
художник
Домыслы о будущем, которые родились тогда, в конце 1990-х годов, сейчас не реализованы в той же форме. Зато, имея нечто совсем иное, мы можем сравнить фантазию и действительность. На выставке хотелось представить, как они сочетались бы вместе.
Саша Шардак не наделяет выдуманные цифровые образы выставки символизмом, а наоборот, просит смотреть на них «просто так». К слову, скоро инсталляции художника выйдут за пределы выставочных залов и появятся в трех общественных пространствах: на Черном озере, в экстрим-парке «Урам» и Национальной библиотеке РТ.
А выставку «9/0» можно будет посетить до 18 июля. Билет стоит 200 рублей для пенсионеров, студентов и школьников, 300 рублей — для всех остальных. Дети и люди с инвалидностью могут посетить проект бесплатно.
Фото: Даниил Шведов