Burger
Озеро Кабан в литературе: стальные люди, прогулочные пароходы и первая любовь
опубликовано — 07.06.2024
logo

Озеро Кабан в литературе: стальные люди, прогулочные пароходы и первая любовь

…и направился к озеру Кабан

Берега Кабана начали осваиваться татарским населением еще в XIV веке. Спустя столетия озеро успело обрасти легендами о ханском сокровище, стать местом для встреч героев произведений Фатыха Амирхана и Абдурахмана Абсалямова, столкнуться с революциями вместе с Муллануром Вахитовым и Хусаином Ямашевым, а также переродиться после промышленного загрязнения — не без помощи писателя Рафаэля Мустафина.

Все эти истории сохранились в прозе, стихах и воспоминаниях. Именно о них — наш спецпроект «Кабан в литературе», созданный к Летнему книжному фестивалю «Смены» редакцией интернет-журнала «Инде» и командой краеведческого проекта «Крот Казанский». Наслаждайтесь природой и узнавайте, как описывали озеро в художественной (и не только!) литературе — через наш аудиогид и его текстовую версию, которую вы читаете сейчас.



Летний книжный фестиваль организован Центром современной культуры «Смена», Дирекцией парков и скверов Казани, Национальной библиотекой Республики Татарстан при поддержке программы СИБУРа «Формула хороших дел».

Кабан и легенды

В XIV веке берега вокруг озер уже осваивались татарским населением. По преданиям, оно переселилось сюда из Булгара, уничтоженного войсками Тамерлана. В XVI веке к Нижнему Кабану начали подступать городские постройки, а через 200 лет, уже в составе Российской империи, его берега были полностью застроены жилыми кварталами.

Казанские озера всегда были окутаны тайнами и, конечно, связаны с мифологией. К примеру, поэт Габдулла Тукай поселил на дно Кабана персонажей татарского фольклора. В поэме «Сенной базар, или Новый Кисекбаш» он адаптирует историю Кисекбаша — в переводе с татарского буквально «Отрубленной головы» — под городскую реальность. Главный герой рассказывает о том, как Див лишил его тела, перед этим похитив жену и сына.

Ты пешком пройди немного, о герой!
Это — озеро Кабан перед тобой.
Есть колодец заколдованный на дне,
там и прячется Див — в самой глубине.

Коль уж к слову, расскажу я заодно
про озерное таинственное дно.
Много невидали прячет здесь вода:
веси медные, златые города.
Здесь олени носят мраморный убор,
шестисотголовых змей ужасен взор.
Водяная — злая, черная с лица —
всякий год крадет малышку иль мальца.


Источник: Равиль Бухараев. «Казанские снега». Казань, издательство «Магариф», 2004



Габдулла Тукай, 1908 год

Конечно, одна из главных озерных легенд связана с сокровищами. Согласно легенде, в 1552 году во время осады Казани Иваном Грозным ханская казна исчезла. Говорят, что, когда войска подошли к городу, она была спрятана на дне озера.

Когда об озере заходит слово,
То разговор про дно его особый.
Одно другого чудеса чудесней:
Там города из золота! А веси!
Из красной меди целые деревни,
Из мрамора рога там у оленей.

<…>

Когда Москва пошла на нас войною
И пушками склонила пред собою,
Визири с ханами столицу уступили,
Но все добро в Кабане утопили.
Пока Казань под Грозным остается,
Мол, пусть оно врагу не достается.
С тех пор и устилают дно до края
Сокровища из ханского сарая.


Источник: «Избранное. Габдулла Тукай»; перевод с татарского В.С. Думаевой-Валиевой. Казань, издательство «Магариф», 2006

В одном из самых известных произведений об озере — «Тайнах озера Кабан» Рафаэля Мустафина — автор описывает встречу с чудаковатом стариком. От него Мустафин услышал подробности о том, где искать клад и что в нем спрятано. Спустя время после выхода книги у людей появились вопросы, ответы на которые писатель дал в статье «Клад на дне озера Кабан» для журнала «Казанский альманах».

Помня семейное предание, передававшееся в семье Азимовых из поколения в поколение, Исмагил Азимов смог впервые указать место клада: невдалеке от обувного комбината «Спартак». Назвал время: не во время осады, а задолго до нее, то есть в то время, когда Казань деятельно готовилась к обороне, укрепляла стены, запасалась провиантом, создавала опорные пункты в лесах Арской стороны.

Рассказал о способе захоронения: клад вывезли из города тайно, ночью, в бочках, на лодках по Булаку (он протекал тогда под самыми стенами Кремля). При этом придумали какой-то хитрый прием, благодаря которому клад можно было поднять со дна в любое время. Но какой именно — он не знал.

Смог Исмагил Азимов и как-то прояснить вопрос о содержании клада. По его словам, сюда входили золотые и серебряные слитки (золото и серебро добывали на ханских приисках на Урале), большое количество монет из различных стран (бумажных денег тогда просто не было, а ханам приходилось рассчитываться золотом и серебром и с тридцатитысячным войском, и с наемной гвардией, да и других расходов хватало) и собственно сокровищница. В ней хранились подарки и подношения ханам, военная добыча, изделия собственных ювелиров: перстни, серьги, шейные и нагрудные украшения, унизанные драгоценными камнями, кубки, кувшины из золота и серебра, богато украшенное оружие и так далее.


Источник: Рафаэль Мустафин. Статья «Клад на дне озера Кабан». Журнал «Казанский альманах», №4



Рафаэль Мустафин


Сам Мустафин отнесся скептически к словам старика, но озеро начал изучать. Позже он рассказал эту историю старшему тренеру водной станции «Спартак» Богданову. Тот, в свою очередь, не удивился и рассказал, что лично видел сокровища — но упустил. Позже подобные истории рассказывали Мустафину и другие люди.

И вот из воды показалась… Что бы вы думали? Бочка! Даже не бочка, а так, бочонок. Высотой, может, с метр, не больше. Но откуда такая тяжесть? Веревка аж звенит от натуги. И это — в воде! Я всю жизнь в воде баландаюсь. Случалось одному авиационные бочки из-под бензина из воды вытаскивать. Вот такой высоты (он показывает по грудь), на семьсот литров. Так я их в воде одной рукой удерживал. Молодой был, здоровый. А тут какой- то паршивый бочонок, и мы, человек десять мужиков, еле-еле тянем... Переглянулись мы — сразу поняли, дело пахнет керосином...


Источник: Рафаэль Мустафин. «Тайны озера Кабан». Татарское книжное издательство, 1993

Но, несмотря на разговоры и догадки, никаких реальных доказательств существования клада на дне озера, к сожалению, нет.

Кабан и романтика

После завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году выживших татар выселили за крепостные стены — многие из них расположились у побережья озера Кабан. В конце ХIХ века татары жили уже в черте города, но деление на районы по-прежнему существовало: русская часть находилась на территории нынешних Вахитовского и Советского районов, а татарская — традиционно рядом с озером Нижний Кабан и за каналом Булак. Это деление горожан на, по сути, два сообщества прослеживалось и в уличных играх. В своих воспоминаниях оперный певец Федор Шаляпин описывает кулачные бои между русской и татарской сторонами.

Прекрасно на Кабане летом, но еще лучше зимою, когда мы катались на коньках по синему льду и когда по праздникам разыгрывались кулачные бои — забава тоже, говорят, нехорошая. Сходились с одной стороны мы, казанская русь, с другой — добродушные татары.

Начинали бой маленькие. Бывало, мчишься на коньках, вдруг, откуда ни возьмись, вылетает ловкий татарчонок: хлысь тебя по физиономии и с гиком мчится прочь. А ты прикладываешь снег к разбитому носу и беззлобно соображаешь:

— Погоди, кожаное рыло, я те покажу!

И, в свою очередь, колотишь зазевавшегося татарчонка.


Источник: «Ф.И. Шаляпин. В трех томах», том 1. Москва, издательство «Искусство», 1976



Федор Шаляпин, 1901 год


Хотя район Кабана считался мусульманской частью города, люди других религий тоже бывали здесь — устраивали пикники, катались на лодках и проводили время. К примеру, иеромонах православной церкви Пафнутий оставил рассказ о встрече со старообрядцами у Архиерейской дачи на берегу озера летом 1870 года.



Архиерейская дача, пристань на озере Средний Кабан, 1900−1910-е годы



Вид на бывшую Архиерейскую дачу, 1930−1940-е годы

В один прекрасный день летнего времени 1870 года, когда ясная и теплая погода манила всех насладиться свежестью открытого воздуха, несколько старообрядцев, — последователей австрийского священства, — согласились на лодке покататься с своими семействами по Кабанному озеру, избрать на берегу его удобное и веселое по видам местечко, тут расположиться и провести время в возможном удовольствии.

<...>

Переходи-ка лучше опять к нам, батюшко Пафнутий! Мы тебя тогда такой великой чести сподобимся, что не надо быть лучше; а теперь пока прими хоть вот эту честь (подан был бокал вина) и будь к нам снисходителен. И взяв в левую руку бокал, правою с трехперстным сложением я перекрестился и громко произнес имя Святыя Троицы. Вслед за этим тотчас некоторые из сидевших вслух заговорили: «глядите, глядите! Ведь батюшко-то Пафнутий щепотью озааменовался?! Пропало же наше вино и честь! Ну теперь и бокал-то хоть в Кабан бросай!»


Источник: Иеромонах Пафнутий. «Нечаянная беседа на берегу озера Кабана невдалеке от архиерейского загородного дома», 1872

В конце XIX и в начале XX века летом на берегу озера появлялись деревянные купальни, а по воде ходили прогулочные пароходы. Вечерами, как и сейчас, можно было встретить много гуляющих пар — но часто их свидания проходили тайно. Фатих Амирхан в своем романе 1912 года «На перепутье» описал одну из таких встреч.

— Знаете, господа, каким восхитительным было озеро Кабан в ту весну!
Я стоял на мосту, прислушиваясь к тихим всплескам воды, — от легких порывов теплого весеннего ветерка она то и дело покрывалась мелкой рябью и билась о сваи, — к звукам скрипки, доносившимся откуда-то издалека, и неотрывно смотрел на дорогу, по которой должна была прийти Алия.

<...>

— Взгляните-ка на берега Кабана. Сегодня здесь особенно красиво.
— Да, — согласился я. — Вон лес на той стороне кажется большим темным пятном, огоньки дач в лесу — далекими звездами, a ближняя деревня — легкой тенью; камыши и кусты под нами тихо шелестят, вторя нашей беседе...


Источник: Фатих Амирхан. «На перепутье». Казань, Татарское книжное издательство, 1979



Мыловаренный завод братьев Крестовниковых. Баржи на Кабане, 1880−1890-е годы



Пароход «Восточная Бавария», идущий по озеру Кабан, 1906 год



Озеро Кабан и сад «Аркадия», 1910−1915 годы

Уже в советское время татарский писатель Абдурахман Абсалямов написал роман «Орлята» — о том, как планы молодых обрывает война.

Бывало, Галим, в коротких штанишках, с голыми, в цыпках, коленками, играет в бабки или удит пескарей на Кабане, а отец позовет мальчика с собою в механический и показывает ему:

— Смотри, как люди работают.


Источник: Абдурахман Абсалямов. «Орлята». Казань, Татгосиздат, 1952



Абдурахман Абсалямов


На первых страницах герои романа — десятиклассники, готовящиеся к постановке спектакля. Один из них, Галим Урманов, подвел друзей и не пришел на генеральную репетицию, заигравшись в шахматы. По законам соцреализма, он, конечно, получил выговор. Но вдобавок — разочарование девушки, которая ему нравилась.

После собрания Галим и Хафиз шли по опустевшему Кабану. Холодные звезды, мигая, казалось, уносились все дальше в глубину темного неба.

<...>

— Я ни на кого не обижаюсь, Хафиз. Все вы были правы… — продолжал Галим, устремив вдаль взволнованный взгляд.

— Пойдем побыстрее, Галим, уже поздно.

Но Галим не торопился — невесело рассказывать родителям о выговоре.

— Я еще похожу, Хафиз, а ты иди.

Но Хафиз не мог оставить друга одного. Они долго еще кружили по Кабану, пока окончательно не продрогли, и только тогда разошлись по домам.


Источник: Абдурахман Абсалямов. «Орлята». Казань, Татгосиздат, 1952

Позже Абсалямов написал свой самый известный роман «Белые цветы» — о работе врачей. Его влюбленные герои Гульшагида и Мансур проживали свою любовь именно на Кабане.

Над озером Кабан показался серп месяца. Весна чувствовалась во всем. Вода уже заливала поверхность льда. Слышно было, как она журчит и булькает. Гульшагида ни о чем больше не спрашивала, шла молча, погруженная в себя.

Зато разговорился Мансур. Когда они миновали освещенную яркими огнями набережную озера Кабан и направились по безлюдной улице к дому Гульшагиды, он сказал, переломив в себе что-то давнее:

— Ты должна понять, Гульшагида, я не могу больше жить без тебя!.. — Он приостановился и с внезапной смелостью привлек к себе Гульшагиду, поцеловал ее. Вдруг с прорвавшейся страстью она обняла Мансура, сама поцеловала его в губы долгим поцелуем.

— Это ведь — уговор? — шепотом спросил Мансур, когда губы их разъединились.

— Уговор, — тихо подтвердила Гульшагида.


Источник: Абдурахман Абсалямов. «Белые цветы». Казань, Татарское книжное издательство, 1978

Кабан и революция

Одной из движущих сил революции 1905–1907 годов были большевики из РСДРП(б), которых в Казани представлял, в частности, Хусаин Ямашев. Он вел пропаганду среди татарских рабочих и крестьян, печатал и распространял прокламации на родном языке. Деятельность Ямашева описал в одноименном романе в конце 1960-х Атилла Расих.

Собрание закончилось в первом часу ночи. Хусаин уходил последним. Он пересек улицу и, свернув за угол у церкви Четырех евангелистов, направился к озеру Кабан. В лицо повеяло чуть влажным ветерком. Маленькие пароходики, бороздившие целый день воды озера, стояли у причалов. Редкие огоньки мерцали в домах Суконного ряда. Хусаин шел и думал о своих товарищах, с которыми только что сидел в номере.

Подосадовал, что не смог во время беседы дать исчерпывающего ответа на вопрос: чего же они хотят, эти раскольники. Вопрос вроде бы и потонул среди других, но, как бы то ни было, Хусаин не смог до конца рассеять далеко не напрасные тревоги.


Источник: «Казань в художественной литературе». Казань, Татарское книжное издательство, 1977



Кабан, 1900−1917 годы



Хусаин Ямашев (второй справа) и литературный кружок татарской молодежи



Кабан, 1900−1917 годы

В августе 1918 года Казань на месяц была взята войсками Каппеля и Чехословацкого корпуса, выступившего против большевиков. Их главным трофеем стала значительная часть золотого запаса страны, хранившаяся в Казани.

О событиях взятия города Народной армией КОМУЧа драматург Наки Исанбет написал пьесу «Мулланур Вахитов», названную в честь татарского революционера. В июле 1918 года Вахитов был назначен чрезвычайным комиссаром по продовольствию в Поволжье, а в августе выехал в Казань для противостояния белым. В итоге Вахитов был арестован и казнен.

Сатеев. Посмотрите, Зюгра туташ, какое веселье сейчас там, на берегу Кабана!.. Музыка, танцы, фейерверк — и все это в честь нашей победы!..

<...>

Сатеев (взглянув на часы). На вашем месте я не упускал бы возможности повеселиться... Неужели вам не хочется посмотреть, как расцвела наша Казань?
Зюгра. «Наша», говорите?
Сатеев. Да, туташ, наша.


Источник: Наки Исанбет. «Мулланур Вахитов». Москва, издательство «Искусство», 1957

Кабан и будущее

В 1933 году на Среднем Кабане ввели в эксплуатацию КазГРЭС, сейчас — ТЭЦ-1, старейшая электростанция Татарстана. В юности на ее строительстве работал десятником Абдулла Алиш — поэт, журналист и писатель, соратник Мусы Джалиля, казненный с ним 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плетцензее в Берлине.

Свой рабочий опыт Алиш описал в очерке «Кабан побежден» и повести «У Светлого озера» об одной из крупнейших строек 1930-х.

Мы видим вчерашних деревенских парней, одетых в рваные армяки и нагольные полушубки, обутых в лапти, полуголодных, спящих вповалку на полу дощатого, продуваемого ветром барака... Они орудуют киркой и лопатой, долбят окаменевший от мороза грунт раскаленными в костре железными клиньями.

<…>

Как ни бесись, как ни злобствуй, Кабан, — ты побежден. Стальные люди ударных бригад все равно обуздали тебя.


Источник: Рафаэль Мустафин. «Тайны озера Кабан». Татарское книжное издательство, 1993



Водная станция на озере Кабан, 1930 год

Ко второй половине 1970-х Нижний Кабан уже пришлось спасать от промышленности — в нем пропала рыба, вымерли почти все придонные беспозвоночные. Писатель Рафаэль Мустафин жил тогда в ста метрах от озера и начал замечать первые изменения вместе с соседями.

Заходит соседка тетя Тося. Просит разрешения позвонить. Лицо желтое, движения вялые, вид разбитый. Держится за сердце и с усилием хватает ртом воздух. <…> У вас вроде бы еще ничего. А у нас с той стороны — просто спасенья никакого нет. И что за напасть такая! Всю жизнь здесь живу — сроду такого не было. В последние годы, правда, стало попахивать, но не так сильно! А нынче что-то особенное... Ночью проснулась, чувствую — задыхаюсь. Сердце то стучит у самого горла, то совсем останавливается. Подошла к форточке, хотела открыть — куда там! Вонища — страшная. Видно, ветер ночью переменился, подул от Кабана.


Источник: Рафаэль Мустафин. «Тайны озера Кабан». Татарское книжное издательство, 1993

Вместе с санэпидемстанцией Мустафин в июне 1979 года следил за измерениями уровня загрязненности воды. Выяснилось, что планктона в ней практически не было — а значит, озеро не могло очиститься самостоятельно. Помимо этого, писатель обнаружил восемь неизвестных притоков Кабана и с помощью писем, звонков и публикаций смог привлечь внимание к проблеме. С 1980-го по 1987 год Нижний и Средний Кабан восстанавливали по проекту специалистов из КГУ.

Летом 1985 года на набережной Кабана достроили здание театра имени Камала, а также прилегающую к нему площадь с фонтанами и причалами для яхт и лодок. По замыслу авторов, постройка символизировала парусный корабль, причаливший к берегам озера. К концу 1980-х на берегах вдоль нынешних улиц Марселя Салимжанова и Марджани появились зеленые спуски к воде и пешеходные дорожки.



Строительство набережной Кабана у театра Камала, 1987 год



Кабан и театр Камала, 1991−1994 годы



Водный праздник на Кабане, 1990−2000-е годы

Масштабные работы по реновации территории начались в 2018-м: так, вдоль озера появились пешеходные дорожки, игровые и спортивные зоны, а также много растений — ива, камыш, дербенник, черемуха, яблони, клен — и животных, от ондатр до уток.

Сейчас на территорию вокруг озера у города большие планы. На одном берегу строят новое здание театра Камала. Его собираются сдать к саммиту БРИКС, который пройдет в Казани с 22-го по 24 октября 2024 года.

На другом берегу планируют реконструировать завод Петцольда. После всех восстановительных работ в зданиях появятся офисные помещения, общественные пространства под галереи и выставки, бутик-отель, рестораны с национальной кухней, кофейни и банный комплекс, а центральную площадь будут использовать и зимой, и летом. Объекты запустят поэтапно, первый — в конце 2024 года. А завершится строительство в 2027 году.



Проект реконструкции завода Петцольда

Обложка: Wikipedia; фото: 1 — Wikipedia; 2 — Wikipedia; 3 — Artissimo.blizko.ru; 4 — Artissimo.blizko.ru; 5 — Wikipedia; 6 — Archive.org; 7 — Pastvu.com; 8 — Pastvu.com; 9 — Pastvu.com; 10 — Pastvu.com; 11 — Pastvu.com; 12 — Wikipedia; 13 — Yandex.ru; 14 — Pastvu.com; 15 — Tatarica.org; 16 — Pastvu.com; 17 — Wikipedia; 18 — Pastvu.com; 19 — Pastvu.com; 20 — А. Бренинг; 21 — Pastvu.com; 22 — Pastvu.com; 23 — Pastvu.com; 24 — Pastvu.com; 25 — Pastvu.com; 26 — Pastvu.com; 27 — Pastvu.com; 28 — Pastvu.com; 29 — Pastvu.com; 30 — Ewgeniy Bagderin; 31−38 — Даша Самойлова, Даниил Шведов; 39 — Business-gazeta.ru