«Имеет смысл выпускать игры чаще, но проще»: что происходит с татарстанским геймдевом в 2024 году
Казань уже давно планируют сделать геймдев-столицей — например, задействовать Университет Иннополис для проекта «Игровая индустрия будущего», выпустить к 2030 году 25 крупнобюджетных, 40 среднебюджетных игр, две игровые консоли и выйти на мировой рынок. Решили разобраться, в каком состоянии татарстанский геймдев сейчас — на фоне экономических сложностей и дефицита кадров, но при наличии государственных грантов и разработчиков-энтузиастов.
Большое комьюнити и геймдев-среда
Выпускник Университета Иннополис Антон Скударнов пару лет назад отмечал, что «в Татарстане довольно большое комьюнити разработчиков игр». Гейм-девелоперы отдавали и отдают должное республиканской инфраструктуре, которая обладает всеми необходимыми для разработки игр условиями: многочисленные IT-парки, технологичный Иннополис, университеты с профильными геймдев-кафедрами и образовательными программами, окружение из вдохновляющих специалистов и энтузиастов и уже существующие примеры ярких взлетов. Например, в 2021 году татарстанская компания Axlebolt создала игру Standoff2 — она стала самым популярным мобильным шутером Восточной Европы.
Татарстанские разработчики игр вкладываются в высшее образование и ковку кадров, которые можно будет трудоустроить к себе, особенно в условиях дефицита специалистов. Например, уже более 10 лет на базе ИТИС КФУ преподаются направления, связанные с разработкой игр и созданием цифрового контента.
Влада Кугуракова
доцент, к.т.н., и.о. зав. КИРВИ ИТИС КФУ
Академическая среда способствует развитию у студентов навыков проектного менеджмента, работы в команде и общения с заказчиком, что также важно для успеха в индустрии видеоигр. Создавая дипломные работы, студенты учатся ставить цели, распределять задачи и доводить проект до конца — это необходимо для завершения любого творческого процесса.
Создание видеоигр при обучении в вузе сочетает два подхода: академический и творческий. Университет дает теоретическую и техническую базу для создания игры: программирование, дизайн, работа с графикой, звуком и движками Unity и Unreal Engine. А в дипломной или курсовой работе можно реализовать собственную задумку и творческие идеи. Например, во время обучения студенты ИТИС КФУ создают тренажеры виртуальной реальности, исторические реконструкции и визуализации вроде комплекса «Виртуальная хирургическая операционная», VR-симуляции трубы горения, программы для генерации людей и их поведения, управления роботизированными устройствами через VR.
Студенты уже во время обучения работают с крупными игроками геймдев-индустрии. Например, на совместных программах ИТИС КФУ, Unity и Ubisoft евангелисты читали лекции для студентов. Выпускники этой программы уже отметились своими достижениями: в 2023 году они создали приключенческую компьютерную игру Indika. Действие разворачивается в альтернативной России конца XIX века вокруг душевнобольной монахини Индики, которая слышит голос дьявола. Средняя оценка российских изданий составила 74 из 100: критики оставляли противоречивые отзывы, называя ее «поданной излишне в лоб», «не до конца получившейся, но удивительной» и «претенциозным пшиком», однако хвалили озвучку, техническое исполнение, «добротную оптимизацию», набор механик и постановку. Игра вышла на трех платформах: Windows, PlayStation 5, Xbox Series X/S.
Еще один яркий проект, созданный выпускниками ИТИС, — космический симулятор строительства фермы на Марсе Agronom. Команда MindEdges, которая его разрабатывала, победила в партнерской специальной номинации «Выбор Игропрома» всероссийского конкурса «Начни игру!». Agronom представляет собой игру с элементами автоматизации, в которой игроки могут строить и программировать роботов для выполнения различных рутинных задач.
Несколько лет назад открылось и направление магистратуры: «Технологии виртуальной / дополненной реальности и разработки игр». С этого года начинает работу отдельная кафедра индустрии разработки видеоигр (КИРВИ). В следующем году будет набран первый поток бакалавров на это направление, так как на рынке растет потребность в подготовке специалистов для быстроразвивающегося рынка цифрового контента и видеоигр. Предполагается набор около 50 человек. Сейчас в магистратуре выделено 15 бюджетных мест, на платное поступают пять-десять человек.
Программы ИТИС сотрудничают с геймдев-компаниями, так что студенту и выпускнику попасть на стажировку и получить работу вполне возможно. В условиях дефицита кадров это критически важно.
Дефицит кадров и санкции
Влада Кугуракова
доцент, к.т.н., и.о. зав. КИРВИ ИТИС КФУ
Несмотря на рост конкуренции, индустрия игр в Татарстане сталкивается с дефицитом квалифицированных кадров. Компании нуждаются в разработчиках, гейм-дизайнерах, художниках, аниматорах и других специалистах, способных создавать качественный контент. Этот дефицит кадров является серьезным препятствием для дальнейшего роста и развития местных студий, что подчеркивает необходимость в подготовке новых специалистов. Многие игровые студии в Татарстане готовы брать на стажировки студентов и выпускников, поскольку видят в этом способ восполнить нехватку кадров и развить новых специалистов.
Необходимость в специалистах резко выросла после февраля 2022 года. Несколько геймдев-компаний Татарстана релоцировались в другие страны, так как санкции усложнили их работу: многое было завязано на западные технологии и софт. Это заставило разработчиков выбирать: оставаться с риском закрытия из-за падения прибыли или уехать в другую страну, чтобы сохранить глобальные возможности для творчества и развития компании и геймдева. Некоторые крупные и успешные татарстанские компании, например тот же Axlebolt, переехали. Студии Fair Games и GD Forge, возглавляемые одним из самых известных татарстанских гейм-разработчиков Яном Шевченко, остались в России.
Ян Шевченко
директор и основатель студий Fair Games и GD Forge
Мы сильно умерили амбиции. И если раньше мы занимались большими проектами вроде Noch, Protocol (первый проект татарстанских разработчиков, который вышел на консолях PlayStation, Xbox и Nintendo Switch. — Прим. «Инде»), Loco Parentis, то в текущих условиях вынуждены перейти от «ресторана высокой кухни» к формату «фастфуда». Мы делаем визуальные новеллы, часто по лицензиям, — небольшие проекты с низкими издержками, которые окупают себя с более или менее прогнозируемым результатом. Разработку ведем, как прежде, на собственные средства. Мы независимая студия и редко прибегаем к финансовым вливаниям со стороны. Мы стараемся сохранять творческую независимость и свободу. Мы из тех, кто продолжает делать игры и заниматься искусством как можем. В этом была начальная цель, и она не изменилась.
Игры на национальную тематику от инди-студий и независимых разработчиков
Кроме решивших не релоцироваться гейм-студий, в Татарстане остались независимые гейм-разработчики, которые создают игры на собственные деньги и пожертвования. Часто именно они делают проекты, связанные с национальной идентичностью, потому что среди идей гейм-разработок студий и поддержанных грантами энтузиастов этих тем нет.
Например, весной 2024 года большинство людей узнали об инди-хорроре Şürale на основе татарской мифологии, который самостоятельно создает уроженец Набережных Челнов, 3D-генералист и лид-аниматор Данис Илалтдинов. Он начал рисовать концепты и писать сюжет в 2020 году, однако работа в найме не позволяла отдавать проекту много внимания, да и навыки в драматургии и гейм-дизайне у Даниса еще не были достаточно развиты. Вдохновение гейм-девелопер черпает из творчества американского режиссера Тима Бертона («Эдвард Руки-ножницы», «Сонная лощина», «Битлджус»), на фильмах которого он вырос. Процесс создания игры Данис описывает в телеграм-канале на татарском и русском языках. Пока точной даты релиза нет, но Данис рассчитывает закончить игру через два года.
Еще одну инди-игру в Татарстане делает медиадизайнер Рамиль Бикмухаметов. По его словам, мусульманская игра «Души бриллианты» будет первой «полноценной» в исламском гейминге. Идея сделать такой проект Рамилю пришла после того, как он принял ислам и обнаружил отсутствие качественных мусульманских игр на игровом рынке. Причина отсутствия исламских игр, по мнению Бикмухаметова, заключается в их восприятии как харамных, неразрешенных религией, а западные технологии геймдева воспринимаются в исламе как неверные. Существующие немусульманские игры, по его наблюдению, в основном «распространяли исламофобию». Поэтому Рамиль решил соединить интерес к исламу и свою профессию в геймдеве. В игре будет нужно собирать бриллианты, прыгать, бегать, прятаться от врагов. Есть и желание встроить в игру напоминание о намазе, но, по словам Рамиля, для этой функции нужно больше бюджета. Сейчас игра готова на 70−80 процентов, и разработчик планирует ее публикацию в сентябре. В первую очередь игра выйдет на системе Android, позже — и на iOS.
Казанская инди-студия разработки видеоигр Epic Sisters также в одиночку, на собственные средства делает игру о девушке Алсу, которая сталкивается с проблемами, актуальными для современных молодых людей: ментальные расстройства, межличностные и семейные конфликты, давление общества. По сюжету оказывается, что у Алсу есть волшебные способности, поэтому решать свои проблемы она будет, в том числе, сражаясь с нечистью. Epic Sisters делают эту игру для того, чтобы геймерши нашли себя в этой игре и весело провели время, к тому же троп девушки-волшебницы узнаваем и любим девушками поколения 1990−2000-х, выросших на Сейлор Мун, «Чародейках» и Winx.
Epic Sisters состоит из четырех девушек: возглавляет команду Катя — она же программистка и художница, Элина отвечает за 2D-арт, идейную составляющую и концепты, Света — 3D-художница, Настя — сценаристка. Чтобы получить поддержку в производстве игры, Epic Sisters планируют поучаствовать в гейм-джеме на itch.io, так как основные сложности, с которыми сталкиваются гейм-девелоперки, — нехватка денег, времени и сил, в том числе из-за наличия основной работы. Поэтому Epic Sisters ждут новых участниц команды — например, сейчас они в поиске музыкантки для создания саундтрека. К участию в гейм-джеме, который планируется через два-три месяца, девушки как раз собираются «сделать что-то жизнеспособное». Финальный вариант игры они планируют представить через год.
Элина Акдеева
участница инди-студии разработки видеоигр Epic Sisters
Мои знакомые разработчики обычно работают над посредственными мобильными играми, которые приносят много денег на рекламе, но не способствуют развитию чего-то нового. Наша команда знает о проекте Şürale от независимого программиста из Татарстана. Таких одиночных энтузиастов немало, но они быстро сдаются из-за того, что не находят команду, финансирование или аудиторию. Сейчас популярна тема национальных мотивов, так что дело немного двигается, и как раз в этом индивидуальность геймдева нашего региона.
Грантовая поддержка геймдева в Татарстане существует, но у разработчиков она вызывает сомнения и сложности. Как считает директор и основатель студий Fair Games и GD Forge Ян Шевченко, «биться за стороннюю поддержку — это другая бизнес-модель». Элина из Epic Sisters отмечает ограничения по темам и критериям отбора, поэтому, по ее словам, остается только зарабатывать играми попроще или оплачивать затраты на производство из своих средств.
Ян Шевченко
директор и основатель студий Fair Games и GD Forge
Те, кто заслуживает поддержки, не тратят время на поиск денег и грантов, потому что они работают и делают продукты для потребителя и хотят угодить только игрокам. Компания, бизнес-модель которой предусматривает существование на инвестиционные, грантовые, призовые деньги, больше ориентирована на завоевание этих средств, а не на создание игр. Поэтому студии вроде нашей иногда с завистью смотрят на полученную кем-то поддержку, но мы не считаем, что нам тоже нужно пойти за ней, — мы считаем, что нужно добиться того же, но от игроков. Мы твердо решили, что будем справляться сами. Нам нужны только игроки.
Элина Акдеева
участница инди-студии разработки видеоигр Epic Sisters
Государство проводит конкурсы и дает гранты, но там узкие критерии: должно быть про войну, историю, получателями грантов должны быть люди определенного возраста или статуса обучения. Порог вхождения недружелюбный, что демотивирует. Ко всему прочему, такие конкурсы и гранты сложно найти и непонятно, как получить. В результате крупные геймдев-компании у нас можно пересчитать по пальцам одной руки, а развитие индустрии достаточно слабое.
Ян Шевченко
директор и основатель студий Fair Games и GD Forge
Мир изменился. Сейчас можно сделать большие проекты и получить результат как у маленькой игры — или даже меньше. Кроме того, внимание игроков сильно ограничено, и попасть им на глаза очень сложно. Скорость, с которой игры забываются, ужасает. Поэтому имеет смысл стрелять чаще, но проще. Команда, которая делает проекты раз в полгода, будет стоять на ногах тверже, чем студия, делающая долгострой раз в полтора года.
Обложка: Indika, Odd Meter, 2024 год; фото: 1–4 — Innopolis; 5–16 — Store.steampowered.com; 17–23 — Store.steampowered.com; 24–29 — Store.steampowered.com; 30–33 — Store.steampowered.com; 34–46 — Store.steampowered.com; 47–60 — Telegram; 61–63 — YouTube; 64–67 — Telegram