Анатомия места. Как устроено шоу Varekai «Цирка дю Солей»
В середине мая в «Татнефть Арене» почти неделю будут показывать постановку Varekai «Цирка дю Солей». Чтобы понять, как устроено шоу прославленного канадского цирка, журналист «Инде» Динара Валеева отправилась на два дня в Москву наблюдать за тем, что происходит за кулисами Varekai в «Лужниках», от репетиций и нанесения грима до стирки костюмов и завивки париков.
Вечером в среду во дворце спорта «Лужники», где выступает «Цирк дю Солей», нет свободных мест. И это несмотря на то, что представления проходят вторую неделю дважды в день. Здесь показывают 14-ю постановку канадского цирка, Varekai, и обещают на два часа, с перерывами на остроумные клоунские миниатюры, телепортировать зрителей в сказочный мир в лесу на вершине вулкана, куда упал раненный Икар. Его история рассказывается в 12 номерах: уморительных и трогательных, воздушных и «земных», удивительных и захватывающих. В Varekai хочется парить вместе с гимнастами, повисшими на воздушных ремнях, скользить с артистами по сцене и исчезать в её недрах, прыгать с «Русских качелей», танцевать грузинские танцы, удивляться ловкости сальто на костылях и подпевать Патриарху и Музе на циркише — выдуманном в «Цирке дю Солей» языке, который смешивает английский, арабский, испанский, русский и другие языки.
— История Varekai началась с того, что режиссёр шоу Доминик Шампань, работая в театре, упал с высоты и сломал обе ноги, — рассказывает артистический директор шоу Майкл Смит. — Произошедшее во многом является аналогией истории Икара из шоу: когда в одну секунду меняется жизнь, когда ты больше не можешь делать то, к чему привык, когда окружающие реагируют на твоё новое состояние, когда просишь помощи в том, что раньше было легко сделать самому. В шоу Икар находит любовь, и она является для него вдохновением, чтобы преодолеть себя, случившиеся беды и выйти из них обновлённым — с новыми знаниями и новым пониманием жизни.
Varekai — то самое шоу, которое открыло «Цирк дю Солей» в России: в 2009 году его показали в Москве под большим куполом. А спустя пять лет представление, премьера которого прошла в Монреале в 2002-м, переформатировали под возможности арены. Так авторы постановки, изначально создававшейся для шатров, продлевают её жизнь. Представление в формате «арена» могут увидеть гораздо большее количество людей: во многих крупных городах есть технически подходящие площадки для выступлений «Цирка дю Солей» — спортивные или ледовые арены с потолками выше 20 метров. Другая ситуация с цирковыми шатрами: их могут принять не больше 40 городов в мире. Это происходит по разным причинам: экономическим, функциональным, территориальным. В «Цирке дю Солей» соглашаются с тем, что из-за такого хода с «арена-шоу» атмосферу «Цирка Солнца» недополучают жители Москвы, зато этой весной и летом Varekai увидят в Санкт-Петербурге, Казани, Сочи, Челябинске и Тольятти.
Музыка в шоу Varekai играется здесь и сейчас. Коллектив музыкантов состоит из семи человек — двух вокалистов, ударника, перкуссиониста, скрипача, духовика, басиста и клавишников. Автор музыки Виолейн Корради под современными аранжировками соединяет звуки гавайских ритуальных церемоний, песни трубадуров и аутентичные армянские мелодии.
Майкл Смит
артистический директор шоу Varekai
Закулисье Varekai отделено от сцены большой чёрной шторой. Пространство условно делится на несколько зон. В тренировочной, где артисты разминаются перед выступлениями, находится необходимое оборудование: копии «Русских качель», воздушные ремни, опоры для эквилибра, точно такие же, как в шоу. Рядом — целый тренажёрный зал, который «Цирк дю Солей» перевозит из города в город. Говорят, это удобнее, чем каждый раз искать тренажёры для аренды. На репетициях, в отличие от выступлений, артисты используют страховку. Она даёт возможность придумывать и пробовать сложные элементы не только артистам из этого номера, но и тем, кто хочет освоить новую дисциплину. «Цирк дю Солей» поощряет подобную переориентацию и помогает артистам, выделяя дополнительное время на тренировки и специалистов — тренеров, диетологов и врачей, которые поддерживают их из Монреаля. Так артисты становятся более универсальными, конкурентоспособными на цирковом рынке и остаются сотрудничать с «Цирком дю Солей» на больший срок, что выгодно — слишком много ресурсов цирк вкладывает в артиста.
Артистку «Цирка дю Солей» Аню Остапенко недавно можно было увидеть в «Вечернем Урганте». Она пришла в «Цирк дю Солей» из спортивной акробатики, в 15 лет завершив карьеру в сборной России. Аня летала в «Русских качелях» в шоу Saltimbanco, выполняла эквилибр в Quidam, а в 2015 году вернулась в Varekai, где 11 лет назад участвовала в создании номеров «Скользящая поверхность» и «Икарийские игры»
Неподалёку от тренировочной зоны расположены станции для быстрого переодевания — рейлы с костюмами и кофры с именными головными уборами и аксессуарами. У некоторых артистов Varekai до четырёх смен образа за шоу, и не всегда они успевают добежать до гримёрок и спокойно переодеться. На этот случай за кулисами дежурят костюмеры и stage-менеджер.
Всего в шоу Varekai используют 45 видов костюмов и 2000 элементов одежды, обуви и аксессуаров. Каждый костюм сшит на конкретного человека. При поступлении в «Цирк дю Солей» в Монреале с артистов снимают мерки и делают 3D-сканирование головы, чтобы создать идеально сидящие головные уборы. У костюмов есть срок годности. Максимальный — два-три года — у тех, в которых не выполняют акробатические номера (например костюмы музыкантов). Когда шоу закрывается (это произошло с Alegria и Saltimbanco), костюмы архивируются для хранения в Монреале. Но музея в штаб-квартире нет.
Каждый вечер после выступлений костюмы отправляются в стирку: «Цирк дю Солей» помимо тренажёров возит с собой шесть стиральных машин, где используется только биоразлагаемый порошок, и две сушилки. Чистые костюмы развешивают на рейлы и сушат с помощью гигантских фенов, чтобы не повредить их хрупкие части. Тур сопровождают четверо костюмеров, которые завивают парики, пришивают недостающие детали к костюмам и готовят артистов к выступлению в отдельной комнате — например, наносят грим. В целом артисты «Цирка дю Солей» самостоятельны в этом вопросе. Сначала они проходят 40-часовое обучение гриму в Монреале, затем получают подробную пошаговую брошюру, состоящую из 20 пунктов в картинках. Если что-то всё же не получается, артисты обращаются к коллегам. В среднем они тратят на грим от 45 минут до полутора часов и используют для этого косметику MАС.
В зоне ожидания за кулисами — часы словно из фильма «Назад в будущее», флипчарт, диван и телевизор, где показывают происходящее на сцене. «Цирк дю Солей» записывает и архивирует каждое своё шоу. Артисты могут посмотреть записи любого выступления для анализа и тренировок.
Гастрольный график «Цирка дю Солей» формируется на два года вперёд, и теоретически уже сейчас известно, какую постановку покажут (и покажут ли вообще) в России в 2018 году. В нынешнем сезоне труппа шоу Varekai собирается в Испанию, Италию, Португалию и Египет. Артисты проведут за год в гастрольном туре 44 недели и дадут 300 выступлений. Между странами труппа передвигается разными путями: всё зависит от наиболее удобного способа. В России — на чартерном самолёте или «Сапсане», если речь идёт о Санкт-Петербурге.
Вопросы с визами для артистов «Цирка дю Солей» (в штате их 1300) решаются командой в Монреале, вопросы проживания в туре по России — одним человеком в московском офисе компании.
У гастролирующей труппы шоу «Цирка дю Солей» есть график работы — как недельный, так и дневной. По понедельникам команда Varekai переезжает. Причём 20 грузовиков с оборудованием и костюмами отправляются в следующий город раньше артистов. Во вторник проходит монтаж шоу, и это означает, что у артистической команды выходной. Костюмеры устанавливают гардероб и стирают вещи после вечернего выступления в предыдущем городе. Шоу в формате «арена» монтируется 12 часов (для сравнения: шоу под большим куполом — восемь дней). В среду — самый большой репетиционный день недели и первое выступление. Артисты осваиваются на новой площадке и прогоняют большое количество номеров. Исключение — Сочи: здесь шоу начнётся в четверг из-за двухдневного перегона из Тольятти. В пятницу, субботу и воскресенье проходят по два шоу, репетиций нет. Воскресенье — день демонтажа. В течение последнего дня выступлений вещи по мере ненадобности упаковываются по ящикам. После окончания последнего шоу начинается демонтаж декораций по коробкам, ящикам и роллер-кейсам. Через четыре часа от «Цирка дю Солей» не останется и следа.
Рабочий день у артистов Varekai устроен по-разному. Музыкантам достаточно прийти за два часа до начала шоу — сначала на шоу-колл (обязательное собрание всей труппы), затем на саундчек, который проходит за час до старта представления. Задача артистов — прийти готовыми и разогретыми к своей репетиции: их график составляют накануне, в выходные. Утром участники шоу могут проводить творческие и социальные мастер-классы. В команде Varekai рассказывают, что «Цирк дю Солей» старается быть агентом культурных изменений и отдавать что-то сообществу, в котором находится. В туре это бесплатные билеты социальным организациям и мастер-классы. Дома, в Монреале, — поддержка местных художников и участие в градостроительных проектах.
В штате «Цирка дю Солей» по всему миру работают 4000 человек, 1300 из них — артисты. Канадский цирк обладает одной из самых больших и детальных кастинг-баз в мире: в ней несколько десятков тысяч заявок. Потенциальных артистов ищут скауты: смотрят видео на YouTube, ездят на различные фестивали и обращаются в спортивные федерации. Дело в том, что для «Цирка дю Солей» ищут скорее спортсменов, чем циркачей, — гимнастов, которые собираются или уже завершили карьеру в спорте. Попадание в базу канадского цирка не означает моментального предложения о работе. В «Цирке дю Солей» рассказывают, что бывали случаи, когда артисты приходили в труппу спустя девять лет пребывания в списках. Главное при отборе — это талант и профессионализм; знание языка при наличии первых двух качеств не обязательно.
Команда Varekai — это 100 человек. Из 50 артистов, которые работают в этом шоу, 24 выходца из стран СНГ. Но такое соотношение — это скорее исключение из правил. Чего стоит один номер шоу «Русские качели»: 16 человек, где почти половина артистов из Воронежа и Ярославля, взмывают под купол на высоту до 10 метров.
Алексей Максимов катается на качелях в «Цирке дю Солей» уже восемь лет и рассказывает, как после каждого тура привозит домой стопки магнитиков и раз в два года меняет загранпаспорт, потому что страницы заканчиваются.
— Я с семи лет занимаюсь акробатикой, мастер спорта России. Выступал на разных соревнованиях, выигрывал чемпионаты страны, международные кубки. Когда мне было 17 лет, меня позвали работать в Московский цирк, а спустя четыре года пригласили в «Цирк дю Солей». Я отправлял своё видео на кастинг, — говорит Алексей.
Алексей Максимов
артист «Цирка
дю Солей»
Евгений Тараканов тоже работает в этом номере — его пригласили в «Цирк дю Солей» специально для «Русских качелей». Он родом из Ярославля, но сейчас живёт с семьей в Лас-Вегасе: там, в стационарном шоу «Цирка дю Солей», выступает его жена.
— За год мы проезжаем 40 городов и 10 стран. У нас дома все холодильники в магнитиках, скоро уже дверца отвалится, наверно, — смеётся Евгений. Он называет коллегу по номеру — австралийца Кайрона Бурка, который пришёл в Varekai из закрывшегося шоу Saltimbanco, — «Царь-пушка»: Кайрон толкает качель, а в английском языке такая позиция называется схожим по звучанию словом pusher. Еще одно сленговое слово — «Парк Горького», это шуточное обозначение ситуации, когда кто-то из команды номера чересчур увлекается катанием на «Русских качелях».
В «Цирке дю Солей» нет дополнительных артистов на случай болезни кого-то из основного состава. В индивидуальных номерах артистов заменяют их коллеги-дублёры из труппы. Для коллективных номеров разработаны варианты выступлений на разное количество людей. В цирке говорят, что зрители даже не заметят этих изменений: «картинка» и сценография не меняются.
— То, чем «Цирк дю Солей» отличается от традиционного цирка, очевидно: мы не используем животных (единственная постановка цирка, где они есть, — Criss Angel Believe: там используются голуби. — Прим. «Инде»). Для нас важно создать историю, эмоциональное путешествие для зрителя от начала постановки до конца, — рассказывает артистический директор шоу Майкл Смит. Его задача заключается в том, чтобы вдохновлять артистов на что-то новое и поддерживать постановку «живой». Майкл говорит, что делать это непросто: в команде Varekai 50 артистов из 17 стран, и у каждого своё представление о работе, культура, привычки и предрассудки. — Мы стараемся создать в туре ощущение семьи. Мы находимся далеко от родных и друзей на протяжении 44 недель в году. Без ощущения семьи и поддержки выдержать это было бы невозможно. Мы обогащаем друг друга за счёт разного жизненного и профессионального бэкграунда. Всё, что происходит в туре, влияет на шоу. Я говорил о семейном ощущении. В семьях бывают и конфликты, и они даже могут «уйти» на сцену.
Постановка Varekai не статична. Майкл говорит, что за семь лет, которые прошли с момента первого приезда шоу Varekai в Москву, в нём появилось четыре новых номера:
— Это то, что отличает «Цирк дю Солей» от мюзикла и музыкального театра. У нас всегда есть возможность что-то менять, добавлять, развивать. Я никогда не ищу в новом артисте ровно того же, что было в предыдущем. Всегда стараюсь выбрать такого, который сможет привнести в шоу что-то новое.
По словам артистического директора, когда шоу приедет в Казань, в нём тоже появятся новые детали.
***
Varekai — цыганское слово. В переводе на русский оно означает «где бы то ни было».
— Я надеюсь, что каждый, кто придёт на Varekai, увидит свою постановку, — говорит Майкл. — Мы хотим, чтобы люди мечтали, чувствовали шоу. Эмоциональное путешествие, в которое мы отправим зрителя, для каждого будет уникальным. Воображение станет ключом к тому, чтобы попасть в нашу вселенную. Вселенную Varekai.
Гастроли «Цирка дю Солей» в Казани пройдут с 11-го по 15 мая в «Татнефть Арене». Билеты можно купить на сайте cds.ru
Фото: Анна Марченкова, пресс-служба «Цирка дю Солей»