Burger
Экспериментальная лаборатория «Бюро находок»: как подростки из Татарстана придумывают фото-книжно-музыкальную вселенную с собственными героями
опубликовано — 23.10.2024
logo

Экспериментальная лаборатория «Бюро находок»: как подростки из Татарстана придумывают фото-книжно-музыкальную вселенную с собственными героями

Есть идеи?

В июне 2024-го Центр современной культуры «Смена» запустил экспериментальную художественную лабораторию «Бюро находок». В ней школьники в возрасте 13–18 лет учатся придумывать сценарии, создавать электронную музыку, графический дизайн и книги, а также проектные фотографии. Первая сессия «Бюро» прошла в Казани. Дети в группах придумывали фотосюжеты и аудиосопровождение для новых героев выдуманной вселенной: ими стали мальчик-зонт Зондо, девочка-очки Шайни, мальчик-кошелек Кэшик и девочка-перчатка Пэрис.

Позже историю продолжили допридумывать подростки из Альметьевска, Нижнекамска и Менделеевска — городов, где «Смена» проводила книжные фестивали с местными партнерами. А с 28 октября по 4 ноября в Казани пройдет первая осенняя сессия уже длительной школы для подростков под тем же названием «Бюро находок», подать заявку можно до 25 октября включительно. Кстати, полноценные итоги первого сезона проекта представят на новом детско-подростковом фестивале «Смены», который пройдет в Казани 7-го и 8 декабря.

Преподаватели «Бюро находок» из разных городов России — Москвы, Санкт-Петербурга и Казани рассказали «Инде», как проходили занятия, а заодно поделились первыми результатами лаборатории: эскизами фотокниг и музыкой, написанной татарстанскими школьниками этим летом.



Кирилл Маевский

сооснователь Центра современной культуры «Смена», автор идеи «Бюро находок»

Идея лаборатории давно была где-то рядом. Во-первых, в виде оттепельных детских иллюстрированных фотокниг — яркого явления и феномена отечественной культуры, до сих пор не осмысленного ни в каком виде. А еще пластинок и оцифрованных фирмой «Мелодия» радиопостановок, музыкальных инсценировок. Во-вторых, преподаватели — коллеги, с которыми мы вместе давно и много делаем для, так сказать, «взрослого» мира по всей стране, — всегда хотели создать что-то для детей. Ну и в-третьих, локализация на Татарстан воплотила желание прокатиться по всей республике (как в книге «Мы солнце встречаем в пути») и вместе с детьми из разных ее частей придумать новую мультивселенную со своими героями, которые путешествуют по их городам. В общем, все сложилось вместе, и у нас получился один из самых любимых проектов за последние годы.

Станислав Михайлов-Нордэн

сценарист, создатель мультфильмов «Мишки ми-ми-мишки», «Куми-куми», «С.О.Б.Е.З.», Take My Muffin, преподаватель направления «Сторителлинг»

Однажды мне позвонил Кирилл Маевский и сказал, что хочет обогатить Казань персонажами, которые стали бы неформальными символами города, а в перспективе, может быть, даже частью городского фольклора. Едва я успел обдумать идею и предложить концепцию оживших потерянных предметов, Кирилл объявил: запускаем проект уже через пару недель в рамках детских творческих лабораторий на Летнем книжном фестивале.

Мое участие в лабораториях изначально не предполагалось. Были запланированы только музыкальная секция под руководством Саши Зайцева и фотографическая с Антоном Михайловским. В итоге мы решили объединить их общей задачей по «оживлению» придуманных персонажей. Имея только краткие литературные описания характеров, даже без прорисованных образов, дети под руководством преподавателей визуализировали внутренний мир героев через фотографию и писали для них музыкальные темы — своего рода звуковые визитки.

Назвали мы все это «Бюро находок». С одной стороны, такой заголовок указывает на наших героев-потеряшек, а с другой — намекает на творческие находки. Поскольку в подобном формате мы еще не работали, для нас это тоже эксперимент и поиск. Вызов тут в том, что на лабораториях мы ставим перед собой две цели: в ограниченное время обучать конкретных детей в отдельном городе через развлечение и развивать нашу вселенную потеряшек. Отчасти своими руками, отчасти руками подростков.

Для начала мы ограничились четверкой персонажей: мечтательный мальчик-зонт Зондо, заводная девочка-очки Шайни, жизнелюбивый мальчик-кошелек Кэшик и утонченная девочка-перчатка Пэрис. На первой лаборатории в Казани мы работали только с образами персонажей; на следующей, альметьевской, — уже с целыми историями про них; на третьей, в Нижнекамске, добавили еще и секцию дизайна под руководством Ани Наумовой, а также создали вместе с детьми материальные прототипы персонажей из бытовых предметов и задействовали их в съемке.

Каждый раз мы немного усложняли задачи и себе, и подросткам, в качестве идеального финального продукта видя условный диафильм, в котором соединились бы иллюстрированная фотокнига, сверстанная секцией дизайна на основе снимков фотосекции, и саундтрек, написанный музыкальной секцией. На последней лаборатории мы уже близко подошли к нужному результату, но все-таки двухдневный формат никак не позволял, дав детям необходимые знания, тут же получить от них желаемый нами продукт. Тогда мы пришли к выводу, что нам нужен полноценный четырех-пятидневный курс, в ходе которого дети, разбитые на четыре лаборатории — сторителлинг, музыка, фотография, дизайн, — создали бы единое, цельное и насколько можно профессионально сделанное произведение. Такой формат мы опробуем уже в ближайшие школьные каникулы, в конце октября — начале ноября. Следите за новостями!

Александр Зайцев

композитор, экс-участник проектов «Елочные игрушки», «СБПЧ» и 2H Company, преподаватель направления «Музыка»

На лаборатории мы учим детей создавать музыку на компьютере. Во-первых, этих знаний нет ни в общеобразовательной, ни в музыкальной школе, ни в специальных учебных заведениях. Обычно ребенок остается один на один с различными роликами из интернета — и хотя есть много очень хороших и даже бесплатных курсов, важно отследить, насколько адекватно воспринимаются и применяются обучающие материалы. Именно на этом этапе необходимо живое присутствие педагога.

Ребята приходят разные. Кто-то оказывается на занятии случайно, но когда видишь, как у ребенка загораются глаза от мысли «Так вот как это делается!», понимаешь, что все не зря. Работать с такими детьми — огромное удовольствие. Особенно важным мне кажется проведение таких лабораторий в небольших городах, где доступ к образовательным ресурсам заметно ограничен, если сравнивать с Казанью, Москвой или Санкт-Петербургом.

Изначально предполагалось, что результаты будут представлены в виде общего мультимедийного проекта, но ребята написали так много хорошей музыки, что мы, наверное, сделаем отдельный альбом с работами самых молодых композиторов Татарстана.

Антон Михайловский

фоторедактор, преподаватель направления «Фотография»

На занятиях учащиеся в сжатые сроки проходят путь от основ фотографии до концептуальных подходов. Занятия разделены на три блока. Вначале мы изучаем теорию и практикуемся, привязываясь к свойствам фотографического изображения. Анализируем, что такое свет и тень в фотографии и как они работают внутри кадра. Понимаем, как передается характер и эмоция в абстрактной или прикладной фотографии.

Второй блок содержит большое количество творческих заданий, включающих съемку отдельных героев-персонажей и раскрытие их образа при прохождении ряда игровых ситуаций. В этом блоке мы активно используем вспомогательные инструменты: светофильтры, фонарики, плоские или объемные съемочные объекты.

Третий блок посвящен работе над получившимися фотографиями. Основным практическим заданием тут становится взаимодействие с материальной формой фотографии — бумажным отпечатком. Отпечатки складываются в серии, дополняются нефотографическими элементами (рисунками, аппликациями и прочим), разбираются для составления тематических коллажей или композиций.

В результате участники получают комплексное представление о творческих возможностях фотографии. От одного цифрового изображения до серии распечатанных и оформленных снимков, пригодных для создания выставочного или другого творческого проекта.

Анна Наумова

графический дизайнер, арт-директор Центра современной культуры «Смена», преподаватель направления «Дизайн»

Обычно я не преподаю, считаю это иной профессией. Но все внешние факторы, события в стране привели меня к пониманию, что это надо делать, так как дети тут вообще ни при чем. У них, несмотря на все сложности, должно быть нормальное детство, образование, нормальные люди вокруг. Их надо оберегать и много вкладывать в такие времена. Так образовалась моя социальная позиция и началась дизайн-практика с подростками — людьми особенными, так как у них и без того куча своих сложностей (смеется. — Прим. «Инде»).

Конечно, это не образование в чистом виде, три-четыре дня — ничтожно мало для овладения профессией. Зато я могу рассказать изнутри, что такое дизайн, очертить примерный спектр интересов и зоны применения навыков, кристаллизовать представление о профессии, вплоть до того, какие деньги дизайнеры зарабатывают, — такое им не расскажут в институте. И тем самым — не деньгами (смеется. — Прим. «Инде») — или привлечь на всю жизнь, или, наоборот, отбить желание заниматься этим. Что тоже очень важно для подростка: выбрать, куда поступать и куда это приведет.

На занятиях мы говорим о графической среде, портрете города, в котором ребята живут, через логотипы, тексты на улице и даже граффити. Это полезный навык для адаптации в пространстве и для «прозрения», потому что очень часто графический язык настолько привычен, что незаметен. Мы его выявляем и рассматриваем, анализируем — это хорошая практика дизайна. А в предстоящей [осенней] мастерской мы будем заниматься книгой, попробуем ее придумать и собрать. Очень интересно и пока волнительно, что получится. Цель — объединить все наработки лаборатории, от текста до фотографии, скрепить все скрепкой и получить тираж.

Кирилл Маевский

сооснователь Центра современной культуры «Смена», автор идеи «Бюро находок»

Детское направление в последнее время становится вообще одним из самых важных для «Смены». «Смена Дети» постепенно растет и превращается в самостоятельную институцию внутри институции взрослой. В этом году мы запускаем большой детский фестиваль «Новая Смена», который станет первым полноценным культурным событием, ориентированным на детей. На нем мы представим итоги драматургической, фотографической и музыкальной лабораторий «Бюро находок», проекты, созданные в рамках лаборатории «Поэтика перформанса», которую ведут Ангелина Мигранова и Родион Сабиров, спектакль совместно с издательством «Самокат» и театром MOÑ и даже свой новый кинофестиваль для детей и подростков, а также много всего другого. Уже совсем скоро расскажем об этих проектах.

Обложка и фото: предоставлены пресс-службой Центра современной культуры «Смена»