Фарфоровые вазы, чаша с секретом и краснолаковая шкатулка: показываем 10 безумно красивых экспонатов с выставки «Китайские коллекции музеев России»
21 октября в Национальном музее Республики Татарстан открылся проект-коллаборация семи институций «Китайские коллекции музеев России». Его запланировали еще год назад, в ноябре 2023-го. А в августе 2024-го на сессии проекта российского минкультуры «Музейные маршруты России» в Бурятии директор музея Алиса Вяткина предложила провести выставку китайского наследия к саммиту БРИКС в Казани.
В экспозиции собрали более 300 предметов, значительная часть которых извлечена из запасников впервые за 15 лет. Реликвии представляют три основных декоративно-прикладных направления эпохи империи Цин (1644–1912): традиционную резьбу из дерева и камня, фарфоровые изделия и бронзовые скульптуры. Кроме них, экспонируются тканевые панно и работы из перегородчатой эмали.
«Китайские коллекции» собирали и монтировали в рекордные для своего масштаба сроки — за два месяца. Мы посетили выставку и выбрали 10 самых интересных и красивых экспонатов.
«Китайские коллекции музеев России»
Когда: 21 октября — 3 февраля
Где: Графитовый зал Национального музея РТ, ул. Кремлевская, 2
Режим работы: вторник — суббота с 10:00 до 20:00; воскресенье — понедельник с 10:00 до 18:00
Вход: 0–450 ₽ по билету постоянной экспозиции
Участники: Национальный музей Республики Татарстан, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей-заповедник «Петергоф», Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Национальный музей Республики Бурятия, Кяхтинский краеведческий музей имени Обручева, Хабаровский краеведческий музей имени Гродекова
Ваза со змеями
Империя Цин, XIX век
Нефрит, резьба по камню
Национальный музей РТ
В отделе резьбы по камню — изделия из халцедона, нефрита и горного хрусталя. А самый яркий и эффектный экспонат этой части — ваза со змеями, сделанная из нефрита; образец апогея резного искусства Китая XIX века. В коллекцию Национального музея она попала в 1890 году, после смерти казанского археолога и нумизмата Андрея Федоровича Лихачева. Собранные Лихачевым предметы искусства легли в основу экспозиции Национального музея при его открытии в 1894-м.
Влад Мухин
куратор выставки, заведующий отделом специального хранения Национального музея Республики Татарстан
Резьба по камню — самое сложное направление в декоративно-прикладном искусстве Китая. Трудным является даже выбор материала. Дело в том, что мастера никогда не использовали хорошие, ровные, чистые камни, а старались отбирать их с неровностями, природным рисунком, который подсказывал сюжет и композицию произведения.
Шкатулка
Империя Цин, XIX век
Дерево, красный лак, резьба по лаку
Национальный музей РТ
Искусство дяоци — объемная резьба по красному лаку, нанесенному поверх деревянного изделия. Технология применялась для украшения мебели, посуды и аксессуаров, причем сюжет декора мог быть разным: от растительных узоров до драконов. Представленная на выставке шкатулка, датируемая второй половиной XIX века, принадлежала актрисе Валентине Павловой. С 1933-го по 1948 год она работала в театрах городов Дальнего Востока и, возможно, побывала на гастролях в Китае, откуда и привезла краснолаковую шкатулку.
Лак изготавливался из сока дерева цишу. Жидкость, вступая в реакцию с кислородом, мгновенно затвердевала, в результате чего получался материал, не подверженный влиянию высоких температур, влаги, щелочей и кислот. Поэтому сок из надреза оголенной древесины цишу собирали в специальную емкость, где сидели крабы. В их панцирях содержалось вещество, сохранявшее сок в жидком виде. После его кипятили, чтобы удалить влагу, и смешивали изначально белый сок с киноварью, кальцием и железом, благодаря чему получался красный цвет. Далее лак наносился на дерево — обычно это был маньчжурский кедр — 100 слоями, каждый из которых должен был полностью высохнуть, прежде чем добавляли следующий. Только после этого вырезался орнамент.
Народная картина няньхуа. Настольная игра
Империя Цин, конец XIX — начало XX века
Бумага, раскрашенная ксилография
Национальный музей РТ
Няньхуа, что с китайского переводится как «новогодняя картина» (изначально их было принято дарить на китайский Новый год), — это лубки, изображавшие быт и повседневность жителей империи Цин. Поэтому их также называли «энциклопедией китайской жизни». Картины выполнялись в технике ксилографии и являлись раритетами уже тогда, потому что каждая доска вырезалась отдельно и сюжет рисовался в штучном, а то и единичном экземпляре. С XIX века няньхуа стали массовым искусством, которое в том числе раскупали в качестве сувениров иностранцы. При этом существовал и отдельный жанр миниатюр на экспорт — тунцао-чжи. На выставке их тоже можно увидеть: это картины, иллюстрирующие сбор чая китайцами и фокус с апельсиновым деревом.
Халат Ганжурва-гэгэна Данзана Норбоева
Российская империя, Забайкальская область, конец XIX века
Шелк узорчатый, нитки шелковые, фурнитура металлическая, шитье машинное, шитье ручное, вышивка
Национальный музей Республики Бурятия
Согласно буддизму, тулку (или, на бурятский манер, хубилганы) — это высшие духовные лица, в которых переродились когда-то прославившиеся ламы и буддийские деятели. Родившийся в 1888 году Данзан Норбоев стал первым хубилганом из Бурятии. Его, когда тот был младенцем, далай-лама признал шестым воплощением буддийского деятеля Ганжурва-гэгэна из Монголии, на тот момент входившей в состав империи Цин. Данзан Норбоев прошел обучение в старейшем в Забайкальском крае буддийском монастыре Даши Чойпэллинг и тибетских монастырях Лаврана и Лхасы.
На выставке экспонируется желтое детское платье Норбоева: костюм пошит вручную из атласной шелковой ткани, его украшают вышитые золотой нитью драконы. Синий подол символизирует море, на волнах которого размещены атрибуты даосской символики. Экспонат интересен не столько сам по себе, сколько судьбой человека, который его носил. И, конечно, в этом возрасте он не догадывался о том, что предстоит ему в жизни.
В 1918 году, во время революций и Гражданской войны, Норбоев вернулся на родину, намереваясь служить буддийской вере. Так, хубилган входил в комиссию по переводу с тибетского первой части буддийского канона «Ганджур». Однако атеистическая политика новой власти исключала подобное развитие карьеры, и после первого Всесоюзного собора буддистов СССР в 1927 году и отмены института перерожденцев Норбоев сложил с себя полномочия. После он переехал в Ленинград в качестве официального представителя Тибета в России, где погиб при неизвестных обстоятельствах в 1935-м — ему было 43 года.
Скульптура «Петух»
Империя Цинь, XVIII век
Медь, латунь, эмаль перегородчатая, эмаль поливная, золочение
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник
Изображение петуха на протяжении тысячелетий постоянно встречается в китайской продукции. На выставке его можно встретить в декоре посуды и тканей. Самая распространенная трактовка символа петуха среди множества прочих — это бесстрашие и отвага. Массивный пестрый эмалированный петух попал в музей из коллекции дворян Шереметевых, живших в селе Юрино Васильского уезда Нижегородской губернии.
Деревянные скульптурные миниатюры о китайской жизни
Вторая половина XIX века
Дерево
Национальный музей РТ и Хабаровский краеведческий музей имени Гродекова
Слева от входа, в первом разделе выставки, посвященном декоративной резьбе, расположили набор деревянных миниатюр, которые продавались как сувениры для иностранцев в конце XIX века. Как и народные картины няньхуа, статуэтки изображают моменты из китайской жизни: свадьбу, традиционную рыбную ловлю на бакланов, игру в маджонг, а также истязания маньчжуров китайцами путем распиливания и заключения в кандалы и колодки. Вероятнее всего, резчики выпиливали скульптурки из самшита, древесина которого давно используется для мелких работ, шахмат, музыкальных и медицинских инструментов.
Чаша
Империя Цин, правление Юнчжэна, XVIII век
Фарфор, подглазурная роспись
Национальный музей РТ
Начало производства фарфора в Китае относят к 500–750 годам нашей эры, когда мастерам удалось достичь температуры обжига свыше 1200 градусов, благодаря чему изделия стали намного плотнее. В период правления династии Тан (618–907) фарфор начали украшать росписью.
Желтая чаша с зелеными драконами эпохи правления Юнчжэна не простая, а с секретом: если посмотреть внутрь, можно разглядеть детальные очертания зверя, выполненные подглазурной росписью почти белого, на первый взгляд, сливающегося с полостью чаши цвета. Выбранную раскраску посуды можно интерпретировать как отсылку к зелено-желтому флагу империи Цин, который установился как раз в период производства изделия. По мнению куратора выставки Влада Мухина, вряд ли мастер закладывал такую идею — скорее всего, он хотел повторить дракона с другой стороны чаши с помощью подглазурной росписи.
Фарфоровые вазы с надглазурными эмалями
Вторая половина XIX века
Фарфор, эмаль
Национальный музей РТ
Преимуществами китайского фарфора были качество, красота (благодаря специфическому молочному цвету) и прочность: благодаря высокой температуре обжига материал лишался пор. Завоевав Китай и установив династию Цин в 1644 году, маньчжуры разрушили печи для обжига фарфора в главном городе его производства — Цзиндэчжэне.
По приказу второго правителя из династии Цин, Канси, чье правление окрестили «золотым веком» империи, печи восстановили, и фарфор вновь стали выпускать. Однако теперь производство приобрело массовый характер, что отразилось на качестве. Во второй половине XIX века среди европейцев стало популярным привозить китайские вазы в качестве сувенира, так что фарфор превратился еще и в популярный экспортный товар.
Влад Мухин
куратор выставки, заведующий отделом специального хранения Национального музея Республики Татарстан
У одной из ваз, вероятнее всего после покупки, появился скол по горлу сосуда, из-за чего и появилось свинцовое навершие, чтобы скрыть [несовершенство предмета]. Очевидно, скол случился уже не в Китае, потому что китайцы могли позволить себе без труда заменить такие вазы. Они бы избавились от этой и поставили себе другую — в отличие от европейцев, для которых такой предмет был редкостью.
На выставке много экспортного фарфора, некоторые образцы которого из-за синего цвета вызывают ассоциации с русской народной гжелью. Однако связи тут нет, и все гораздо прозаичнее: долгое время ни у кого не было красок, которые позволяли бы работать с высокими температурами обжига. Поэтому цвета получали из высших оксидов металла, в первую очередь — кобальта, имеющего синий оттенок. Так в Китае, как и в Гжели, сложилось классическое направление — сине-белый фарфор, бело-голубая керамика.
Шахматы
Империя Цин, XVIII–XIX века
Кость, резьба, тонирование
Кяхтинский краеведческий музей имени Обручева
Как мы уже говорили, на выставке представлено 300 экспонатов, 100 из которых приехали из других музеев. Треть от этой сотни составляют резные шахматы, фигуры которых посчитаны отдельно. Впрочем, подобно деревянным сувенирным миниатюрам, каждая фигурка — отдельное произведение искусства с множеством мелких деталей: например, костюмов короля и ферзя. Уровень мастерства подчеркивают и небольшой размер фигур, и индивидуальный дизайн противников.
Буддийский храмовый алтарь
XVIII — вторая половина XIX века
Бронзовые скульптуры, латунные чаши для подношений, буддийские четки из 108 бусин, перья павлина, бронзовая ваза, бронзовый колокольчик, бронзовые фигуры лотосов, опахало из черного конского волоса с деревянно-металлической рукояткой, опахало из седого волоса неустановленного материала с деревянно-металлической рукояткой
Национальный музей РТ
Венец выставки — буддийский престольный алтарь, придуманный и собранный сотрудниками музея. Для алтаря отбирались экспонаты только китайского происхождения, их атрибутировали при участии специалиста из Государственного Эрмитажа.
Стандартный буддийский алтарь состоит из трех ярусов, но каждый верующий волен спроектировать его на свой вкус, руководствуясь основными правилами и не нарушая запреты. Поэтому сотрудники Национального музея добавили еще два яруса. В таком случае полка с чашами для подношений должна быть выше головы буддиста в спящем положении.
Чаш для подношений должно быть семь, что символизирует буддийские факторы просветления, но здесь их пять, так как две были утеряны при передаче экспонатов из Казанской духовной академии 100 лет назад. Нехватку чаш компенсировали украшением с лотосами и колоколом, который символизирует чистоту ума Будды. На пятом ярусе расположились опахала, которые в храмах обычно подвешиваются. Однако с музейным экспонатом так поступать нельзя, поэтому их положили на дополнительный ярус рядом с китайской курильницей.
Обложка и фото: Гульназ Зайнутдинова