Burger
Лапти, 40 копеек за концерт и долгая служба в консерватории: как Ильгам Шакиров стал «татарским соловьем»
опубликовано — 20.11.2024
logo

Лапти, 40 копеек за концерт и долгая служба в консерватории: как Ильгам Шакиров стал «татарским соловьем»

Наш трибьют великому певцу

Найти в Татарстане следы памяти об ушедшем почти шесть лет назад Ильгаме Шакирове не так сложно. В родной деревне Яна-Буляк — она находится в полутора часах езды от Набережных Челнов — есть музей его имени, и в нем постоянно появляются новые экспонаты. В «Салават купере» открыли проспект Ильгама Шакирова, а на Баумана, на Аллее звезд, можно отыскать его именную табличку. Возле сквера имени Тукая по адресу: Николаева, 5 (сегодня там расположена детская музыкальная школа №7 имени Хабибуллина), пару лет назад повесили мемориальную доску — в этом доме артист жил с 1974-го по 2005 год, когда был на пике своей творческой карьеры. А если пройти в сквер филармонии, вы увидите ель, посаженную в память о «татарском соловье».

Но несмотря на это и на любовь людей к шакировской музыке (к концерту-трибьюту этого года прибавьте больше 26 тысяч прослушиваний за месяц на неизвестно кем созданной странице артиста в «Яндексе»), о жизни заслуженного и народного артиста ТАССР, ведущего солиста и художественного руководителя Татфилармонии имени Тукая написано не так уж много. «Инде» рассказывает, как исполнитель чуть не стал школьным учителем математики и почему он провел в музыкальном училище всего год.


Печальные песни печальному детству

Родная деревня Шакирова, Яна-Буляк, появилась в Сармановском районе (сейчас она относится к Тукаевскому) всего за десять лет до рождения певца. Тогда, в 1925 году, вышел закон, разрешающий крестьянам осваивать новые земли, и те начали переселяться на более благополучные плодородные территории. 20 семей из ближайших деревень объединились и выбрали для жизни красивую поляну, расположенную между двумя речками — Иганя и Инеш. Среди переселенцев были мать и отец Ильгама — Нуриасма и Гильметдин Шакировы. Глава семьи занимался кузнечным делом.

Поселение росло быстро: почти сразу здесь появилась начальная школа, а в 1930-х пришел колхоз с масштабными посевами. Тогда это место стали называть Яна-Буляк, в переводе на русский — «новый подарок», что отсылало к плугу, косилке, сеялке, конной зерномолотильной машине и другим вещам, которые преподносило советское правительство за активное вступление сельчан в колхоз.

Семья Ильгама была многодетной, а будущий артист — самым младшим в ней. В 1937-м отца Шакирова арестовали по доносу «за кулачество» и посадили в тюрьму, из которой он уже не вернулся. Матери пришлось самой воспитывать шестерых детей. Старший брат пытался заменить отца, но и его спустя время забрали — на войну. С нее он, как и отец из тюрьмы, не вернулся.

Нас называли семьей тюремщика. Обложили налогами. Поэто­му в пять лет я начал лапти плести. Меня сейчас разбуди но­чью — сплету. Плели не для себя, а на продажу. Сами ходили босыми... Работали по конвейерной системе: я начинал, а дальше передавал по кругу сестре.

«Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар». «Парадигма», 2005

Возможно, из-за этих трудностей Шакиров с самого детства пел протяжно-печальные, пробирающие до слез песни. В деревне считали, что таким выбором репертуара мальчик привлечет в семью беду, — и даже мать Ильгама часто просила его остановиться. Однако мальчик продолжал и даже выступал на школьных концертах.

Я родился в изумительно красивом месте. Рядом лес, пти­цы так поют, что дома слышно. Хотя мы были голодными, но природу замечали. Я пел и танцевал лет с трех. Как-то во время вой­ны — я тогда учился в первом классе — в деревне вздумали уст­роить новогодний праздник. С елкой проблем не было — лес рядом. Собрались в клубе женщины и дети. Меня как гвоздь программы оставили на самый конец. После елки мои сверст­ники подходят и говорят: «Когда ты пел, мамы плакали». Я готов был провалиться сквозь землю, чувствовал себя преступ­ником. Как я мог заставить их плакать? Это было так неудоб­но. Убийственно. Это сейчас понятно, что, если люди плачут во время пения, это свято. Но тогда мне, маленькому маль­чику, это было невдомек.

«Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар». «Парадигма», 2005

Ильгам Шакиров поет песню «Туган жирем Татарстан»

Репертуар для «соловьиного голоса»

Несмотря на музыкальный талант, Шакиров все же хотел стать учителем математики. Успешно сдать вступительные экзамены ему не позволило клеймо «сына врага народа» — об этом Ильгаму рассказал сам экзаменующий во время очередной поездки певца в Елабугу.

В Елабужский пединститут ездил поступать. Там, как сейчас помню, экзаменовал немец Люстик. Я не прошел. И хорошо, что не прошел. Потому что потом поехал в Казань и поступил в музыкальное училище.

«Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар». «Парадигма», 2005

Казанским студентом Ильгам стал в 1954 году — в особом порядке, после индивидуального прослушивания с директором Ильясом Аухадиевым. Будущему певцу тогда было 19 лет. В училище Шакиров провел всего год — за успехи его перевели в Казанскую государственную консерваторию имени Жиганова. Там, на вокальном факультете, он попал к педагогу сольного пения Елене Амбросимовой и преподавательнице Зюгре Байрашевой, которая вела класс вокального ансамбля. О том, как Ильгам учился, известно немного — почти нет сохранившихся воспоминаний.

Музыкальное образование очень расширило мой кругозор. Ведь и актеру, и певцу для того, чтобы быть настоящим мастером, нужно знать весь предшествующий опыт. Вот один случай из миллиона. Я взял в репертуар песню Сары Садыковой «Третий день подряд идет снег» на слова Мустая Карима. Песня о человеке, у которого в такую погоду ноют раны. Но ведь это песня не о здоровье. У нее гораздо более глубокое содержание. Исполнил ее на концерте. Зрители зааплодировали. Я очень рассердился — неужели не поняли? Позднее давал кон­церт в Уфе, в театре Гафури. И вот там после песни в зале воцарилась тишина. Потом, конечно, захлопали. Мне было так радостно, что сумел донести до слушателей истинный смысл песни. Так что, если сразу после песни зашумели, зна­чит, плохо пел. Не дошло. А если зритель задумался…

«Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар». «Парадигма», 2005

Мустай Карим читает стихотворение «Тяжелый снег идет три дня»



В консерватории Ильгам пел оперные партии (например, Евгения Онегина), романсы Чайковского, Рахманинова, европейскую и русскую классику. Хотя сам он признавался в интервью, что волновали его тогда не выступления, а 40 копеек, которые давали за концерт, — он сразу отправлял их матери в деревню.

Ведущим солистом Татарской государственной филармонии Шакирова взяли без перерыва после учебы. Его голос называли «соловьиным»: за мягкий тембр, широкий диапазон и напевность. А репертуар пополнился разноформатными композициями: от старотатарских протяжных напевов и камерно-вокальной музыки местных авторов до современных эстрадных песен, написанных адресно Назибом Жигановым, Джаудатом Файзи, Сарой Садыковой, Мансуром Музафаровым и многими другими — включая самого Шакирова. Кроме татарских, он исполнял казахские, узбекские, азербайджанские, каракалпакские, башкирские песни.

Видели бы вы весенние улицы тогдашнего Альметьевска! Куда ни сверни, грязная жижа по колено. В клубе дает концерт Ильгам Шакиров. Он уже весьма популярен, слава о нем разлетелась далеко за пределы республики. Изрядно помесив грязь, освещая дорогу фонариками, собралось несколько сотен альметьевцев. На сцене шумит «Кара урман» («Темный лес»)… кручинится «Эниемэ хат» («Письмо маме»)… колобродят «Козге ачы жиллэрдэ» («На осенних суровых ветрах»)… На глазах у слушателей блестят слезы. Не всем хватило мест, многие стояли в проходах, подоконники тоже были сплошь облеплены людьми, в дверных проемах — не протолкнуться. Певца снова и снова приглашали на сцену. Никто не хотел уходить.

Писатель Аяз Гилязов, журнал «Татарстан», 2016

Пластинку «Чатырлар: Илһам Шакиров жырлый» в 1993 году выпустила фирма «Апрелевка Саунд». В сборнике — 11 песен, записанных под аккомпанемент оркестра и инструментального ансамбля «Идель»



Пластинка Шакирова, выпущенная «Мелодией» на Ташкентском заводе имени Ташмухамедова



Пластинка 1988 года

Голос был, к тому же я не коротышка, рост позволяет выходить на сцену. Но меня тянуло к народ­ной песне. Так вот более 50 лет и езжу, выступаю. Где я только не был! Каждый год — по Средней Азии, Сибири, Дальнему Востоку

«Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар». «Парадигма», 2005

Параллельно Шакиров преподавал, писал критические статьи и был членом худсовета Казанского городского радио и филармонии. Бурная работа «без больничных» (так отзывался о работе сам певец) привела его к званию народного артиста РФ и РТ, Государственной премии имени Тукая, премии «Золотой Аполлон» и ордену «За заслуги перед Республикой Татарстан». Но в 2010-х «татарский соловей» совсем перестал выступать и умер в 2019 году в больнице от продолжительной болезни Альцгеймера. В последние дни жизни Шакирова рядом с ним был только личный помощник, Ильхам Хазиев.

А нам в наследство осталась его музыка.

Что еще почитать и посмотреть о Шакирове:

Татароязычная биография «Ильгам Шакиров». Татарское книжное издательство, 1995

Сборник «Татарский век глазами национальной элиты. 100 выдающихся татар». «Парадигма», 2005

Книга-альбом «Ильгам Шакиров». Татарское книжное издательство, 2005

Последнее видеоинтервью певца, опубликованное «Бизнес Онлайн»

Обложка: YouTube.com; фото: 1 — tatfil.ru; 2 — Николай Туганов; 3–5 — realnoevremya.ru, фото предоставлено Татарской государственной филармонией имени Г. Тукая; 6 — gorbilet.com; 7–8 — i.ytimg.com; 9–10 — kratkoebio.ru

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена