Матисс, Пикассо и Ренуар в Казани: что вы увидите на выставке «Прекрасная эпоха» из коллекций Государственного Эрмитажа
29 ноября в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка с работами западноевропейских художников «Прекрасной эпохи», недолгого периода между концом Франко-прусской войны (1871) и началом Первой мировой (1914). Среди картин, гравюр и предметов декоративно-прикладного искусства — оригиналы Сезанна, Писсарро, Гогена, Мухи, Пикассо, Тулуз-Лотрека и других важных художников рубежа XIX–XX веков.
В последний раз проект подобного масштаба с предметами из коллекции Эрмитажа проходил в Казани больше десяти лет назад — кажется, одного этого факта достаточно, чтобы прервать увещевания и отправить вас в залы. Но мы на всякий случай рассказываем (и показываем!), на что обратить внимание, кроме самих работ, и почему экспозицию стоит посмотреть как минимум трижды.
Идея большой выставки в Казани появилась в Эрмитаже около полутора лет назад. Работы «Прекрасной эпохи» до этого привозили в город в 2013-м — в рамках проекта «Импрессионисты и их эпоха». В нынешней экспозиции, помимо работ импрессионистов, много прикладных вещей, графики и уличных плакатов. Часть произведений перед выставкой реставрировали. Их достали из запасников Эрмитажа — многие предметы показываются в казанской экспозиции впервые: например, два портрета Ласло Фюлопа, «Портрет дамы с дочерью» и «Дама с девочкой». По словам куратора выставки Ольги Леонтьевой, даже в стенах Государственного Эрмитажа эта выставка была бы бестселлером.
Ольга Леонтьева
куратор выставки «Прекрасная эпоха», научный сотрудник Эрмитажа, хранитель французской живописи 1860–1950-х годов
«Прекрасная эпоха» в Европе считается временем расцвета автомобилестроения и воздухоплавания, бульваров и кафе, кабаре, фотографии, рождения кино и развития метро. В том числе это особый промежуток для изобразительного искусства и всей мировой истории — прежде всего для Франции, которая стала родиной самого названия эпохи. Государственный Эрмитаж уже организовывал несколько выставок, посвященных этому периоду. Но в основном показывались художники, которые тогда были очень популярны. В этой экспозиции мы отобрали самых разных: и модных авторов того времени, и тех, кто только-только делал первые шаги.
Это такая интересная «эпоха-перевертыш»: восприятие людей отличалось от нашего. Тогда картины художника жанровых сцен и портретов Эдмона Жоржа Гранжана стоили тысячи франков, в то время как работы импрессионистов — всего несколько сотен.
Некоторые предметы искусства в хранилищах Государственного Эрмитажа не подлежат транспортировке в принципе из-за крайне хрупкого состояния. В казанскую экспозицию попали только те, что могут путешествовать. Перед отправкой все позиции прошли предреставрационную подготовку. Это связано в том числе с климатом Петербурга: где-то могли возникнуть подвижные участки, которые стоило укрепить.
Мария Шулепова
художник-реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа
Например, картина Альфреда Сислея «Берега в Сен-Маммесе» была очищена мной полтора года назад специально для этой выставки. Речь идет о лаках, которые работа приобретает не в момент ее создания. Картина, предположим, участвовала в каких-нибудь салонах во Франции, без ведома художника ее покрыли лаком. Затем в течение времени это может повторяться, а каждый из слоев меняет цвет картины.
Происходят физико-химические изменения в структуре самой смолы, и она темнеет, изменяя первоначальный вид произведения. Задача [реставраторов] — эти несколько слоев потихонечку утоньшить.
Всего на выставке 42 картины, 108 гравюр и 25 предметов декоративно-прикладного искусства. В основном представлены французские авторы: тогда европейской культурной столицей считался Париж. Потому же он попал и на афишу с «Бульваром Монмартр» Камиля Писсарро.
Экспозицию поделили на шесть залов и семь разделов. Первый зал посвящен главному жанру эпохи — пейзажу. С появлением красок в тюбиках распространился пленэр: художники все больше выходили работать на природу. Менялись сами города, открывались парки и скверы, люди стали больше проводить времени на свежем воздухе, набирал первую популярность спорт — и все это отражалось в искусстве.
Работы во втором зале — о том, как Париж стал культурным центром. На картинах переданы городские развлечения и образ ночной столицы. Хоть немного прочувствовать его помогает пространство: стены глубокого синего цвета на контрасте с золотым пилоном отсылают к ночному городу и новинке эпохи — электрическому свету.
Ольга Леонтьева
куратор выставки «Прекрасная эпоха», научный сотрудник Эрмитажа, хранитель французской живописи 1860–1950-х годов
В третьем зале мы подробнее погружаем зрителей в досуг парижан через изображения театров, цирков и кафе. Опера и балет — высокие жанры, билеты туда стоили больших денег, и не каждый мог их себе позволить. Но тогда же появились сотни заведений, доступных для всех. В них встречался весь Париж: мог прийти какой-нибудь аристократ, и тут же — рабочий. В этом общем котле ресторанов и кафе варился весь город.
Стены в следующем зале — серо-пепельные, напоминающие мрачное небо и городскую брусчатку. Тут расположены картины и афиши, погружающие в атмосферу прогулок по парижским улицам. В «Прекрасную эпоху» впервые стало возможно печатать крупноформатные и цветные плакаты, на которых сразу начали рекламировать практически все: от молока до театральных представлений.
Пятый зал — портрет эпохи. Он отражает то, как художники видели людей и как разные заказчики сами хотели выглядеть на портрете. В пространстве далее собрана коллекция, условно называемая «роковые красавицы». По сравнению с предшествующими работами, эти — более сюжетные, а героини портретов носят сложные прически и одеты в театрализованные декоративные костюмы, платья, шляпки.
Заканчивается экспозиция декоративно-прикладным искусством и графикой — например, Альфонса Мухи и Эжена Грассе.
Ольга Леонтьева
куратор выставки «Прекрасная эпоха», научный сотрудник Эрмитажа, хранитель французской живописи 1860–1950-х годов
Графика на бумаге очень хрупка, поэтому почти не показывается у нас, только в особых случаях, как этот. В сущности, мы готовим три выставки в одной: весь графический состав будет меняться раз в три месяца. Есть повод приходить на экспозицию как минимум трижды и видеть ту же самую эпоху, но в разных работах и под другим углом.
Кроме искусства, в экспозиции задействовано много документальных изображений больших архитектурных или декоративно-прикладных форм. Иногда их сопровождают интерактивные установки — например, в одном зале детям предлагают нарисовать и раскрасить копию с реплики матиссовской «Дамы» на планшете. В другом можно нажать на кнопку, и искусственный интеллект изобразит зрителя на экране, как на холсте. А в зале ночного Парижа дети могут собрать картину из кубиков на маленьком игровом столике.
Илья Артамонов
художник-проектировщик, дизайнер выставки «Прекрасная эпоха»
На выставке есть панели для слабовидящих: у картин Анри Матисса «Дама на террасе», Шарля Хоффбауэра «В Лондоне», Мориса Утрилло «Улица Кюстин» и Кеса ван Донгена «Дама в черной шляпе». Помимо этого, на протяжении всей экспозиции расставлены ароматические станции. Некоторые — рядом с конкретным изображением, а другие работают на весь зал.
Выставка «Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков» откроется 29 ноября и продлится до 14 сентября 2025 года.
Где: Казанский Кремль, Центр «Эрмитаж-Казань»
Режим работы: вторник — четверг с 10:00 до 18:00; пятница с 11:00 до 20:00; суббота — воскресенье с 10:00 до 18:00
Вход: 400 ₽ / 300 ₽ для студентов и пенсионеров / бесплатный для детей
Фото: Гульназ Зайнутдинова