Burger
Бренд дизайнерской мебели Yaratam Design отмечает десятилетие. Спецвыпуск рубрики «Местные»
опубликовано — 17.12.2024
logo

Бренд дизайнерской мебели Yaratam Design отмечает десятилетие. Спецвыпуск рубрики «Местные»

Петр Сафиуллин — о пути к своему делу, ведении бизнеса и любимых предметах интерьера

Как говорит основатель бюро Yaratam Design Петр Сафиуллин, когда растешь в семье с тремя архитекторами, выбрать другую профессию «не представляется возможным». Тем более если дома повсюду лежат журналы по архитектуре и дизайну — в том числе «Техническая эстетика», которую Петр засматривал до дыр. После университета и нескольких лет жизни в Москве, где Сафиуллин успел поработать самостоятельно и в архитектурных бюро, в 2011-м он вернулся в Казань, а через три года создал Yaratam Design.

Начав с проектирования интерьеров, вскоре бюро стало заниматься и предметным дизайном, а в 2016-м открыло производство авторской мебели. За десять лет Yaratam Design успели стать обладателями Гран-при конкурса «Придумано и сделано в России» за стеллаж «45 градусов» и стул «Урындык», получили Гран-при ADD Awards и AD Design Awards. Встретить их предметы можно в общественных пространствах по всей России: от Санкт-Петербурга до Владивостока. В Казани, например, они есть в «Смородине», Присутственных местах, шоуруме Your Yool, «Сказке», кафе детского парка «Елмай», барах Daft Pub и Beerpoint BBQ, на обновленном Московском рынке; в Альметьевске — в библиотеке общественного центра «Алмет». Сегодня в компании два основных направления деятельности: производство мебели и домов. А «Архитектурное бюро Петра Сафиуллина» делает проекты жилых и общественных интерьеров и занимается проектированием зданий.

Под конец 2024 года «Инде» поговорил с Петром о том, как повлияло на его творчество возвращение в Казань, откуда возникла философия бренда и какая неочевидная связь есть между консолью «Яз» и Домом отдыха Союза писателей на озере Севан в Армении.


Детские мечты Петра стать трактористом оказались не более чем романтическим и несбыточным вариантом в 1990-е — как минимум из-за массового закрытия колхозов. Сафиуллин подумывал поступить на факультет иностранных языков или в школу разведки, но отец отговаривал, приводя весомые аргументы. В музыкальной школе Петр недоучился год: осознал, что классическая гитара и фортепиано — не его страсть, который хочется посвятить всю жизнь. В семье тем временем все как один работали в области архитектуры, дизайна и изобразительного искусства.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

В гостиной стоял большой стол, служивший и рабочим, и обеденным. Это была единственная поверхность в квартире, где получалось разложить пару метровых планшетов. В семье — три архитектора, которые постоянно что-то рисуют, чертят и проектируют.

На столе — подрамник метр на метр, для наклона, чтобы делать отмывку, под подрамник подложены книги, рядом еще планшет, тушь, акварель, кисти, карандаши, рапидографы. Потом все убирается, накрывают обед. Поели — и снова за работу. Восприятие дизайна и архитектуры складывалось бессознательно, потому что такая среда была со мной с раннего детства. Формировалась внутри меня, я и не сопротивлялся.

В 1996-м Петр подал документы в КГАСУ на специальность «Архитектурное проектирование». К этому времени родители Петра работали в художественной школе за очень маленькую зарплату. Денег в семье хватало только на самое необходимое, и о коммерческих вузах не могло быть и речи.

После окончания вуза в 2002 году Петр получил первые самостоятельные проекты: разработку интерьера ресторана «Якитория» на пересечении улиц Пушкина и Островского (там, где сейчас «Грузинские истории») и заказ от друзей — жилой дом в Боровом Матюшино. После уехал в Москву, куда уже перебрались его близкие — сестра, у которой было свое архбюро, и будущая жена.


Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Мне хотелось свободы творчества. В Казани сфера дизайна тогда была развита слабо, так что идея уехать в Москву возникла не спонтанно: я понимал, что возможностей и ресурсов там больше. Вдобавок был в восторге от города, потому что Казань в 1990-е — это группировки, разборки и мрак. Помню, как я приехал в Москву в ноябре 1993-го, через месяц после обстрела Белого дома. Он стоял обгоревший, поначалу было как-то не по себе. А потом я пришел в общежитие МАРХИ, где жила моя сестра, встал у окна, смотрел на Москву с десятого этажа сверху вниз и впервые в жизни ел йогурт — малиновый, в бумажном пакете. Мне стало очень кайфово. Тогда же мы вместе с сестрой отправились на Кузнецкий Мост, где продавались аудиокассеты с самой разнообразной музыкой. В 1990-х музыка воспринималась по-другому, субкультуры объединялись по музыкальным предпочтениям. И я почувствовал, что в Москве есть то, что мне нравится, что мне интересно. В Казани я жил на Горках, в криминальном районе. Все вокруг слушали «Ласковый май», «Мираж» и «Сектор Газа», ходили в широких брюках и летных куртках — никакой индивидуальности. В Москве можно было выглядеть как угодно, слушать что угодно и не бояться быть за это избитым.

Но я думаю, что переехал в Москву в неудачное время. 2000-е — пора шальных денег, дорогих клубов и нескончаемых тусовок с обилием наркотиков и алкоголя. Все это не лежало в сфере моих интересов. Как-то я попробовал потусоваться с друзьями, работавшими в ночных заведениях, неделю пожить их жизнью. Приходил домой спать по утрам, когда люди шли на работу, а просыпался уже в темноте, когда все с работы возвращались. Не понравилось. Я почему-то думаю, что Москва 2000-х была неудачным местом для человека с уже не советским мышлением, но советским воспитанием.

Я довольно долго пытался найти себя, работал в разных архитектурных бюро, делал проект в Испании — дом, интерьер и ландшафтный дизайн для украинского бизнесмена, много ездил по работе в Европу. В это время я легко себя чувствовал и неплохо зарабатывал. Получить две-три тысячи долларов было несложно. Я жил легко, путешествовал, менял машины, ни на что не копил. Довольно глупо, в общем.

Но именно в Москве у Петра появилась идея бренда дизайнерской мебели, которая формировалась медленно, но верно. Все началось с названия.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

У меня в голове внезапно возникла фраза «Грядет великий Яратам». «Яратам» воспринимался мною не как глагол, а как имя собственное, персонаж. Я представлял его как огромного великана, воина с усами и кривой саблей. И еще я очень скучал по родному городу, по старым улицам, по атмосфере.

В 2008 году начался мировой экономический кризис. Жизнь подорожала, доходы упали, к тому же Петр «так не вовремя» начал делать ремонт в квартире родителей, а в следующем году пытался преодолеть собственные финансовые трудности. К затратам прибавилось содержание новорожденного ребенка. В итоге вся семья переехала в Казань.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Когда я вернулся, был в полном недоумении, что мне делать дальше. Мне 33, у меня уже какой-никакой бэкграунд за спиной, проекты, знакомства, но абсолютно нечего предложить миру — не было кейсов, я никому не известный казанский архитектор. Меня это очень дестабилизировало. Один человек, с которым мы как-то обсуждали, чем я недоволен в жизни, сказал, что у меня синдром непризнанного гения. Меня это задело, потому что, во-первых, синдром, во-вторых, непризнанного. Гения — окей, мне нравится (смеется. — Прим. «Инде»). А два других слова — нет.

В 2013-м Петр повстречался со старым приятелем, который предложил сделать проект бара — будущей «Квартиры 63». «Квартира» стала переломным моментом в творческой жизни: бар неожиданно стал не просто популярным, а по-настоящему культовым; трендовый и одновременно самобытный интерьер тоже сыграл свою роль. Все это время после переезда в Казань Петр был фрилансером, а в 2014 году, после успешного проекта, решил создавать архитектурное бюро. Так настало время для богатыря по имени Яратам из давней фантазии.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

[Кроме Yaratam] был вариант «Супернова» — отсылка к песне группы Oasis. Но я понимал, что хочу что-то аутентичное, такое наше, волжское. Тогда еще не было тренда [на татарское], но когда я создавал сайт, все домены были заняты, а свободным оказался только .design. И я подумал: пусть называется Yaratam Design.

Петр открыл дизайн-бюро в 2014-м, параллельно в 2015–2016-м успев поработать в Татинвестгражданпроекте. Первые предметы мебели он делал для своих проектов: преимущественно это были индивидуальные изделия, заказанные у знакомых в небольшой столярной мастерской. А в 2016-м вместе со старым товарищем, Романом Рыжовым, Петр запустил производство серийных предметов интерьера и мебели. Среди первых были тумба «Вера Павловна», фирменный стеллаж «45 градусов» и стул «Урындык», получившие награду конкурса «Придумано и сделано в России». Сейчас мебель Yaratam Design делают десять сотрудников на предприятии в Волжске.

Интересно, что в 2014-м запустился еще один бренд дизайнерской мебели из Казани, который и сам назвался татарским словом, и для предметов использовал татарскую лексику. Это были qullar, историю создания которых мы рассказали недавно в отдельном материале.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

До прошлого года я не знал, что у qullar тоже татарские названия предметов. Я много раз виделся с Константином Максимовым, их основателем, но мы никогда не обсуждали нейминг. Я не знаю, почему так получилось, но идеи же витают вокруг.

Мало того что у них тоже были татарские названия — qullar думают, что это я у них позаимствовал идею нейминга. Но я выбрал татарские слова потому, что с самого основания компании думал об экспорте и европейском рынке. Да и вообще хотелось отстроиться от конкурентов максимально. Татарские названия казались загадочными и притягательными.

ДНК бренда Yaratam Design появилась сразу, только ее, как и свое архитектурное призвание, впитанное с детства, Петр осознавал и систематизировал постепенно. Он взял несколько любимых тем, составляющих его культурный код, — то, вокруг чего он рос и что потреблял: окружающая среда, космос как мечта, архитектура, само собой, и искусство, — и переосмыслил через дизайн. А философию бренда сформулировал так: сделать предмет полноценным участником пространства, а жизнь человека — более красивой и комфортной, убрать раздражители и ввести в состояние баланса, равновесия.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Мой архитектурный бэкграунд непосредственно влияет на все, что я делаю. Образование, понимание конструкций и пространственное мышление — основа, что дает мне представление о масштабе, объеме и принципе взаимодействия материалов. Я буквально переношу архитектурные объекты в мебель. Например, из дома Наркомфина в Москве я делаю комод. Из павильона «Металлургия» на ВДНХ — стеллаж. Из Дома отдыха Союза писателей на озере Севан в Армении — консоль. Именно архитектурный бэкграунд позволяет одну структуру переплавлять в другую.

Я придумал, начертил, мы сделали модель, измерили, отправили на производство. Конструкторы там начинают задавать вопросы. Создается первый образец, который мы смотрим — и уменьшаем угол или увеличиваем радиус, щупаем материалы, тестируем. Путем двух-трех итераций приходим к финальному виду. Потом — маркетинг: фотографируем и выкладываем в соцсети, возим по выставкам, делаем рекламу.

В 2020 году Петр перестал вести операционную деятельность компании и занимался вопросами, связанными с дизайном, нетворкингом, выступлениями, лекциями, архитектурой. Но спустя несколько лет решил вернуться в «операционку» из-за изменившейся экономической ситуации.

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Мы поняли, что пришло время скорректировать вектор развития, пересмотреть стратегию, потому что рынок в очередной раз поменялся. Он стал очень динамичным, не таким, как в 2000-х или даже 2010-х. Кажется, последний стабильный период был в 2019-м. Сейчас только завершились изменения, которые начались в 2022 году, а теперь предстоят новые. К тому же у нас есть сложившаяся ДНК, которой, на мой взгляд, визуально мы сейчас не соответствуем. Также мы хотим расти и развиваться и за пределами России.

Инструменты бизнеса снова поменялись. Нужна собранность, места и времени для маневра практически нет. Руководителям зачастую приходится корректировать задачи, пересматривать методы управления. В ноябре в рамках Российского антикварного салона и выставки «Lifestyle. Искусство интерьера» я работал куратором выставочного проекта Just Design, где собрал 14 брендов дизайнерской мебели и света со всей России. Сначала планировали 30 брендов, но столько не нашли: некоторые не могли предоставить предметы, с некоторыми не удалось связаться. Многие компании производят предметы по предзаказу, поэтому в наличии нет образцов. В основном это молодые бренды, у которых пока небольшой поток клиентов.

Основная проблема российского рынка дизайнерской мебели не в конкуренции, а в отсутствии правил, демпинге и зачастую нежелании создавать и продвигать продукт самостоятельно. Много подделок, рынок непрозрачный, на авторское право многим наплевать. Китай благодаря огромным производственным мощностям поставляет нам большое количество недорогих и в основном неоригинальных товаров. Налоговое законодательство со следующего года снова ужесточится. С 60 миллионов рублей оборота в год появится НДС, наша продукция станет на 20 процентов дороже, и покупательная способность снова упадет. 60 миллионов рублей оборота в год — это всего пять миллионов рублей в месяц, что для производства очень мало.

И, конечно, один бренд не может работать по нескольким юридическим лицам. Мы живем в эпоху тотального цифрового контроля, где экономическая деятельность каждой компании полностью известна. С одной стороны, вы абсолютно раздеты, а с другой стороны, проще бороться с преступностью. За безопасность мы платим прозрачностью.

Я не хочу делать компанию красной (по классификации Фредерика Лалу, этот цвет присваивается компаниям с доминирующей ролью руководителя, иерархией и жестким контролем. — Прим. «Инде»), не хочу держать всех в ежовых рукавицах. Мы стремились к бирюзовой организации (ее отличают уважение к личностям сотрудников, отсутствие контроля, терпимость к ошибкам и взаимовыручка. — Прим. «Инде»). Но я пришел к выводу, что в сложных экономических условиях это недостижимо.

Бонус: 12 предметов Yaratam Design, которые больше всего дороги Петру Сафиуллину

Рабочий стол «Эш»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

В детстве у меня был письменный стол, сделанный в СССР то ли из ЛДСП (ламинированная древесно-стружечная плита. — Прим. «Инде»), то ли из ДСП со шпоном. Он мне очень нравился: с гладкой полированной столешницей цвета американского ореха и ящиками, но кое-каких решений не хватало. Например, не очень функциональной оставалась ниша под столом, с проводами вечно были проблемы. Поэтому в столе «Эш» я доработал тот самый, из детства. Добавил в нишу узкие ящики для предметов, которые постоянно нужны, — канцелярия, документы, зарядка, скрепки — и пеналы с отверстиями, чтобы собрать провода, поставить книги.

Консоль «Тартма»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Вариантов использования этой консоли много: разместить под телевизором, поставить на нее виниловый проигрыватель. Но главный плюс в универсальности. В ящиках можно спрятать что-то нужное, но не очень красивое — например, инструкции от разных приборов, гарантии на них же, кучу проводов от гаджетов, тогда как красивые вещи — журналы, книги — хранить на виду за стеклом.

Модульный диван «Рауф»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Этот предмет — в коллаборации с Masterfabrik — мы сделали в 2024-м, и он стал первым мягким диваном в каталоге Yaratam Design. Мне очень нравится его геометрия с плавными формами, он вписывается в разные композиции для дома, офиса и общественных пространств.

Диван «Шат таш»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Я назвал диван «веселым камнем», потому что он похож на ограненный драгоценный минерал. Не видел других, которые отличаются такой жесткой геометрией. Мне хотелось перевернуть впечатление, когда предмет выглядит, с одной стороны, очень брутально, но при этом оказывается комфортным и мягким. «Шат таш» я считаю самым интересным объектом среди мягкой мебели, ведь, как правило, она однотипная, и сделать что-то новое с диванами непросто.


Стул «Урындык»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Я начал проектировать «Урындык» в 2017–2018 годах, а первый образец изготовил в 2019-м. Это самый эргономичный из всех жестких стульев, на которых я сидел. У него отличная поддержка спины, анатомически правильная сидушка, стул полностью сделан из дерева. При этом он имеет абсолютно простой, лаконичный, вневременной дизайн, который легко интегрируется в интерьер любой эпохи, стиля, места.

Когда «Урындык» выиграл Гран-при конкурса «Сделано в России», мне прилетали сообщения от хейтеров, мол, это не ты придумал, такое уже есть. Да, «Урындык» много на что похож, но его отличают конструкция, изящность, легкость, минималистичность, лаконичность форм. Мы даже делали поиск по картинке, чтобы убедиться, что он единственный в своем роде. Ножки сделаны по архитектурным канонам, у них есть энтазис: задняя ножка снизу тонкая, расширяется в центре, а потом снова сужается к спинке. Эти детали мало кто отмечает, но именно они создают дизайн, получающий награды.

Консоль «Яз»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Если «Тартма» отсылает к позднему конструктивизму 1930-х, то «Яз» вдохновлена советским модернизмом 1960–1970-х, советской курортной и парковой архитектурой. Мне нравится, что один ящик у нее выдвигается вперед, а два других — вбок. Конструкция еще похожа на Дом отдыха Союза писателей на озере Севан в Армении, построенный в 1932-м. Это трудоемкий предмет, потому что мы сами делаем деревянные выкатные рельсы, а два выдвижных боковых ящика — настоящее произведение столярного искусства.

Стол «Аш»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Квадратный простой стол на четырех толстых ножках. Но сочетание пропорций дает необычный визуал. Казалось бы, все на поверхности, просто и минималистично, но при этом самодостаточно — ни убавить, ни добавить, будто он всегда существовал.

Вешалка «Агач»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Обычно вешалка стоит на полу. Это удобно, потому что ее можно переставить, например, но стоит перегрузить одну сторону — она падает. Наша вешалка «Агач», во-первых, устойчивая, во-вторых, привлекательно выглядит, даже когда пустая, — не создает визуального шума. А в-третьих, очень функциональна.



Торшер «Камыш» и светильник «Кыяк»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

В интерьере может получиться интересная композиция, если поставить «Камыш» рядом с каким-то предметом. Естественно, эти светильники придумались как отсылка к водным зарослям, рыбалке и по форме напоминают камыш. «Кыяк» — более аккуратный. Мне очень нравится, как мы делаем свет, и тут сложно выбрать один предмет.

Подсвечник «Цапа»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Предмет похож на гравицаппу [из фильма «Кин-дза-дза!»]. Как и она, наша «Цапа» состоит из двух частей, которые можно использовать по-разному. Большая проблема подсвечников — они странно выглядят без свечей, особенно если это канделябр. Но этот смотрится классно и без свечки, например, в качестве настольной скульптуры.


Кресло «Болай»

Петр Сафиуллин

основатель Yaratam Design

Лаконичное, без всяких украшательств, с японскими приземистыми пропорциями. Я люблю, когда геометрия очень строгая. «Болай» может вписаться и в традиционный, и в современный интерьер, в жилое и общественное пространство.

Мне нравится, что в него можно залезть с ногами — это очень хорошее качество, особенно если за окном дождь, а вы только пришли с улицы. Забрались в кресло, стоящее у камина, закутались в плед и включили торшер с мягким светом.

Фото: предоставлены Петром Сафиуллиным; 5–10 — instagram*; 11–13 — yaratam.design

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена