Burger
Тоска по чуду. В центре «Прометей» открылась выставка «Андеграунд на свету»
опубликовано — 14.04.2022
logo

Тоска по чуду. В центре «Прометей» открылась выставка «Андеграунд на свету»

К истокам отечественного медиаискусства

8 апреля в центре «Прометей» открылась выставка, посвященная 60-летию одноименного Студенческого конструкторского бюро. Журналистка «Инде» Ангелина Головатая побывала на экскурсии, увидела реконструкцию «Малинового звона» в Кремле и архив легендарного коллектива, который еще предстоит оцифровать, описать и оценить.



История СКБ «Прометей» началась в пятом здании Казанского авиационного института, но сейчас центр находится на ул. Большой Красной, 63. Помещение на цокольном этаже арендуется и пока оплачивается за счет выигранного президентского гранта. «Андеграунд на свету» — вторая экспозиция после переезда, первая была посвящена Александру Скрябину, российскому композитору и создателю светомузыкальной оперы «Прометей».

Светлые головы

На предпоказ «Андеграунда на свету» организаторы пригласили ветеранов-прометеевцев. Их имена в том числе можно увидеть в начале выставки. По журналу учета рабочего времени удалось собрать около 400 фамилий — это люди, на протяжении 60 лет участвовавшие в работе «Прометея».

Анастасия Максимова

директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева

Были инженеры, которые постоянно работали в конструкторском бюро и получали ставку. Рассказывая о своих проектах молодым студентам, они зажигали их идеей создавать искусство. Очень много студентов буквально с первого курса приходили в конструкторское бюро и до пятого курса отрабатывали свои практические навыки. Но начиная с 1968 года, после договорных хозпроектов, все, кто работал в «Прометее», в том числе студенты, могли зарабатывать до 120 рублей. Это средняя зарплата инженера в советское время.

Справа от имен, сменяющих друг друга на стене, висит плакат «Светлые головы светлых людей. Коллективный портрет СКБ „Прометей“». По сути, он описывает инсталляцию у зеркала, созданную еще в 1990-е. Куклы с прикрученными лампами вместо голов сидят на полу и на стульях. Периодически коллективный разум «замыкает», но потом он загорается вновь.

Анастасия Максимова

директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева

Это электронная инсталляция, которая была показана в Казани на первой в стране выставке технологического искусства. В своей монографии специалист в области медиаарта Антонио Джеуза подчеркнул, что именно в Казани, в техническом вузе, имелось большое количество видеотехники, электроники, телевизоров. Поэтому именно в Казани стала возможной большая экспозиция, связанная с этими устройствами. Здесь условные корни российский видеоарт и пустил. Она ироничная, как и многие инсталляции Булата Махмудовича Галеева. Он был основным автором, творческим человеком с энциклопедическим умом. Он общался с людьми и за пределами Казани, и за пределами страны. Побывал на выставках технологического искусства в Польше, Австрии, Германии, увидел это искусство и сказал, что мы можем так же.

«Светлые головы светлых людей» — собирательный портрет коллектива. Везде есть люди, у которых мозги зажигаются, а у некоторых даже не пытаются зажечься. Куклы раздетые, поскольку все в коллективе друг у друга как на ладони.

Перестройка и городские проекты

В основном зале, где раньше продавались люстры (здесь должна быть шутка про вечную связь света и «Прометея»), мы видим три стенда, рассказывающие об оптическом искусстве, светомузыкальных фильмах и представлениях «Звук и свет». До 1991 года они висели в музее светомузыки, который находился в Молодежном центре (в наши дни Молодежный центр «Ак Барс». — Прим. «Инде»).

Анастасия Максимова

директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева

«Андеграунд на свету» — цитата из статьи Булата Махмудовича. Переход к капитализму тяжело повлиял на судьбу «Прометея». С одной стороны, закончилась экспозиционная деятельность в музее, с другой стороны, в эти же 1990-е был открыт НИИ. В «Прометее» приходилось самим искать деньги на свои проекты. В советское время участники бюро были на окраине социалистического реализма. Это было искусство абстрактное, не всем понятное. При этом искусствоведы внимания на «Прометей» не обращали, оценивая их работы как молодежное научно-техническое творчество. А в 1990-е все объекты и архивы оказываются в подвалах КАИ. В 2019-м вся коллекция вынужденно съезжает и оказывается в подвале Кул-Шарифа. Это удалось благодаря Зиле Валеевой (на тот момент директор Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». — Прим. «Инде») и Ираде Аюповой (министр культуры РТ. — Прим. «Инде»). Сейчас мы тоже на цокольном этаже. Тем не менее мы всегда на свету. Поэтому цитата под тему экспозиции.

Интересно, что проекты СКБ «Прометей» можно отнести не только к медиаискусству, но и к урбанистике. Булат Галеев понимал, насколько агрессивным, в отличие от природы, может быть город. С помощью архитектуры и подсветки он пытался создать более комфортную среду для казанцев. Примеры тому — оригинальные, воссозданные и сделанные на заказ макеты с подсветкой Кремля, цирка, гостиницы «Татарстан».

Анастасия Максимова

директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева

Монотонная подсветка в городе по вечерам возбуждает наши зрительные нервы, люди переутомляются. Булат Махмудович решил, что создаваемое людьми должно гармонировать с тем, что происходит в природе. Если в природе свет меняется, то в архитектуре тоже должен меняться. На мерцающем небоскребе мы наблюдаем динамику света. Он может мерцать в разных режимах, к примеру, до полуночи одним образом, после — иначе. Это оригинальный сохранившийся макет. Макета цирка, подсветка которого реагировала на погодные изменения, не было. Мы его заказали. А макет Кремля удалось воссоздать волонтерам.

Также у «Прометея» были идеи по светомузыкальному оформлению речного порта, скульптуры с атлетами в сквере Кирова, а также по организации спектакля «Звук и свет» перед главным зданием КГУ. С помощью записанных на пленку голосов и звуков планировалось воссоздать студенческую сходку 1887 года, в которой принимал участие Владимир Ленин.

Впрочем, устроить представление «Звук и свет» удалось в преддверии 25-летия Победы в Великой Отечественной войне. Перед памятником Павшему солдату воссоздали разные этапы войны: проводы на фронт, Курская дуга, блокада Ленинграда, партизанский лес, застенки Моабита.

Анастасия Максимова

директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева

Это самый масштабный проект, по оценкам ветеранов «Прометея». Десять тысяч человек на площади, перекрытое движение, а в конце представления салют. Для проекта были приглашены студенты радиоучилища, рота солдат, чтобы установить прожекторы, очень много техники арендовали. Думаю, это пример ранней креативной индустрии. Прибыли как таковой не было, ведь представление было заказом от государства. Но сам факт, что творческий вузовский коллектив вышел на такие масштабы!..

Космос, интерактив и компьютеризация

«Андеграунд на свету» рассказывает и о светомузыкальных фильмах, которые изначально снимались на черно-белую пленку, а потом раскрашивались методом влажной гидротипной печати. Все желающие могут сами попробовать создать необычные изображения на экране с помощью трафаретов, света, формообразователей.

Еще одна важная инсталляция посвящена космосу и звучанию планет. В ее центре стоит проекционно-растровый индикатор, который планировалось отправлять вместе с космонавтами при длительных полетах. Устройство спасало бы членов экипажа от сенсорного голода.

Космос космосом, но о мирском в «Прометее» тоже помнили. Это доказывает инсталляция «От сумы и тюрьмы не зарекайся», где ты видишь себя на экране телевизора, но за решеткой. По словам Анастасии Максимовой, искусствоведы отмечают интерактивность инсталляции. «Без тебя эта инсталляция не имеет смысла. Это новый подход, то, каким образом человек включается в процесс создания, являясь при этом зрителем», — рассказывает она.

Еще один интерактив на выставке от Андрея Шумилова, который продолжает экспериментировать и создает свои программы. Одно движение перед монитором, и вы наблюдаете, как разрисовываете все вокруг огнем.

Кстати, как только в конце 1990-х появляются компьютеры, СКБ «Прометей» работает и с ними, понимая, что они станут средством для развития будущих видов искусства. Один из примеров — компьютерная инсталляция «Поющий шамаиль». Компьютерная программа на наших глазах преобразовывает графические линии шамаиля, сотворенного Баки Урманче, в мелодию.

Работа с наследием

В других двух залах — архивы СКБ «Прометей». Здесь можно найти собрание документов, книг, журналов, переписки, архивной документации, а также афиши концертов и выставок от СССР до наших дней.

Во времена без интернета сотрудники бюро проделывали титаническую работу. Сначала они заказывали микрофильмы, журналы, потом распечатывали их на фотобумаге, раздавали группе переводчиков, обобщали информацию, печатали на машинке и сшивали. Как подмечает Анастасия Максимова, некоторые из этих книг и статей до сих пор не изданы на русском языке.

Анастасия Максимова

директор Фонда поддержки аудиовизуального и технологического искусства «Прометей» им. Булата Галеева


Мы хотим объявить читающие четверги со следующей недели, когда можно прийти и почитать. Брать с собой литературу нельзя, но на месте можно читать книги и знакомиться с библиотекой. Такая возможность есть в Национальной библиотеке, но у нас подбор литературы специфический. Тем, кто увлекается междисциплинарными искусствами, будет интересно.

По мнению Булата Махмудовича, искусство — это тоска по чуду. То, что людям нравится, то, что они воспринимают как искусство, — обычно их удивляет. У него достаточно простые инсталляции, но в них заложен базовый смысл, который будет удивлять. Часто современные работы могут заставлять задумываться, но не удивляют.

Выставка «Андеграунд на свету» продлится до конца мая. Регистрация на эту неделю уже закрыта, но есть бесплатные билеты на следующую.

Кроме того, в июне планируется открытие новой выставки.


Фото: Галина Овчинникова*

*Instagram — деятельность на территории РФ запрещена