Burger
Чем закончился первый сезон «Открытых мастерских» в Альметьевске: показываем восемь работ с выставки «А мы с вами уже знакомы!» в кампусе Высшей школы нефти
опубликовано — 13.01.2025
logo

Чем закончился первый сезон «Открытых мастерских» в Альметьевске: показываем восемь работ с выставки «А мы с вами уже знакомы!» в кампусе Высшей школы нефти

Произведения размером с человека

Итогом первого сезона работы арт-резиденции «Открытые мастерские» в Альметьевске стала выставка «А мы с вами уже знакомы!», которую можно посетить до 28 февраля. Восемь арт-объектов, созданных резидентами мастерских, экспонированы на трех этажах здания. Каждая работа рассказывает историю создателя и знакомит с его автобиографией. Среди предметов искусства — инсталляции, ковры, скульптуры, радиола и расписанный вручную холодильник. А еще в рамках выставки проходят воркшопы и медиации, информацию о них публикуют в соцсетях «Открытых мастерских».

Мы поговорили с куратором выставки Сергеем Баландиным и кураторкой «Открытых мастерских» Настей Степановой о том, как создавалась экспозиция, и узнали у резидентов, что они вкладывали в свои работы.


Сергей Баландин

арт-критик, куратор выставки «А мы с вами уже знакомы!»

Резиденты «Открытых мастерских» знали, что им предстоит выставка, и заранее готовились к ней, предлагая свои идеи. Каждого я спрашивал, почему эта тема его заинтересовала и почему именно в этой технике он хочет ее воплотить. Резиденты — не философы, они рукастые люди с интересной судьбой: танцоры, певцы, ковроделы, театральные художники, которые в какой-то момент перешагнули через свое прошлое. Кто-то был гопником, кто-то экономистом, а оказалось, творчество — то, что им нужно, чтобы жить. Слушая истории, я предложил им проиллюстрировать их. Рассказать не о далеком и давно разжеванном, а именно о себе.

Для меня как куратора это уникальный опыт: выставку мы сделали за три приезда. Общение, конечно, не прерывалось, мы постоянно созванивались и списывались, но в моей практике такое дистанционное курирование произошло впервые. Оказалось очень волнительно уезжать после первой «установочной» сессии, имея на руках одни идеи. Тем радостнее видеть, как эти идеи воплощаются в жизнь, предметы появляются из небытия, как фотографии при проявке. Во время наших мозговых штурмов было невероятно драйвово чувствовать, как старые темы уходят, а новые приходят и художник готов все переделывать, подхватывает мысли, тут же дает контрпредложения.

Чтобы все вещи были созданы с нуля, оказались масштабными по размеру и далеко не простыми по исполнению — такое у меня тоже впервые. В отдельном зуме с кузнецом мы обсуждали, как повесить 80-килограммовый ковер Анелии Шарифуллиной, чтобы он не повредил перила атриума. Еще одного мастера приглашали наладить моторный механизм, чтобы танцующая пара в инсталляции Даниила Сигачева не вертелась, как пропеллер. Параллельно мы искали место, где может проходить выставка. Идеальным показалось чистое пространство Высшей школы нефти. Сюжет выставки образовался сам собой: знакомство. Ведь в учебном заведении собираются люди из разных мест, знакомятся, рассказывают о себе и, конечно, учатся новому друг у друга.

Чтобы арт-объект стал событием, нужна искренность. Если мы занимаемся современным искусством, работаем с современными, доступными всем техниками, многие могут подумать: «Я тоже так могу». Но если искусство будет основано на нашей жизни, окажется рассказом об опыте, который мы пережили, — расставании или болезни, глубоком сомнении или преодолении, — такие мысли не возникнут.

Нужно создавать такие произведения, которые никто бы не создал за вас. Чтобы они были плоть от плоти вашими, даже если вы делали их с помощниками. Ну и есть еще один секрет, о котором мы говорили с резидентами. Произведение должно быть размером с человека. Тогда зритель будет относиться к нему как к равному.

Настя Степанова

кураторка «Открытых мастерских»

Еще в начале сезона мы обсуждали итоговую выставку, но тогда ни мы, ни резиденты не понимали, как вообще она может выглядеть. В октябре мы начали с каждым прорабатывать идею проекта. Тогда же появилась мысль позвать куратором выставки Сергея Баландина. Мы с ним знакомы по проекту в Перми («Придумай Пермь» к 300-летию города. — Прим. «Инде»), я впечатлилась подходом Сережи и хотела с ним поработать еще раз. Финальная выставка первого сезона мастерских оказалась отличным поводом.

После встреч с Сережей у некоторых резидентов начали меняться проекты, но направления оставались. Многие резиденты все-таки пришли в мастерские больше как ремесленники, им привычно делать классные функциональные предметы. На этой выставке у каждого получилось отойти от функции и подумать о том, что они хотят сказать зрителям.

Мы не ставили ограничений. Нам важно, чтобы каждая работа не только была итогом резидентства, но и давала автору возможность выйти на новый для себя уровень. Последние полтора-два месяца в мастерских круглосуточно кто-то трудился. Мы даже взяли большие кастрюли и сковородки, чтобы готовить на всех обед, дел было много. Кажется, именно это и сплотило нас с резидентами окончательно.

Я испытываю восторг и гордость от выставки. Для меня это не просто объекты, я в них вижу процесс и трансформацию каждого художника. Женек, который пришел как уличный художник, понял, что ему интересно двигаться в сторону диджитал-искусства, и сделал видеоинсталляцию. У Анелии было сопротивление к современному искусству и свободному творчеству, именно об этом ее гигантский ковер. Она даже провела мини-исследование перед началом работы — пообщалась с разными художниками на тему денег и искусства. Сережа Лепяцкий сменил фокус с привычных холстов на большой объект (холодильник).

Радостно, что на выставку пришло около 100 человек и все они в течение сезона появлялись в мастерских на разных событиях. Это значит, что сообщество мастерских постепенно формируется, что было одной из задач на этот год. Теперь в Альметьевске есть еще один повод для встречи и пространство для диалога с разными людьми. Это самое ценное для меня.

Вместе с гидами «Сказок о золотых яблоках» мы уже начали продумывать медиации, потому что на этой выставке они сработают лучше, чем просто экскурсии. Интересно поговорить с горожанами и узнать их мнение о том, что в городе теперь на восемь художников больше. Да и тем для медиаций на выставке много: взаимодействие пространства и объектов, поиск связей между людьми, ощущение себя в городе.

«Мыслеформы»

Руслан Шакуров

резидент «Открытых мастерских» автор проекта «Мыслеформы»

В основу работы легла история моей танцевальной карьеры. Образ танцующего человека — символ энергии и жизни. Скульптура несет идею о том, что каждый может быть свободным и выражать свою индивидуальность через движение. Жизнь — танец, и мы должны научиться двигаться легко и свободно.

«Мыслеформы» сделаны в стиле кубизма, потому что мне нравится суть этого направления — сочетание простых геометрических форм и ярких цветов.

Сначала я нарисовал скульптуру на бумаге и сделал несколько пробных моделей из картона. Здорово, что в мастерских я могу реализовать себя не только как ремесленник-кожевник, но и как современный художник.

«Ошибка 90»

Анелия Шарифуллина

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Ошибка 90»

Идея создания ковра с изображением «экрана смерти» пришла ко мне в конце лета. Я хотела напомнить себе о том, что даже машины дают сбой, а человек и подавно. Два месяца размышляла над наполнением работы: разговаривала с художниками о жизни, писала свои размышления в блокнот, параллельно изучала пространство Web 3.0 и создавала другие ковры. Это был долгий и тернистый путь исследования, в конце которого остался лишь один вопрос, на который я так и не нашла ответ: этот ковер является ошибкой или современное искусство вошло в мою жизнь по ошибке?

Ковер создавала наша команда OUR RUG из пяти человек на протяжении трех недель, объем работы был колоссально большой (размеры ковра 155×273 сантиметров), а времени оказалось не так много. Мы вложили все свои силы и успели закончить вовремя. На создание ковра ушло 10 килограммов гидроизоляции, 15 тысяч метров пряжи и три недели работы без выходных.

«Люк»

Ильнур Нураев

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Люк»

Образ люка как чего-то закрытого, но в то же время ведущего к лучшему очень точно отразил мои представления о преодолении препятствий. Мне хотелось создать визуальное воплощение этого процесса — перехода из состояния ограничений и трудностей в состояние свободы и достижения. Ковер как материал показался мне подходящим: он уютен и одновременно может быть неожиданным в контексте такого символа, как люк.

«Люк» — не просто объект, это история, зашифрованная в визуальных образах. Интересно наблюдать за реакцией зрителей, как они воспринимают эту метафору, какие ассоциации у них возникают. Для меня работа — не только завершенный проект, но и точка отсчета для дальнейших экспериментов с символизмом и использованием неожиданных материалов в искусстве.

«Спасательница»

Даниил Сигачев

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Спасательница»

На пластинке созданной вручную большой радиолы находится танцующая пара. При нажатии на педаль мы можем послушать музыкальную композицию. Я написал ее после расставания с девушкой. Вообще, большинство моих текстов мрачные, и этот не исключение.

Время лечит: по истечении некоего периода ты готов к отношениям, но часто не готов к любви. Пока ты не нашел ее или она не нашла тебя, нельзя отчаиваться. Необходимо думать о хорошем: придет твоя спасательница, даст поверить в себя. И кто знает: может, именно с ней ты снова захочешь любить и быть любимым?

«Возвращение к истокам»

Нинель Миннахметова

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Возвращение к истокам»

Мое древо высотой в два метра. В нем около 3000 листьев и 1500 цветов, а на создание потрачено примерно 30 килограммов японской глины. Обожаю создавать деревья! Фактура коры и текстура листьев всегда впечатляют меня в реальном мире, когда я гуляю в лесу со своей собакой породы джек-рассел-терьер. Каждый день мы преодолеваем по семь-десять километров и наслаждаемся красотой. В лесу, среди деревьев, время и сама жизнь текут иначе.

Мир так быстро меняется — иногда кажется, что я уже не успеваю [за ним]. Хочется вернуться к началу, к тому, что просто и понятно. Именно поэтому я выбрала древо жизни, ведь это исток. Отсюда мы начали, сюда же и вернемся.

«Ты то, что ты есть»

Сергей Лепяцкий

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Ты то, что ты есть»

Холодильник символизирует человека, занимающегося творчеством. В начале пути каждый сталкивается с критикой, бесполезными мнениями, которые высказывают все — от родных до близких друзей. Поэтому одна сторона холодильника расписана негативными эмоциями и мыслями, которые мешают становлению. С другой стороны написаны слова, которые вели меня и наполняли. Мои теплые детские воспоминания: лето, поэзия, покемоны, брейк-данс. На лицевой стороне описано чувство, которое вело и ведет меня по жизни, — любовь. Только когда вы испытываете безусловную любовь, безусловную благодарность, вы приходите к самореализации.

Выносные элементы холодильника описывают вечный внутренний диалог с самим собой. Только когда ты сможешь сбалансировать негатив и позитив, приручить внутренний диалог, тебе откроется дверь холодильника. И станет понятно: ты то, что ты есть.

«Город и Природа»

Анна Гибадуллина

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Город и Природа»

Игра-конструктор рассказывает о взаимодействии города, человека и природы. У каждого свое видение этого симбиоза. Смысл в том, что ты можешь переставлять фигуры и собрать свой город. На деревянной столешнице есть отверстия для деталей: домов, деревьев и красного человека. Можно оставить одинокие домики в лесу, можно миксовать дома и деревья, как-то иначе определить их соотношение. Можно даже противопоставить город и лес. Но обязательно нужно найти в этой композиции место для человека.

«Одно дело понять, другое — осознать»

Женек Дерябин

резидент «Открытых мастерских», автор проекта «Одно дело понять, другое — осознать»

На трех старых телевизорах 1990-х годов демонстрируется созданное мною видео. Чтобы сделать его, я отсканировал помещение коворкинга кампуса и создал 3D-модель, в которую поместил персонажа из сна. Это художник. Он сталкивается с непониманием и испытывает сложности с репрезентацией обществу своего искусства. Черный мешок, опутанный колючим терном, — как раз те сложности, с которыми приходится иметь дело моему герою.

Фото: пресс-служба Татнефти, «Открытые мастерские»