Азербайджанская культура в мировом контексте. Пять причин пойти на выставку «Extension: Бархатные признания»
22 июля в «Смене» открывается первая выставка после снятия карантинных ограничений. Проект об азербайджанском современном искусстве организован совместно с московской галереей «Триумф» и продолжает серию Extension (другие выставки были посвящены израильским и нидерландским художникам). «Инде» рассказывает, какие художники участвуют в новой выставке, в каких техниках они работают и на какие темы размышляют.
Посмотреть на коллекцию мецената Садагат Хаял-Кушку
Менеджер нефтяной компании Садагат Хаял-Кушку живет в Лондоне и собирает произведения искусства. Для нее коллекционирование превратилось в поиск своей идентичности, а затем — в дело жизни. Ее увлечение искусством началось с акварели художницы XX века Марал Рахманзаде. С тех пор ядро коллекции Садагат составляют работы женщин-художниц. Садагат ведет закрытый образ жизни, но решила выставить свою коллекцию, чтобы мотивировать других поддерживать искусство и привлечь внимание к современным азербайджанским художникам, которых почти не знают за пределами страны.
Нияз Наджафов. Инсталляция с цветами. 2018−2019
Асли Самедова
куратор выставки
Встретить таких людей, как Садагат, которые видят в искусстве цель своей жизни, — большая редкость. Зачастую, особенно в странах СНГ, культура и искусство воспринимаются в первую очередь как государственная сфера. На мой взгляд, такой подход ограничивает возможности и платформы для ведения диалога, общения с аудиторией, поэтому мне понравилась независимая инициатива московской галереи «Триумф» организовать 10-ю, юбилейную выставку серии Extension, посвященную Азербайджану. Для куратора сложно делать тематические выставки, где отправной точкой является география. В моем понимании актуальное искусство Азербайджана намного шире и не определяется этническими, национальными и географическими условностями и даже языком, на котором говорят художники. Это я и постаралась показать в «Бархатных признаниях».
Айдан Салахова. Триптих / Без названия. 2016
Групповая выставка галереи «Триумф», состоящая из работ 15 художников, поддержана посольством Азербайджанской Республики в РФ и Национальным музеем искусств Азербайджана. Этот проект прекрасно иллюстрирует слаженную работу всех заинтересованных сторон: от галереи «Триумф», выступившей инициатором и организатором всего проекта, привлекавшей партнеров и спонсоров, до самих художников, проживающих как в Азербайджане, так и за его пределами.
На выставке покажут не только работы художников, но и коллаборацию с Лейли Салаевой — поэтессой, которая живет в Азербайджане, но пишет в основном по-английски. Ее поэма, написанная на английском языке и переведенная на русский, — два текста, очень интимных, полных смысла, — тоже инкорпорирована в выставочное пространство. Это аллегория взросления человека, становления коллекционера, в данном случае Садагат Хаял-Кушку, формирования ее жизненных ценностей. Каждый жизненный шаг Садагат сопровождался покупкой произведения искусства. Текст разбит на главы, каждая из которых — это название станции Доклендского метро (DLR), транспортной ветки Лондона, которая ведет в Канэри-Уорф, деловой центр Лондона, где располагается офис нашей героини. Каждая станция метро символизирует шаг в жизни Садагат.
Погрузиться в атмосферу традиционного и современного Азербайджана
Вюсал Рахим. «Внутри меня». 2019
Асли Самедова
«Extension: Бархатные признания» — это не первая групповая выставка азербайджанских художников. За последние десять лет было несколько путешествующих выставок. Одна называлась Flight to Baku — это проект фонда Гейдара Алиева. Художники, которые участвовали в проекте, были впервые представлены международной общественности в нескольких европейских городах и в России. Это был очень элегантный проект. Другая групповая выставка — Love me, love me not — параллельной программы Венецианской биеннале, которую делала организация современного искусства Yarat в 2014 году. Самой масштабной выставкой современного азербайджанского искусства, на мой взгляд, была выставка «Конфетные горы, нефтяные берега», открывшаяся в 2015 году в музее современного искусства PERMM. Азербайджанские художники — регулярные участники Московской биеннале. В 2019 году в Париже прошла выставка азербайджанского искусства Café Avarice & Generosity, которую делал мой коллега Азад Асифович.
Ирина Эльдарова. Из серии «Девушки предпочитают нефтяников». 2019
В проекте, над которым мы работали с командой галереи «Триумф», больше личного и сокровенного диалога. Даже само название — «Бархатные признания», с которым мне помогла Лейли Салаева, предполагает интимность высказывания и восприятия.
На мой взгляд, выставка довольно универсальная: не обязательно иметь специфические знания об искусстве вообще и конкретно об азербайджанском искусстве, чтобы прийти на нее и получить эстетическое наслаждение. В Москве был очень положительный отклик от наших коллег и посетителей выставки. Темы, которые мы раскрываем, актуальны и для Азербайджана, и для всего мира: роли в обществе, маскулинность, женственность, традиция и современность, поиск себя и своей идентичности. Создавая выставку, мы старались поставить себя на место посетителя, который без какой-либо подготовки, просто придя сюда, прочувствовал бы визуальный язык каждого художника. Важно, что каждая из работ очень искренняя, и эта искренность передается зрителю.
Порефлексировать о национальной идентичности в мировом контексте
Для создателей выставки было важно показать азербайджанскую культуру в широком контексте: национальном, региональном, мировом. Некоторые работы переосмысливают традиционные техники (ковроткачество) через видео и перформанс, другие рассказывают о важных вехах в истории Азербайджана и азербайджанского искусства.
Фархад Фарзали. «Я твой единственный тигр». 2015
Асли Самедова
Выставка построена на диалогах — различных поколений, различных медиа. Как и на выставке в Москве, в пространстве «Смена» мы постарались сохранить это. Например, расположение работ Нияза Наджафова рядом с работами Айдан Салаховой. Или поп-фольклорную тему, которую мы прослеживаем в видео, скульптурных, текстильных работах Фархада Фарзали и живописи Торы Агабаевой. Эти художники затрагивают одни темы и похожи друг на друга игривостью, интересом к мифологическим мотивам. Нияз Наджафов, Айдан Салахова и Тора Агабаева живут вне Азербайджана, и для них важна тема национальной идентичности за пределами своей страны.
Традиционная азербайджанская культура важна для этой выставки, но она инкорпорирована в более широкое понятие культуры. Я сама по натуре космополит, открыта другим культурам, понимаю ценность и важность своей национальной идентичности. Но ее необходимо рассматривать в общемировом контексте. Нужно иметь баланс между общим и частным, и на этой выставке я постаралась донести свое понимание современного Азербайджана, видение которого разделяют мои коллеги-художники.
Зарнишан Юсиф. Из серии «Древний Азербайджан». 2015−2019
Почти все работы созданы в последние десять лет. Единственная историческая отсылка — это произведения Марал Рахманзаде. На мой взгляд, это художница, которая не получила должного внимания ни в Азербайджане, ни в мировом историческом контексте. Она родилась в начале XX века в небольшом селении, училась в Баку, потом в Суриковском институте в Москве. У нее были большие шансы продвинуться в художественной карьере, но важнее оказался долг дочери вернуться в свою страну, помочь семье, потому что ее отец был серьезно болен. Это затормозило ее, и сейчас имя Марал Рахманзаде мало известно широкой публике.
Она активно работала, продолжала творить во время Второй мировой войны, одной из первых затронула нефтяную тему в своих работах. В то время нужна была большая сила духа, чтобы уехать одной из небольшого селения. Отдельное уважение ее семье, которая это позволила: на тот момент Азербайджан был более строгих нравов, и то, что отец позволил своей дочери уехать одной учиться в Баку, а потом в Советскую Россию, — очень впечатляющий факт. И таких фактов в ее жизни было множество. Марал отправилась на пленэры в среду рабочих, которых воспела в своих работах. Позже появились более известные художники, которые работали в суровом реалистичном стиле. У нее же индустриальные пейзажи поэтичны, прекрасны и привлекательны. Даже ее имя, которое переводится как «олень», — это один из образов женственности в нашей культуре: воспевая азербайджанскую красавицу, говорят, что ее глаза и походка — как у оленя.
Ее работы на выставке — это высококачественные копии, потому что нам не удалось привезти оригиналы. Но я полагаю, эта художница достойна более значительного места в истории современного искусства, потому что сегодняшние художники были бы другими, не будь Марал Рахманзаде.
Фархад Фарзали. «Я твой единственный тигр». 2015
Еще одна особенная черта выставки — работы двух региональных художниц, которые никогда не выставлялись за границей, и даже в Баку их редко можно увидеть.
Судьба Сурайи Муганлы чем-то перекликается с судьбой Марал: она решила полностью посвятить себя своей земле и стала директором краеведческого музея в родном городе Саатлы. Многие экспонаты музея — это редкости, которые она собрала сама. Был случай, когда несколько ценностей украли из музея, и тогда Сурайя искала их, привлекла Интерпол — и ей удалось вернуть украденное. В Карабахскую войну она пошла добровольцем на фронт. Ее биография похожа на увлекательный фильм, хотя большую часть жизни она проводит в родном провинциальном городе.
Вторая художница — Махаббат Казымова, которая училась в Баку, но тоже решила вернуться в родной город, чтобы поддерживать местную молодежь и учить детей рисовать. На выставке представлены ее гобелены и наброски.
Обе эти художницы выработали собственный стиль, несмотря на то, что лишены широкого культурного круга и впечатлений, которые могут позволить себе коллеги, проживающие в столице. Они обе очень аутентичны, искренни и важны для понимания азербайджанской современной культуры: это таланты, которые кому-то могут показаться неинтересными, потому что у них нет галерейных выставок за границей, но они достойны и уважения, и популяризации.
Поразмышлять о культуре нефтяных регионов
Первой работой в коллекции Садагат Хаял-Кушку стала акварель Марал Рахманзаде с изображением нефтяных месторождений: этот рисунок подарили ей коллеги, поскольку Садагат работает в нефтяной индустрии. Для Азербайджана нефть стала источником благосостояния и в то же время — причиной политических конфликтов в регионе. Поэтому несколько работ на выставке осмысливают нефтяную тему.
Айдан Салахова. «Без слов № 33». 2019
Асли Самедова
Азербайджан всегда славился своей нефтью — это наше черное золото и зачастую источник ряда проблем в регионе. Потому что, обладая таким ресурсом, мы также обладаем определенной ответственностью. Но наша выставка — о позитиве, о разных аспектах азербайджанской культуры и искусства. Например, художница Ирина Эльдарова в 1980-е годы переехала в Баку из Москвы по большой любви к своему сокурснику. Она настолько любит Азербайджан, что в работах, написанных за последние десять лет, сумела воссоздать атмосферу Баку 1960-х — пестрого многонационального города, для советского периода с закрытыми границами это была большая редкость. Баку, как самый большой порт и нефтяная столица, привлекал много иностранных студентов и людей, связанных с нефтяной темой. Это мы видим и сегодня: хотя сейчас экономическая политика страны направлена на диверсификацию, все равно нефть играет очень большую роль. Серия работ Ирины Эльдаровой так и называется: «Девушки предпочитают нефтяников».
В «Смене» будет еще одна работа Орхана Гусейнова Oil drinking, посвященная консьюмеризму и зависимости от нефти. Она была сделана в 2011 году, когда цена на нефть была достаточно высока, но с тех пор мир пересмотрел стратегию разработки нефтяных и природных ресурсов. Еще там есть Зарнишан Юсиф — художница моего поколения. Она создает работы, используя старые фотографии и открытки начала XX века, а это время первого нефтяного бума. Между этими работами складывается диалог: начало нефтяной истории, ее советский период и нынешнее время, которые представлены в одном пространстве.
Поразмышлять о гендерных ролях и их модификациях
Из 15 участников выставки девять — женщины, что не всегда характерно для азербайджанской арт-сцены: по словам Садагат Хаял-Кушку, «женщинам требуется вдвое больше таланта и отваги, чтобы заниматься творчеством», и они нуждаются в дополнительном внимании меценатов и кураторов.
Асли Самедова
Изначально планировалось, что выставка будет исключительно женской, но в процессе ее подготовки я поняла, что это будет слишком концептуально и не совсем правильно. Сегодня у Азербайджана довольно мало возможностей представить своих художников за границей, и подобные групповые выставки — большая редкость. Поэтому я посчитала своим кураторским и гражданским долгом сделать охват шире. Если бы она была только женской, потерялись бы многие темы.
Нияз Наджафов. Инсталляция с цветами. 2018−2019
Поддержка женского искусства — также важная часть моей независимой кураторской деятельности в рамках художественной платформы Ta(r)dino 6. В команде шесть человек: кураторы, исследователи, арт-менеджеры, которые живут в разных странах, от Европы до Ближнего Востока. Наша команда интернациональная, но каждому из нас важно поддержать современное искусство Азербайджана и региона, создать дискурс на эту тему как в самой стране, так и за ее пределами. Тема гендера для нас одна из основных, мы открыты к диалогу о том, что такое гендер. Для нас также важны темы самоидентификации и поиска себя, равенство в разном его понимании. Сейчас мы проводим проекты в онлайн-режиме: 28 июля на платформе нью-йоркской галереи Sapar Contemporary пройдет коллективная выставка художниц из Казахстана, Грузии и Азербайджана. В фокусе также проект микрокомиссий, цель которого — поддержать художников во время пандемии. Мы не ставили это целью, но так сложилось, что на первой выставке проекта семь из восьми художников были женщины.
Если говорить о выставке «Бархатные признания», то и художники, и художницы много рефлексируют на гендерную тематику. В живописи и скульптурах Айдан Салаховой мы видим неоориентализм, отсылку к восточным религиозным понятиям. В творчестве молодого художника Агиля Абдуллаева, который учился за границей, в Ноттингемском университете, часто встречается тема самоидентичности, гендера. Во многих работах он использует альтер-эго, и в одной из инсталляций можно будет увидеть его в образе Рашиды Пахлавы — это сам художник, который переодевается в женский персонаж и от его лица артикулирует важные для себя темы.
В работах, представленных на выставке, есть диалог о маскулинности: где заканчивается женственность и начинается мужественность и наоборот. Работы Зарнишан Юсиф очень женственны, но не декоративны, что часто приписывают художницам. Впервые предстала перед публикой на московской выставке видеоработа Вюсала Рагима «Внутри меня» — аллегория женщины-прародительницы, матери рода, аллегория плодородия, жизни и смерти. Красива визуально, с хорошим музыкальным сопровождением, которое сделал Фархад Фарзали. Последний также представлен проектом «Ты мой единственный тигр» — это текстильные скульптуры: они передают образ независимой женщины, которой по ряду обстоятельств часто приходится брать на себя мужскую роль, но эта мысль воплощена в такой игровой форме, что можно не сразу прочитать намеки и увидеть всю глубину этой работы.