Burger
Гид. Что делают татарстанские дизайнеры
опубликовано — 10.03
просмотры — 6295
комментарии — 0
logo

Гид. Что делают татарстанские дизайнеры

Женские тюбетейки, свитшоты с эчпочмаками и релакс-раскраски с татарским орнаментом

Современные татарстанские дизайнеры бережно обращаются с национальным наследием, по-своему интерпретируют культурный код Татарстана и завоёвывают мир. В первой части гида «Инде» поговорил с создателями семи ателье, мастерских и проектов и узнал, что подтолкнуло их к производству предметов с татарской символикой, какая идея стоит за вещами и о чём они мечтают.

Ателье Misa

Портрет основательницы ателье Misa Миляуши Мусиной в национальном костюме был выбран для мультимедийной выставки на ВДНХ «Многонациональная Россия».

Название ателье Миляуши Мусиной Misa досталось от прабабушки Минленисы, имя которой сокращали до Мисэптэй (Миса-апа). Во время войны та осталась без мужа и смогла выжить со своими детьми только потому, что шила и перешивала одежду. Её швейная машинка до сих пор хранится в семье, а в какой-то момент Мисой стали дома звать саму Миляушу.

Глобальная идея, которая стоит за ателье Misa, ― популяризация татарской культуры и знакомство мира с её колоритом и менталитетом. Бывая за рубежом и в путешествиях по России, Миляуша понимала, что туристы, приезжающие в Татарстан, могут ошибочно принять за татар «не тех». Она мечтала о том, чтобы в одежде современных девушек присутствовали элементы национального костюма. В итоге в гардеробе 400 женщин и девочек уже есть тюбетейки Misa. Впереди ― расширение производства и продвижение к мечте: участию в Неделях моды в Париже с собственным Домом моды и коллекциями, созданными на основе татарской культуры и менталитета.

Tatar Ornament by Renat Safarov

Один из первых Сабантуев, куда дизайнер Ренат Сафаров приехал с своей продукцией, проходил в Болгаре. Утром, когда на рынке под открытым небом началась торговля, он обнаружил, что «соседями» оказались тапочки, ночные рубашки и открывалки для пива. Сейчас у Рената 20 точек распространения (книжные магазины, сувенирные лавочки). Через них и социальные сети ежемесячно покупают около 100 единиц товаров ― футболки, чехлы для телефонов, релакс-раскраски, блокноты, картины с татарским национальным орнаментом. В ближайших планах открытие сети фирменных магазинов.

В 2012 году Ренат увидел работы московского дизайнера Дениса Симачёва ― хохлому на современных и привычных для нас вещах: банковских картах, холодильниках, чехлах. В тот момент он и решил начать работать с татарским орнаментом. Сейчас за брендом Renat Safarov стоит проект Tatar Оrnament, который появился в мае 2013-го и стартовал с футболок с фирменной символикой. За год до этого Ренат решил написать книгу «Татарский орнамент глазами дизайнера» (сейчас её можно скачать на сайте дизайнера), которая и стала основой проекта.

Большинство принтов было создано в 2012–2013 годах. Тогда, изучая книги по истории орнамента, Ренат рассматривал символы и пытался их повторить, а после улучшить. Сначала рисовал только розеточные композиции, а потом, решив усложнить задачу, начал создавать композиции из орнамента в животном стиле. Например, принт «Конь» полностью состоит из геометрического и цветочного мотивов. После были созданы принты с городами Казань и Набережные Челны. Сейчас дизайнер работает над алфавитом в tatarornament-стиле.

Миссия проекта Tatar Оrnament ― сохранение наследия. Под наследием Ренат понимает все культурные ценности, которые есть у человека, ― понятие о красоте, о культуре края, осознание собственной принадлежности к определённой национальности. По мнению Рената, национальный колорит у многих ассоциируется с чем-то устаревшим и не вызывает желания делиться в соцсетях и гордиться этим. Tatar Ornament должен переломить эту ситуацию.

Liyasa Design

«Художник по декоративно-прикладному искусству» и «Специалист по графическому дизайну» Алия Сабитова всегда испытывала особый интерес к искусству и культуре татар и к культурному коду Ближнего Востока. По её мнению, национальному творчеству в последнее время уделяется незаслуженно мало внимания, на рынке есть дефицит качественных товаров с национальным колоритом, и в целом на татарском обществе сказывается сильное влияние славянской и западной культуры. Истоки этого дизайнер видит в негативном влиянии периода индустриализации, когда организовывалось массовое производство одинаковых товаров в ущерб кустарному. Позже предложение товаров и услуг национальной тематики не соответствовало современным тенденциям спроса.

Осознав это, Алия обрела мечту организовать собственную студию дизайна и дать рынку товары и услуги с выраженным национальным колоритом, которые учитывали бы современные тренды. Толчком для реализации идеи в жизнь стало участие в благотворительной ярмарке. Буквально за две недели из личных орнаментальных наработок была подготовлена небольшая линейка товаров с узнаваемым авторским дизайном. Появилась необходимость в создании бренда, благодаря которому её бы запомнили и узнавали. Так и родился бренд Liyasa Design, который сейчас находится на раннем этапе развития. Пока товаров, выпускающихся под этим именем, не так много. В основном это частные и корпоративные заказы на индивидуальный дизайн, разработку фирменного стиля, логотипа и брендинга в татарском стиле. Задача, которую ставит Алия Сабитова, ― заинтересовать людей, привлечь их внимание к татарскому искусству и стать частью современной культуры татарского народа.

Matur by Ely Gordeeva

Два года назад, находясь на Бали, дизайнер Эля Гордеева очень заскучала по Казани и решила сделать для дома комплект постельного белья с любимыми татарскими орнаментами. Так тропическое жилище обрело дух Элиной родины, а родственники и друзья ― объект желания, который и подвиг дизайнера на создание бренда Matur («красиво» в переводе с татарского. ― Прим. авт.). Сейчас под этим брендом Эля выпускает постельное белье, женскую одежду и платки, выполненные в технике батика, ювелирные украшения из серебра и полудрагоценных камней. Вдохновение для них она находит повсюду ― в акварельных разводах на палитре, сочетании цветов в закатном небе, мелодии красивой песни. Считает, что лучше всего получается то, чем горишь, а потому очень чутко прислушивается к своим желаниям. Глобальная идея, стоящая за брендом Matur, ― создание собственного производства с рабочими местами, выход с татарскими орнаментами на международный уровень. Сейчас Эля использует группу Matur «ВКонтакте» как основную торговую площадку. Со смехом рассказывает, как ювелиры поднимают цены, ссылаясь на сложный заказ, хотя делают одно и то же много раз подряд.
Шаман на Бали сказал ей, что она создала ещё недостаточно красоты. Поэтому в её планах ― продолжать работать.

«Сахтиан»

Главный художник:

Ильдус Хазимуллович Гайнутдинов

Страница в Facebook

Instagram:@sahtian11

Ичиги, чувяки, туфли, портмоне, очечники, панно, танцевальная обувь, выполненные в технике кожаной мозаики на предприятии «Сахтиан», есть в музее изобразительных искусств в Казани, в частных коллекциях в Москве, Санкт-Петербурге, Франции, Италии, Швейцарии, Турции, США, Германии, Португалии, Финляндии, Австрии, Канаде. Исторически традиционные места развития народных художественных промыслов в Татарстане ― это деревни и села Заказанья: Арск, Дубъязы. «Экоскин», в 2012 году преобразованный в ООО «Сахтиан», был создан в 1999 году на базе бывшего филиала Арского производственного объединения национальной обуви (село Дубъязы Высокогорского района).

В конце 1990-х ― начале 2000-х предприятие действительно дало вторую жизнь ичигам ― татарским узорным сапогам ручной работы. Технологии их изготовления модернизировались, ручная авторская техника осталась на прежнем высоком уровне.
Мозаичная обувь создаётся из кусочков кожи, сшитых встык в уникальной, не встречающейся в искусстве других народов технике ручного шва, тачающего и одновременно декорирующего изделие, с использованием шёлковых, золотых и серебряных нитей. Раскрой, вышивка, сборка обуви производятся вручную.

У «Сахтиан» есть собственный магазин в Казани ― на территории Казанского Кремля, в Братском корпусе. В их обуви выступают артисты Государственного ансамбля песни и танца РТ, Татгосфилармонии, хореографического училища, театра Камала и театров других городов России и зарубежья.

Abau

Свитшот Abau с изображением эчпочмака есть в гардеробе президента Татарстана Рустама Минниханова. В фотосессии свитшотов, на которые перенесены составляющие культурного кода республики ― эчпочмак, гармоника, изображение первого президента РТ Минтимера Шаймиева, популярные выражения на татарском языке, ― участвовали звёзды татарской эстрады Мунир Рахмаев, Салават Минниханов, Гузялем, Айгуль Рахимова.

Команду, которая стоит за брендом Abau (в переводе с татарского «абау» ― «уау», восклицание), собрала вместе «Фабрика предпринимательства». Для своего проекта ребята опирались на собственные знания и умения, выбирали отрасль с растущим спросом и относительно свободным рынком в Татарстане. Так появилась идея создать сувенирную продукцию, которой не существует на республиканском рынке. Как только они начали тестировать свитшоты с принтами, выяснилось, что те интересны не только туристам, но и местным жителям. Комментарий «Хотим толстовку с эчпочмаком!» был самым популярным в аккаунтах бренда в соцсетях в то время. Сейчас в коллекции Abau 22 принта, ребята готовят ещё десять. Они уже представлены в шоу-руме на Левобулачной, где всё можно померить и оценить качество. А ребята продумывают дальнейшее развитие линии одежды ― свитшоты дополнят худи, бомберы, бейсболки, будет детская линия. В мире проживают восемь миллионов татар, в планах Abau ― одеть каждого.

Mardesign

Миссия московской студии с татарскими корнями Mardesign ― вывести татарский дизайн на мировой уровень и сделать его таким же узнаваемым, как шведский, немецкий, французский или итальянский. Идея студии родилась в 2007 году, когда Ляйсан и Айдар, ещё будучи студентами, работали над проектом мультимедийного диска «Татары. Национальная культура». Студия была основана в 2010-м.

Под брендом Mardesign выпускаются свитшоты, футболки, чехлы для телефонов, постеры, открытки, календари с использованием традиционных татарских узоров и орнаментов в современной интерпретации. Ребята считают, что их продукция ― это хорошая возможность потрогать, надеть на себя и использовать в быту татарский дизайн, привыкнуть к нему и понять, что он ничем не хуже, а порой даже лучше других.

Фото: Даша Самойлова, Аня Пайманова


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте