Burger
Казань глазами Лябибы Хусаиновой — мусульманки, боровшейся за право женщин на образование
опубликовано — 08.11.2023
logo

Казань глазами Лябибы Хусаиновой — мусульманки, боровшейся за право женщин на образование

Преподавание как революционная практика

Во второй половине ХIХ века взгляды татар-мусульман разделились: часть выступали за реформу образования, расширение школьной программы и массовое обучение женщин. Им противостояли консерваторы, державшиеся патриархальных традиций и боровшиеся с религиозным реформаторством. Правительство империи тем временем мало заботил этот конфликт — например, министр внутренних дел Маклаков в секретных циркулярах для губернаторов уже заявил, что школа должна продвигать «интересы русской государственности».

Мы продолжаем серию материалов о Казани глазами мертвых исторических личностей и рассказываем про будни джадидистки Лябибы Хусаиновой, жившей на рубеже ХIХ–ХХ веков. Она вошла в историю как одна из первых татарок, которая помогла мусульманкам обучаться грамоте, арифметике и другим наукам — для этого Лябиба втайне от правительства организовала подпольную школу.



Переезд в Казань и работа помощницей Магруй-абыстай Баруди

Лябиба Хусаинова родилась 7 декабря 1880 года в деревне Новая Амзя Чистопольского уезда Казанской губернии. В годы ее юности в среде российских мусульман начал развиваться джадидизм — реформаторское общественное движение, представители которого выступали за внедрение в обучение современных наук и знаний индустриальной эпохи. Раскол мусульман на джадидистов и кадимистов, боровшихся со школьными реформами и не признававшими равноправия женщин, был неявным, но, кажется, неизбежным — в то же время подобные процессы происходили и, например, в Османской империи.

Основоположник джадидизма, просветитель и политик Исмаил Гаспринский, в 1883 году открыл в Бахчисарае первую джадидскую школу и начал издавать тюркско-славянскую газету «Переводчикъ — Терджиман» — таких печатных изданий в России до него не было. Гаспринский уделял большое внимание образованию женщин. Его новометодные школы для девочек открывались не только в городах, но и в деревнях.



Галимджан Баруди в молодости

Однако Лябибу Хусаинову обучал вначале отец Хадиулла Шамсетдинов, а затем старший брат Мухаммадмунир. И даже при этом ее случай — удачное исключение: отец был имамом в деревне Амзя, а брат учился в медресе «Мухаммадия», престижном духовном училище Казани, и был помощником ее основателя, ученого и религиозного деятеля Галимджана Баруди. В своем учебном заведении последний продвигал новаторские идеи по разрушению старого метода образования, который основывался на заучивании. Галимджан активно публиковался и выпускал учебные пособия для школ — к примеру, первую новометодную азбуку, учебники по арифметике, арабскому языку и другие. Знания Баруди передавались Лябибе через родственников.



Отец Галимджана Баруди — Мухаммаджан Галиев, купец, меценат, основатель «Мухаммадии»



Здание медресе «Мухаммадия», фото 1920-х годов



Галимджан Баруди с преподавателями медресе «Мухаммадия»



Купец Газизджан Галиев



Младший брат и соратник Галимджана — Габдрахман. Заменял Баруди в «Мухаммадии», пока тот отсутствовал

Получив хорошее домашнее образование, в 1895 году Лябиба поехала в село Гурьевка Симбирской губернии. Там девушка обучала грамоте дочерей рабочих акчуринских фабрик. Через год Хусаинова вернулась к брату в Казань.

Тогда город еще делился на русскую и татарскую части. Это связано с тем, что после завоевания Казани Иваном Грозным татарское население выселили за крепостные стены и многие из них расположились у побережья озера Кабан. Со временем город разрастался, а в 1768 году, чтобы четко разделить Казань, планировали вырыть широкий ров вдоль современных улиц Татарстан и Пушкина. План не осуществили, но разметка осталась в планировке: улицы по сей день шире всех других в историческом центре.

В конце ХIХ века татары, конечно, жили в черте города, но деление на районы по-прежнему существовало: русская часть Казани находилась на территории Вахитовского и Советского районов, а татарская — рядом с озером Нижний Кабан и за каналом Булак. Центром Старо-Татарской слободы была Юнусовская площадь, на которой проходили собрания.

Недалеко от нее жил Баруди — сейчас это здание по адресу: ул. Г. Тукая, 38. Когда Лябиба вернулась к брату Мухаммадмуниру, тот познакомил ее с основателем медресе. Галимджан увидел потенциал в девушке и предложил стать помощницей в новометодной джадидистской школе его супруги Магруй-абыстай. Хусаинова решила остаться и стала жить с семьей ученого. Школа Магруй-абыстай находилась там же, в доме Баруди, и делилась на два класса: в первом девочки прихода обучались основам ислама, второй был предназначен для бедных девушек — дочерей рабочих, приказчиков, а также сирот и неимущих. В нем и преподавала Лябиба. Со временем число учениц возросло, приходили даже взрослые женщины.



Габдулла Апанаев, Салихджан Галиев, Галимджан Баруди, Халит Казаков. Вологда, 1908 год



В центре — Салихджан Галиев. Четвертый слева в верхнем ряду — его сын Махмуд Галиев, ставший впоследствии заслуженным учителем РСФСР, отец Булата Галиева. В среднем ряду — зять Салихджана Шахар Шараф

Подпольная школа и постройка отдельного здания

В 1903 году Лябибу выдали замуж за Джамали Хусаинова — овдовевшего приказчика торгового дома Галеевых. Она согласилась на брак лишь при условии, что супруг позволит ей преподавать. Спустя год, в мае 1904-го, умерла Магруй-абыстай, и часть учениц попросили Лябибу продолжить заниматься с ними. Так она начала занятия уже в своем доме на улице Большой Мещанской, 103 (ныне улица Сары Садыковой), напротив Голубой мечети, при которой Лябиба и открыла женскую школу. Первоначально она отличалась от других исключительно новым методом обучения грамоте: вместо буквослагательного применялся звуковой. Это помогало обучиться чтению за пару месяцев вместо нескольких лет.

Голубая мечеть. 1912 год

Положительной стороной школы было то, что преподавание в ней с первого дня начало вестись методом «джадит». По этому методу ученицы обучались очень скоро грамоте, в течение зимы проходили всю азбуку, научались читать и писать в один год. Раньше в татарских школах преподавание велось методом «кадим», а для татарок школ вообще не существовало.

Обучение девушек-татарок проводилось женами мулл. Это обучение приводило к тому, что почти до замужества (татарки до революции в большинстве очень рано выходили замуж в 16−17 лет) девушки посещали занятия и кое-как по слогам научались читать религиозные книги «Иман шарты» (условия вероисповедания), «Гавтияк» (выдержки из Корана) и так далее. Писать девушек вообще не обучали. Это было категорически запрещено адатом.


Источник: воспоминания сына Л. Хусаиновой Абдуллы Хусаинова «Милләт аналары». Под ред. А. Махмутовой и Дж. Миннуллина. Издательство «Җыен», 2012

Зухра Салихова и Хабира Насырия. 1906 год

Одной из особенностей джадидистских школ были публичные экзамены. Так новая методика продвигалась в массы и собирались пожертвования для школы. Учебное заведение Лябибы содержалось в основном на садаке — приношениях учащихся — и за счет благотворительности состоятельных прихожан. На экзамены приносили деньги, письменные принадлежности, книги. Иногда дарили ткани для одежды учениц, обувь, коробки с мылом, чаем или другим необходимым.

Количество учениц росло, и нужно было найти помещение больше, чем дом Лябибы. В 1907–1908 годах благодаря собранным средствам во дворе дома Хусаиновых построили двухэтажное здание. Оно было разделено на несколько комнат, а парты, доски и принадлежности для учебы помогли приобрести местные купцы. Появление отдельного здания популяризировало учебное заведение: в 1906 году Лябиба обучала 40 учениц, а в 1913-м — уже 170. Это были и девочки школьного возраста, и взрослые женщины.

Секретные предметы и официальное открытие

С 1910 года начали закрываться новометодные школы, которые работали без разрешения. Поэтому в феврале 1911 года Хусаинова была вынуждена получить удостоверение Оренбургского духовного собрания: благодаря ему стало возможно официально зарегистрировать школу.

Постепенно в учебную программу секретно ввели общеобразовательные предметы: историю татар, России и всеобщую историю, географию, ботанику, зоологию, анатомию, персидский и арабский языки, математику, гигиену, рисование, черчение геометрических фигур, пение, рукоделие, элементы методики преподавания и педагогики. В школе работало двойное расписание: одно — для проверяющих лиц, в котором были указаны только предметы конфессиональных школ, другое — для учениц, с полным объемом предметов.

Казанская помещица Алкина покровительствовала моей матери, и ее муж инспектор Пинегин то ли проговаривался своей жене и невзначай выдавал секрет инспектуры, то ли он это делал преднамеренно, зная, что жена может и даже обязательно сообщит моей матери о предполагаемом посещении инспекторов.

Чтобы оградить подругу своей жены от неприятностей, смотрел на это «сквозь пальцы». А Зулейха, как только узнавала от мужа о предстоящем посещении непрошеных гостей, немедленно посылала свою прислугу с запиской моей матери, и таким образом, многие посещения становились заранее известными.

И конечно, можно было успеть припрятать кое-какие вещи — географические карты, атласы, наглядные пособия по зоологии и биологии, а также другие. Тут же после получения этих записок все это складывалось и хранилось в подвальном помещении школы до отъезда чиновников. Мать очень боялась чиновников, с ними она не вела никаких объяснений. Это объясняется тем, что она совершенно не умела говорить по-русски, за нее переговоры вела Суфия Тагирова.

Источник: воспоминания дочери Л. Хусаиновой Амины Хусаиновой «Милләт аналары». Под ред. А. Махмутовой и Дж. Миннуллина. Издательство «Җыен», 2012

С 1912 года разрешили преподавание русского языка, начал арифметики и географии. Школа для обучения девочек превратилась в восьмилетнюю женскую учительскую семинарию. После восьми лет обучения у Хусаиновой девушки получали официальное свидетельство на русском языке об окончании религиозной школы. В нем значились три предмета: вероучение, татарская грамота и арифметика, а с 1913-го стали включать русский язык. Документ выдавали с подписью муллы Голубой мечети Ибрагима Халитова, а Хусаинова подписывалась как «вероучительница». Также Лябиба ежегодно оформляла неофициальное свидетельство на татарском языке об окончании класса с указанием всех реально изучаемых предметов, оценками, своей подписью и печатью «Учительница девушек Лябиба Хусаинова».

Лябиба Хусаинова с семьей. 1910-е годы

Учительская семинария

Старшеклассницы, которые хотели стать учительницами, получали педагогическую практику, преподавая в младших классах. Бывшие ученицы Лябибы вспоминали, что на ее имя в течение года поступали заявки на выпускниц. Осенью Хусаинова распределяла их по школам, а кого-то оставляла преподавать у себя. Часть девушек возвращались в свои родные деревни, где открывали женские школы. Еще Лябиба занималась повышением квалификации учительниц. Занятия для них проводили учителя медресе «Мухаммадия» вечерами, в строгой секретности и при зашторенных окнах: это было необходимо для того, чтобы никто не увидел молодых преподавателей и учительниц вместе.

После революции 1917 года школа Лябибы начала функционировать как женская учительская семинария. В 1917/1918-м учебном году в ней преподавали: историю — Фатима Девлеткильдеева, окончившая Казанские высшие женские курсы; геометрию — Сара Шакулова, выпускница физико-математического факультета Сорбонны; арифметику, географию и рукоделие — Суфия Тагирова, сдавшая экстерном экзамены при Казанской татарской учительской школе и проработавшая 12 лет вместе с Лябибой: естествознание — Мадина Сагитова, выпускница 3-й Казанской женской гимназии; татарский язык — Амина Галеева, бывшая ученица Хусаиновой; вероучение и арабский язык — сама Лябиба.



Сара Шакулова

Также в семинарии работали русские учительницы: русский язык преподавала Вера Иевлева — выпускница Казанских высших женских курсов, рисование — Александра Павлова, окончившая Казанскую художественную школу. В 1919 году учительская семинария Хусаиновой слилась с мужской учительской школой. Однако Лябибе практически не удалось там поработать: осенью 1920 года после продолжительной болезни она умерла. Ее похоронили на Ново-Татарском кладбище, а памятник на могилу установили ученицы.

В 1917-м или 1918 году мать закупила всю библиотеку у начальницы частной русской казанской женской гимназии Шумковой, которая решила ликвидировать свою гимназию. Некоторое время эти книги из-за отсутствия подходящего помещения и нужного количества книжных шкафов лежали на полу сложенные в кучу. Во время пожара 1919 года эта библиотека сгорела вместе со всем нашим имуществом.

От школы остались одни кирпичные трубы — свидетели постигшего много-много семейств несчастья в то далекое и тяжелое время. После этого мы не смогли отстроиться. Шла гражданская война. Голод, болезнь. Отремонтировали оставшуюся в целости кладовку и стали жить в ней всем семейством на площади 15 квадратных метров. Шесть человек: отец, мать и четверо детей. Старший брат на фронте. Начали голодать, все переболели тифом. И мать осенью 1920 года скончалась от тифа.

Источник: воспоминания дочери Л. Хусаиновой Амины Хусаиновой «Милләт аналары». Под ред. А. Махмутовой и Дж. Миннуллина. Издательство «Җыен», 2012

Обложка: Софья Гражевич; фото: 1–3 — из книги «Милләт аналары». Под ред. А. Махмутовой и Дж. Миннуллина. Изд. «Җыен», 2012; 4 — Dzen.ru; 5–9 — из книги «Милләт аналары». Под ред. А. Махмутовой и Дж. Миннуллина. Изд. «Җыен», 2012; 10 — pastvu.com; 11–15 — из книги «Милләт аналары». Под ред. А. Махмутовой и Дж. Миннуллина. Изд. «Җыен», 2012; 16 — Pinterest; 17 — Регина Уразаева