Burger
Революционные зарисовки, «Черемисская свадьба» и портреты индейцев — как жизнь Николая Фешина отразилась в его творчестве
опубликовано — 31.01.2024
logo

Революционные зарисовки, «Черемисская свадьба» и портреты индейцев — как жизнь Николая Фешина отразилась в его творчестве

«Много накупил рисунков. Будет, что посмотреть»

Николай Фешин — русский и американский художник первой половины ХХ века — родился и вырос в Казани, был учеником Репина, преподавал в художественной школе (сейчас это Казанское училище, которое носит его имя), эмигрировал в США и получил признание на родине и за рубежом. «Инде» вместе с кандидатом искусствоведения и специалистом по творчеству Фешина Галиной Тулузаковой вспомнили о жизни и творчестве художника в разные периоды: рассказываем, как впечатления от народного быта стали основой его творчества, почему Николай уехал в США и как российское прошлое отразилось в искусстве американского периода.


До 3 марта 2024 года в Музее Академии художеств Санкт-Петербурга проходит выставка «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя». Проект представляет творчество живописца Николая Фешина (1881–1955) и скульптора Степана Эрьзи (1876–1959). В экспозиции собраны работы Фешина из разных музеев России, в том числе из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.


Детство в Казани, болезнь и художественная школа

Николай родился в 1881 году в Казани, в семье Ивана и Прасковьи Фешиных. Отец художника был родом из Арзамаса, а семья матери происходила из Костромы. Иван Фешин владел мастерской, в которой резали и золотили иконостасы для церквей Казани и близлежащих сел.



Автопортрет. 1920 год

Галина Тулузакова

искусствовед

В четыре года Николай заболел менингитом. Врачи были бессильны, родителям оставалось только молиться. К лежащему в коме мальчику принесли икону Тихвинской Божией Матери. И чудо произошло — через две недели Николай поправился. Из-за слабого здоровья сверстники не принимали его в свои игры, и замкнутый поневоле мальчик находил отдушину в рисовании. По той же причине его освободили от общеобразовательных предметов в художественной школе. С раннего детства Николай оказался сконцентрированным исключительно на искусстве.


Семья Фешиных. Научный архив ГМИИ РТ

Подростком Фешин выезжал с мастеровыми в села для выполнения отцовских заказов. В глухих деревнях русских, марийцев, чувашей он наблюдал за их обычаями. Впечатления от быта и народного искусства стали основой для его творчества.

В 1895 году в Казани открывается художественная школа, в которую Иван определил сына. Поскольку отец разорился и не мог содержать семью, матери пришлось уехать к родителям в Кострому. А Фешин вместе с друзьями по школе, Павлом Беньковым и Константином Мазиным, ночевали в заброшенном доме, питались молоком и хлебом, не замечая неудобств — поскольку почти все время проводили на занятиях.



Казанская художественная школа. 1905 год

Обучение у Репина и поездки в Европу

После окончания школы в 1901 году Фешин получил рекомендацию к поступлению в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге и вскоре стал учеником в мастерской Ильи Репина.



Императорская Академия художеств, Санкт-Петербург

Занятия в Академии увлекли меня своей новизной: например, после первого экзамена анатомии у меня оказалось счетом 300 рисунков. <…> За зиму классы окончил и был принят в мастерскую Репина. Отношение ко мне Ильи Ефимовича вспоминаю с удовольствием и признательностью.

Источник: Письмо от Н.И. Фешина В.П. Лобойкову от 16 февраля 1916 года; цитата по книге «Николай Иванович Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике», 1975 год



Илья Ефимович Репин. 1909 год



Репин среди своих учеников

Революция 1905–1907 годов взволновала Николая: в работах и эскизах того времени художник обобщает увиденные им отдельные эпизоды подавления революции. Такими картинами стали «1905 год на заводе», «Расстрел» и «Случайная жертва». На дебютном показе Фешина последнюю даже удалили из списка выставочных картин — организаторам она показалась слишком опасной.

В 1906 году учитель Николая, Илья Репин, ушел из Академии, и ученики остались предоставлены сами себе. Тогда сформировался собственный стиль Фешина: его привлекали народные обычаи, часто он рисовал многолюдные картины. Одна из первых, «Черемисская свадьба», написана в 1907 году, после того как Николай все лето провел в черемисской деревне Липша (черемисы — дореволюционное название марийцев. — Прим. «Инде»). На ней изображен обычай «увоз невесты». Главного персонажа здесь нет: каждый представлен как неотделимая часть общего. Для Фешина было важно запечатлеть момент, поймать мгновение, показать определенный типаж, а не дать остросоциальную оценку. С этой картиной по своей сути схожи работы художника, написанные чуть позже: «Бойня» и «Обливание».

Галина Тулузакова

искусствовед

Сложение художественного языка Николая Фешина предопределили учеба в Академии художеств, Илья Репин и Санкт-Петербург с его бурной творческой жизнью. В работах художника органично сочетаются классическая основа, «передвижнический» реализм, приемы импрессионизма и экспрессионизма. В модерне — стиле, выбранном [в том числе] Фешиным, — обожествлялась красота, ради которой художники режиссировали реальность и усложняли технические приемы.

Для примера, «Девочку с персиками» (1887) Валентина Серова периода импрессионизма часто сравнивают с «Варей Адоратской» (1914) Фешина. По сюжету — девочка, стол, натюрморт с фруктами — одно и то же. Но у Серова запечатлен выхваченный момент из жизни, это импрессионистическое видение. А экстравагантно посаженная с ногами на стол Варя Адоратская — намеренно сочиненная композиция, в которой не имеет значения, бывает так в обычной жизни или нет. Художнику важно было подчеркнуть прекрасную детскую пластичность. И это — концепция модерна.

Еще студентом Академии Николай Фешин нашел свой художественный язык и определился с ведущей темой — человек в разных своих проявлениях. Поэтому основными жанрами для него стали портрет и бытовая картина. Моделей для портретов он выбирал преимущественно из артистической интеллигенции, а сюжеты жанровых композиций находил в обрядах и обычаях марийских и русских крестьян.

Дипломной картиной Фешина стала «Капустница». Рутинная работа — засолка капусты на зиму, на которую собиралась вся деревня, — превращалась в праздничное действо. Мощное большеформатное произведение вышло далеко за рамки студенческого диплома, став одним из шедевров художника. За «Капустницу» Николай получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку (пенсион — денежное пособие выпускника Императорской Академии художеств для дополнительного совершенствования мастерства. — Прим. «Инде»). Там он познакомился с известными европейскими художественными собраниями.

Дорогой Павел Александрович! Приветствую Вас из Парижа. Не проезжайте его. Тут так много любопытного. Разумеется, главной достопримечательностью являются парижанки, а потом Лувр. Прямо поразительные коллекции Леонардо, Рембрандта и, главное, Тициана.

Источник: Письмо Н.И. Фешина П.А. Радимову от 1910 года; цитата по книге «Николай Иванович Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике», 1975 год

Привет от меня из Италии <…> Старики хороши, но современников можно упрекнуть в чрезмерной подражательности старым, хотя рисуют здорово, краски же прямо дрянь. Я говорю про немцев, а итальянцы так прямо торгаши, но зато скульптура у них дивная. Много накупил рисунков. Будет, что посмотреть. Я тут прямо холодею от восторга. Пишите. Скоро буду там. Привет всем.

Источник: Письмо Н.И. Фешина П.А. Радимову от 1910 года; цитата по книге «Николай Иванович Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике», 1975 год



Николай Фешин в мастерской Казанской художественной школы. 1908–1909 годы. Научный архив ГМИИ РТ

В 1909 году Академия художеств отправила на выставку в Мюнхен студенческий этюд Фешина «Дама в лиловом», за который художнику присудили малую золотую медаль. Теперь — вплоть до начала Первой мировой войны — его постоянно приглашали участвовать в выставках в Германии, Голландии, Италии. Особо активным оказалось сотрудничество с Институтом Карнеги (Питтсбург, США) с 1910 года. Все его работы с выставок приобретались крупнейшими американскими коллекционерами. Самыми важными для Фешина стали Уильям Стиммел и Джек Хантер, с которыми он общался по переписке и отправлял работы напрямую.

Преподавание в художественной школе и портретная живопись

В 1908 году Фешина пригласили преподавать в Казанскую художественную школу по вольному найму. С 1910 года, после окончания Академии и поездки по Европе, он стал штатным преподавателем живописи и рисунка.



Николай Фешин с учениками в натурном классе Казанской художественной школы. Первая половина 1910-х годов. Научный архив ГМИИ РТ

Наибольшее зло я вижу в навязывании искусственной формы начинающему, где он под настойчивую и самодовольную указку учителя хоронит в себе самое драгоценное — это молодое нетронутое воображение. Как бы ни был даровит руководящий, он не в силах понять каждого, ведя всех методически по одной и той же дороге. И потому, прежде, чем допускать вновь посвященных к готовым, выработанным веками, может быть, и совершенным формам искусства, им надо дать окрепнуть, высказать без помехи свое индивидуальное кредо.

Источник: Программа обучения Н.И. Фешина, «Преддверие школы», предположительно конец 1919-го или начало 1920 года; цитата по книге «Николай Иванович Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике», 1975 год



Николай Фешин в своей мастерской в Казанской художественной школе. 1909 год



Николай Фешин на занятиях со студентами в натурном классе. 1910-е годы. Научный архив ГМИИ РТ

Галина Тулузакова

искусствовед

Николай Иванович предпочитал метод наглядного показа, нередко работая одновременно с учениками. В этом он следовал своему учителю — великому Илье Репину. Учащиеся Фешина обожали, и это прекрасно видно в многочисленных воспоминаниях.

Фешинские виртуозные ню — угольные рисунки и живописные полотна — рождались на занятиях в классах со студентами. Подавляющее большинство моделей его портретов — преподаватели, ученики и ученицы, в том числе Александра Белькович, Наталья Подбельская, Антонина (Анта) Китаева, Люба Поздеева, Тамара Попова, Мария Быстрова, Елизавета Ошустович. Большинство его друзей — коллеги-преподаватели. В школе укрепятся отношения Фешина с [художником] Павлом Беньковым, с одной из первых его учениц и моделей Надеждой Сапожниковой, ставшей позже меценатом, коллегой и другом. Близкими приятелями были Павел Радимов, поэт и художник, преподававший историю искусств, а после революции ставший одним из организаторов АХРРа, искусствовед и художник Петр Дульский, написавший первую книгу о Фешине, и многие другие.



Николай Фешин среди выпускников Казанской художественной школы. 1910-е годы



Фешин с учениками в натурном классе. 1916–1917 годы

Только однажды мне посчастливилось видеть, как Фешин рисует. <...> Легкими движениями, почти незаметными касаниями, проносился уголь над бумагой, и на ней возникли дыхание жизни, форма, свет, очарование. То мощный удар плашмя, то молниеносный зигзаг острием угля, то легкие касания тряпкой, и рисунок готов. Между прочим, тряпка была не для стирания ошибок, а как бы входила в компонент средств техники. Через полчаса Николай Иванович встал (он рисовал молча, не проронив ни звука), осторожно положил уголь и задумчиво сказал: «Вот так!»

Источник: воспоминания Н.М. Никонова о Н.И. Фешине; цитата по книге «Николай Иванович Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике», 1975 год



Картины Николая Фешина. Фото начала XX века. Фрагмент экспозиции на выставке «Николай Фешин. От Казани до Таоса» в галерее «Хазинэ» в 2011 году

Казанский период художника примечателен тем, что он не писал на заказ — только по собственному желанию. Особенное внимание Фешин уделял портретной живописи и часто рисовал отца, который оставался для него главным человеком. Для его картин характерно сочетание глубины и приглушенности цвета: он работал на тянущем казеиновом грунте, который делает поверхность матовой, и поэтому на холсте отсутствуют блики.

Галина Тулузакова

искусствовед

Большеформатные жанровые композиции и портреты 1910-х годов создавались не по заказу, а по собственному желанию. В это время над Фешиным не довлели ни коммерческий прессинг, ни государственная идеология, поэтому именно в казанский период творческая индивидуальность художника раскрылась максимально полно — большинство его шедевров создано именно в Казани.



Николай Фешин. «Портрет Вари Адоратской». 1914 год



«Портрет Вари Адоратской», фрагменты





Николай Фешин в мастерской Надежды Сапожниковой



Надежда Сапожникова в своей мастерской. В центре вверху виден «Портрет Адоратской», написанный Фешиным. Фото сделано до 1917 года

В Казани в 1910–1917 годах в Колонном зале Дворянского собрания очень часто проводились концерты музыкантов с мировыми именами <...> Мы не встречали там ни одного из художников-преподавателей нашей школы. Фешин Николай Иванович всегда был там. Всегда один, без жены. Даже в антрактах он держался в одиночку и избегал разговора с кем-нибудь на посторонние темы. Для Фешина посещение таких концертов не было развлечением. Для него это была серьезность работы, продолжение его работы над качеством живописи.

Источник: К.К. Чеботарев, из выступления на вечере памяти Н.И. Фешина 7 декабря 1963 года; цитата по книге «Николай Иванович Фешин. Документы, письма, воспоминания о художнике», 1975 год



Николай Фешин. 1920–1923 годы

Послереволюционные годы и эмиграция в США

В 1917 году смена идеологии привела к уничтожению педагогической худшколы в том виде, в каком она создавалась. Все, что было важно и дорого художнику, — исчезало на глазах. Уже с зимы того же года здание было лишено центрального отопления, Фешину и его студентам приходилось работать в пальто, варежках и валенках. Практически единственным заказчиком стало государство, и Фешину пришлось писать по заказу разных институций — портреты идеологов, вождей революции, великих композиторов, миниатюры для украшения деревянных кустарных коробочек.

Галина Тулузакова

искусствовед

В автобиографических заметках Фешин описывает все невзгоды, которые разрушали нормальный уклад жизни. Но основной причиной эмиграции он называет не бытовые сложности, не голод в Поволжье, а прежде всего — невозможность творческой работы. Достаточно посмотреть портреты великих композиторов в Казанской консерватории, которые он писал по заказу РАБИСа (Союз работников искусства. — Прим. «Инде») в 1920–1922 годах: в них ясно видно, насколько плохими красками приходилось работать и до какой степени художнику это было неинтересно.

В 1921 году Стиммел получил письмо от художника через краевого уполномоченного казанского отделения Американской администрации помощи голодающим Поволжья. Фешин описывал условия, в которых ему пришлось жить после начала Первой мировой войны и революции. Стиммел и Хантер предложили Николаю помощь в переезде в США, и 1 августа 1923 года Фешин с женой Александрой и дочерью Ией прибыли в Нью-Йорк.

Вступление в эмигрантскую жизнь для Фешина было довольно мягким. В отличие от многих, бежавших в никуда, его ждали. Стиммел и Хантер взяли его под опеку, позаботившись не только о бытовой стороне, но и об условиях его работы и вхождении в художественную жизнь Нью-Йорка. Его покровители покупали работы — иногда прямо с мольберта, — заказывали портреты, представляли его известным арт-дилерам и директорам музеев, договаривались о персональных выставках.

Галина Тулузакова

искусствовед

Очень важной оказалась случайная встреча в метро с Давидом Бурлюком, с которым Фешин был шапочно знаком со времен учебы обоих в Казанской художественной школе. Благодаря широким связям и знакомствам Давида Давидовича Фешин попал в эпицентр эмигрантской артистической жизни. В Нью-Йорке, в новом, непривычном, живущем по другим законам мире, возможность общения с близкими по духу людьми была не менее ценна, чем коммерческий успех. Среди них Фешин выбирал своих моделей, стараясь сохранить сложившуюся схему творчества, когда он писал интересных ему персонажей и выставлял портреты на выставки.

В Нью-Йорке Николай Иванович создаст портреты театрального русско-французского режиссера Николая Евреинова, украинской певицы Евфалии Хатаевой, композитора Ариадны Микешиной, несколько портретов балерины Веры Фокиной. Его американские модели — люди, связанные с искусством: художник Аарон Горсон, основатель Grand Central Art Galleries в Нью-Йорке Уолтер Кларк, писательница Уилла Кэйсер, великая актриса немого кино Лилиан Гиш, гравер Уоттс, богатые заказчики и покровители: мистер и миссис Стиммел, Джон Бернэм, Дуэйн ван Вехтен.

На пятом году в Нью-Йорке у Николая Ивановича открылся туберкулез, поэтому необходимо было найти место с более подходящим климатом. В 1927 году семья переезжает в Таос, небольшой город на юго-западе США. Тогда там обитало около 650 жителей, отсутствовали электроэнергия и прочие удобства современного мира. Но город был уникален тем, что в нем смешались традиции и быт индейцев, испанцев, мексиканцев, европейцев и американцев, а также — там образовалась артистическая среда международной художественной колонии, одной из самых знаменитых в Америке.

Фешины купили участок земли и начали постройку дома, которая продолжалась шесть лет, — его архитектором стал сам художник. Сейчас дом принадлежит частному Музею искусства Таоса. Николай сам украсил интерьер «неофольклорной» резьбой — и в это же время раскрылся как пейзажист и мастер натюрморта: цветовая гамма работ стала ярче и приобрела неожиданные контрасты.

Как художник Николай Фешин состоялся в России — его творческая концепция в США не претерпела принципиальных изменений. Правда, жанровая композиция практически сошла на нет и трансформировалась в портрет-типаж. В Таосе марийских и русских крестьян заменили индейцы и мексиканцы, но суть осталась та же — для него всегда были важны «люди, ходившие босыми ногами по земле».

Галина Тулузакова

искусствовед

Америка спасла жизнь Фешина и дала возможность творчества: оно полноценно раскрылось в пейзаже, натюрморте, скульптуре, архитектуре, резьбе по дереву и даже в керамике. В американских справочниках Фешина определяют как «американского художника русского происхождения», но все же художник Николай Фешин состоялся в России. Пока ему удавалось находить творческие импульсы, похожие на те, что были в России, и в Америке рождались прекрасные произведения.



Дом Николая Фешина в Таосе, штат Нью-Мексико. Сейчас — Художественный музей Таоса

В 1933 году жена художника Александра попросила развод. Фешин с дочерью уехали в Нью-Йорк, затем в Лос-Анджелес, где прошли последние 20 лет его жизни. В Калифорнии он преподавал в художественных классах Галереи Стендаля, позже открыл собственную студию, в которой, в том числе, у него брали уроки живописи декораторы голливудских студий. После замужества и переезда дочери Фешин приобрел студию с жилыми комнатами в Санта-Монике и обставил дом деревянной мебелью собственной работы и скульптурой.

Во второй половине 1930-х он много путешествовал. В 1936 году художник вместе с учениками ездил по Мексике, а в 1938 году пять месяцев рисовал на Бали местных жителей. Из Индонезии поехал в Японию, побывал в Токио и Иокогаме. После этого Фешин уже не уезжал из Калифорнии и остаток жизни провел в одиночестве, переписываясь с дочерью. Художник ушел из жизни 5 октября 1955 года и был похоронен в Санта-Монике. В 1976 году его дочь Ия привезла прах обратно в Россию для перезахоронения на Арском кладбище в Казани.



Фешин за работой над скульптурой «Тамара» (по мотивам произведений Михаила Врубеля). Таос, начало 1930-х годов. Научный архив ГМИИ РТ



Николай Фешин. 1950-е годы

Где смотреть Фешина в России?

Большинство работ из коллекций музеев до 3 марта находятся в Музее Академии художеств Санкт-Петербурга, на выставке «Возвращение. Николай Фешин и Степан Эрьзя».

Казань

ГМИИ РТ, Национальная художественная галерея «Хазинэ» — самая большая мемориальная экспозиция, более 180 единиц хранения

Музей Е.А. Боратынского — картина «Портрет девочки» (1901)


Санкт-Петербург

Государственный Русский музей

Научно-исследовательский музей при Академии художеств


Нижний Новгород

Нижегородский государственный художественный музей


Чебоксары

Чувашский государственный художественный музей


Козьмодемьянск

Художественно-исторический музей имени А.В. Григорьева


Киров

Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых


Уфа

Башкирский художественный музей им. М.В. Нестерова

и другие музеи

Обложка: art16.ru; фото: 1 — tatarica.org; 2 — Николай Фешин. «Автопортрет». 1920 год; 3 — каталог выставки произведений Н.И. Фешина в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, 2006–2007; 4 — pastvu.com; 5 — Wikipedia; 6 — Wikipedia; 7 — Wikipedia; 8 — Николай Фешин. «Черемисская свадьба». 1908 год; 9 — Николай Фешин. «1905 год на заводе». 1906 год; 10 — Николай Фешин. «Расстрел». 1906 год; 11 — Николай Фешин. «Дама в лиловом». 1908 год; 12 — Николай Фешин. «Портрет Надежды Сапожниковой». 1908 год; 13 — Николай Фешин. «Капустница» (1909) — конкурсная (дипломная) работа Н.И. Фешина. Санкт-Петербург, музей Академии художеств; 14 — Николай Фешин. «Обливание». 1914 год; 15 — Николай Фешин. «Дама за маникюром (Портрет m-lle Жирмонд)». 1917 год; 16 — Николай Фешин. «Бойня». 1919 год; 17 — Николай Фешин. «Моя дочь Ия (Ия с дыней)», 1923 год; 18 — Николай Фешин. «Натурщица (Ню)»; 19 — archive.org; 20 — archive.org; 21 — archive.org; 22 — archive.org; 23 — archive.org; 24 — art16.ru; 25 — Николай Фешин. «Портрет моего отца». 1912 год; 26 — Николай Фешин. «Портрет отца И.А. Фешина. 1890-е годы; 27 — Николай Фешин. «Портрет отца». 1918 год; 28 — art16.ru; 29–31 — Николай Фешин. «Портрет Вари Адоратской». 1914 год; 32 — archive.org; 33 — Wikipedia; 34 — archive.org; 35 — Николай Фешин. «Портрет Ленина»; 36 — Николай Фешин. «Портрет Маркса»; 37 — Николай Фешин. «Портрет Джека Хантера»; 38 — Николай Фешин. «Портрет Лилиан Гиш в роли Ромолы». 1925 год; 39 — Николай Фешин. «Дитя Таоса». 1927–1933 годы; 40 — Николай Фешин. «Индейская девочка». 1927–1933 годы; 41 — Николай Фешин. «Джой с барабаном», 1927–1933 годы; 42 — Николай Фешин. «Таосский вождь». 1927–1933 годы; 43 — Николай Фешин. «Девочка с острова Бали». После 1938 года; 44 — Николай Фешин. «Индейская девочка с кувшином». 1927–1933 годы; 45 — art16.ru; 46 — art16.ru; 47 — art16.ru