Burger
Гид. Что делают татарстанские дизайнеры
опубликовано — 26.04
просмотры — 3248
комментарии — 0
logo

Гид. Что делают татарстанские дизайнеры

Современные татарстанские дизайнеры бережно обращаются с национальным наследием, по-своему интерпретируют культурный код Татарстана и завоёвывают мир. Во второй части гида «Инде» поговорил с создателями семи ателье, мастерских и проектов и узнал, как устроено их производство, кто является их покупателем и планируют ли они завоевать мир

Часть вещей можно приобрести на сайте rukami.tatar.

Mira Rakhmat

Дизайнер:

Мира Рахмат

Страница ателье «ВКонтакте»
Instagram: @mirakhmat_design

Concept buro Миры Рахмат:
ул. К. Насыри, 40

Mira Rakhmat на сайте rukami.tatar

В день открытия студии Миры Рахмат в Старо-Татарской слободе большинство вещей были раскуплены в первые два часа. Её шёлковые бомберы, шерстяные пончо, хлопковые топы с татарским орнаментом пользуются популярностью и на сайте rukami.tatar. Настолько точно попасть в запрос аудитории, по мнению самой Миры, ей помогли конкурсы модельеров, в которых она участвовала с первого года учёбы в колледже технологии и дизайна в Уфе. В 19 лет она победила в конкурсе стилистов от итальянского журнала Elle и европейского аутлета и прошла стажировку в Милане. «После учёбы в летней школе Aurora Fashion Week в 2012 году я пересмотрела свой взгляд на направления коллекции, ― говорит Мира в одном из интервью. ― До этого я работала с типовой одеждой. Увидев большое количество работ, так схожих с моими, я поняла, что стоит делать что-то более оригинальное. Там же и возникла идея создавать одежду с национальным акцентом. Мою идею поддержал Артем Балаев, генеральный директор AFW». Национальный акцент одежде Mira Rakhmat придаёт либо крой (Мира обязательно заглядывает в книги по историческому татарскому костюму, это важная часть её работы), либо декорация вышивкой. Соединяя оба элемента, по её словам, можно получить одежду не для повседневной носки, а скорее для Сабантуя.

Официальным выходом бренда Mira Rakhmat дизайнер называет участие с первой коллекцией на «Печэн базары» в июле 2015-го. С недавних пор она перестала шить на заказ, так как много времени уходит на разработку оригинальной вышивки для каждого костюма, и ориентируется на производство масс-маркета. Мира отдаёт заказы большими партиями на несколько производств, но кроме этого работает со швеёй дома и сама может сконструировать и сшить костюм, блузу или бомбер.
Глобальная идея, которой следует Mira Rakhmat, ― создать бренд с использованием национальных особенностей, узнаваемых на мировом рынке. Ближайшая цель дизайнера ― выход на всероссийский рынок. Такая одежда, считает Мира, должна продаваться в ЦУМе и в Podium Мarket в Москве.

Sultan

Практически у каждого казанца, у которого была татарская бабушка, дома сохранилось вышитое полотенце, скатерть или картина. Если раньше они находились дома на видном месте ― покрывалом горки подушек на кровати или скатертью на стол в гостиной, то сейчас эти предметы, как правило, спрятаны в комодах или на полках шкафов. Вышивка всегда была частью декора татарского костюма и жилища. Компания Sultan, которая берёт начало в Средней Азии, но с 2015 года прописана в Татарстане, «возвращает» вышивку ― их ручная тамбурная вышивка крючком украшает балетки и сапоги, пояса и сумки, жакеты и кафтаны. Мозаичные узоры реконструируются в зависимости от изготавливаемого изделия, его формы и композиции. Вышивают только на шёлковых и хлопчатобумажных тканях и нитками тех цветов, которые были распространены в одежде татар ― жителей Поволжья в XIX веке. Как правило, в год изготавливается одна коллекция, окончательно собирают и шьют сапоги и балетки в специальной обувной мастерской.

Rezeda Agliullova

Резеда Аглиуллова родилась и выросла в Тольятти. Размышляя о том, что привело её к использованию татарских традиционных символов, она говорит, что именно оторванность от территории и национального центра сыграли свою роль. Ей хотелось подчеркнуть свою принадлежность к татарской нации. Сначала Резеда расписывала стандартные предметы ― подставки под чашки, матрёшки, панно. Потом попробовала сделать украшения на деревянной основе. Первой была серия подвесок с собственным орнаментом на базе татарского классического орнамента. Для примера Резеда использовала нагрудные подвески из металла и немного изменяла их форму, добавляя восточный рельеф. Броши дизайнер рисует сама, а потом вырезает дома с помощью спецоборудования. Технология нанесения рисунка, по её словам, не столько сложная, сколько кропотливая и занимает много времени: наносится основа, потом рисунок, акриловые краски, лак, прикрепляется фурнитура.

К Резеде поступает много предложений от перекупщиков, недавно украшения заказали из Австралии и Латвии.

Liya

Алия Нафикова заинтересовалась татарским орнаментом на практике в салоне «Эбиволь», одном из последних оплотов сохранения и культивирования национальных промыслов в городе. Там же под руководством Татьяны Забегиной она поставила первые эксперименты с использованием татарского орнамента в повседневной одежде. После окончания практики Алия, используя собственные эскизы, занялась росписью футболок. Сейчас идеи орнаментов она ищет в книгах, фотографиях, графике.
Пока Алия не нашла собственного поставщика текстиля, она покупает обычные однотонные футболки в магазинах одежды H&M, Reserved, Befree, Koton. Рисунок наносит на ткань акриловыми красками, которые хорошо держатся: вещи можно часто стирать и гладить, главное ― соблюдать требования по уходу. В планах дизайнера ― расширить ассортимент: добавить к футболкам свитшоты. Сейчас Алия не планирует превращать единичные рисунки в принты и ставить производство на поток, но не исключает, что когда-нибудь это может произойти. Тем более что в её планах сделать одежду бренда Liya частью повседневного гардероба жителей республики и возродить интерес молодёжи к татарскому орнаменту.

Kazan Family

Прогуливаясь по улицам Барселоны летом 2015 года, Азат Гарифуллин, основатель бренда, увидел футболку с Рудольфом Нуриевым. Именно этой серией футболок (ещё была серия изображений Габдуллы Тукая) в 2014 году запустился проект Kazan Family, чья цель ― поддержать у молодого поколения дух татарского патриотизма. В планах бренда ― выпускать по два новых принта в квартал. Уже сейчас в компанию к Тукаю и Нуриеву попали Рустам Минниханов, главные символы города (башня Сююмбике и мост Миллениум), популярные хештеги. В поклонниках футболок Kazan Family замечен главный тренер ватерпольной команды «Синтез» Ирек Зиннуров, который стал первым и постоянным покупателем. Ежедневно продаются две футболки этого бренда.

Katya Borisova

Дизайнер:

Катя Борисова

Сайт Дома моды Katya Borisova

Instagram: @katya_borisova

Tatar.com и Heritage от Кати Борисовой ― коллекции с ярко выраженной национальной идеей. Хотя, по словам самого дизайнера, традиционные национальные мотивы она использовала и до этого ― в дизайне украшений и элементах других коллекций. В мировом фэшн-дизайне вообще принято черпать вдохновение в этносе (второй самый популярный источник идей ― искусство). Понятно, что Катя, родившись и живя в Казани, обращается к культурному наследию именно казанских татар. Коллекция Tatar.com создавалась по заказу Челябинского конгресса татар в 2012 году. С её помощью дизайнер хотела показать, как может выглядеть национальная одежда народа, который исповедует тот же ислам, что и население Ирана, Ирака, Бахрейна, Йемена, Афганистана, Турции. Коллекцию Heritage 2013 года Катя сначала показала в Каннах, а затем на выставке моды Tranoi в Париже. Там коллекция пользовалась большим успехом, а позже её выкупило Министерство культуры РТ.

По словам Кати, обе коллекции не столько посвящены толерантности, сколько демонстрируют, как может выглядеть ислам, альтернативный арабскому миру. По мнению модельера, для дизайнеров проживание в регионе с достаточно сильной культурной составляющей определённого этноса ― это возможность выделиться из ряда российских дизайнеров.
К Кате часто обращаются с заказами на пошив костюмов для никаха. По её наблюдениям, продемонстрировать национальную (татарскую) идентичность, как правило, просят пары, проживающие за границей ― во Франции, Германии, Канаде, Австралии. Для них важно, чтобы платье для никаха выглядело как татарское мусульманское одеянье. Среди казанских заказчиков таких запросов мало.

Читайте также:

Фото: Даша Самойлова


Комментарии — 0
Войдите, чтобы добавить комментарий
ФейсбукВконтакте