Burger
«Все ли то, чем кажется?» Художник Николай Онищенко — о выдуманных историях, Казани и новой выставке на заводе
опубликовано — 28.08.2024
logo

«Все ли то, чем кажется?» Художник Николай Онищенко — о выдуманных историях, Казани и новой выставке на заводе

История сомнений

8 июня в пространстве бывшего завода Искож открылась выставка Northern Lights Family художника Николая Онищенко. Автор обращается к темам мифотворчества и экспериментальной музыки, интересуется альтернативной историей и аномальными событиями, работает преимущественно с графикой, видео и звуком. Его произведения находятся в коллекции Русского музея и в частных собраниях России и Европы.

Мы поговорили с Николаем и узнали, как в его творчество вплетены альтернативная история и музыкальные субкультуры, когда важны факты, а когда — нет и каково снова готовить выставку в Казани.


Вы работаете с альтернативной историей, смоделированными событиями и фактами. Расскажите, когда и почему вы стали интересоваться этими темами?

Когда пытаешься отслеживать такие вот внутренние вещи, рано или поздно вспоминаешь детство. Конец моего детства и начало времени, когда я начал что-то понимать, совпали со странным периодом 1990-х годов. Тогда очень сильно изменилась социальная ситуация, появилось огромное количество нового. Больше всего меня заинтересовал невероятный взрыв в музыкальном развитии, я имею в виду электронную музыку. Собственно, ее зарождение, самый первый импульс показали мне, насколько музыка может быть многообразной и, по сути, не иметь границ. Еще появилось огромное количество очень странных изданий — например, газета «Мегаполис Экспресс», книги про экстрасенсорику и НЛО.

В дальнейшем я стал использовать эти два компонента в своей художественной практике: интерес к музыкальным субкультурам и неожиданные представления о мире, которые заставляют сомневаться и поднимают вопрос: все ли то, чем кажется? Довольно полезное состояние! Я уже больше 10 лет работаю из такой позиции.

Какой была ваша первая работа, для которой вы конструировали историю, как потом трансформировалась эта идея? Может быть, есть знаковые проекты?

Первый проект был реализован в 2016 году и назывался «Фобия взгляда». Он вобрал в себя все канонические черты полудетективного нарратива. Это вымышленная история про поселок Горняк. Мне было несложно собрать про него фактуру: мой близкий друг родился в этом городе, и благодаря его рассказам я знал те вещи, которые нельзя найти в интернете. Я придумал историю про то, как в 1960-е годы шахтеры разрабатывали пласт земли и нашли очень странный минерал. После этого с ними начали происходить некие трансформации, им стало казаться, что за ними следят. Затем действие перемещается в Московский НИИ, где ученые проводят научные исследования. Проект состоит из текстов и фотографий, некоторые из них пленочные. Их я делал сам, потом монтировал и проявлял. То есть проект визуально не очень пластичный, это скорее детектив с иллюстрациями. Я ориентировался на медиа и штампы 1990-х годов. «Фобию взгляда» показывали много раз, и каждый раз были разные экспозиционные решения. Последний раз ее можно было увидеть прошлым летом в музее AZ/ART в Москве.

В 2017 году вы участвовали в резиденции «Не-места» в ЦСК «Смена». Художники из разных городов приезжали в Казань и на протяжении весны и лета исследовали город. Расскажите о проекте, который вы тогда подготовили.

Во время резиденции я сделал довольно важный проект Fades, который — в отличие от «Фобии взгляда», практически целиком сделанной без использования реальной фактуры, — уже полностью основан на материале о действительно существующем казанском СКБ «Прометей». Иногда мне достаточно одного факта, который я могу раскрутить, — как раз так было с Fades.

Работать было очень увлекательно! Это была моя вторая поездка в Казань, и тогда «Прометей» еще только начали открывать. Я увидел архив и почувствовал в нем довольно сильную мифологическую составляющую. Проект был реализован в формате дневника; чтобы его написать, понадобилось довольно большое количество материала. Было важно понять, как и по каким улицам в 1960-е ходили трамваи, как выглядели дома. Я погрузился в такие мелочи и читал частные дневники. Работа вошла в проект «Прометей. Демоверсия: Эксперимент обещает стать искусством». Это была первая выставка с их архивом, ее курировала Кристина Романова. Здесь сложилось все: брутальная архитектура площадки НИИ x Alpbau, старая мебель и цветы в кадках, которые собирали по всей Москве. Совершенно безупречный кураторский проект.

В одном из интервью вы говорили, что во время резиденции много гуляли по Казани. Что вам дал этот опыт? Каким вы увидели город?

Наверное, как и любой человек, который приезжает первый раз в незнакомый город, я начал знакомство с центра. Первая моя поездка была зимой, было невероятно холодно, но я получил колоссальное удовольствие, гуляя по Старо-Татарской слободе. В какой-то момент я начал просто садиться в автобус и уезжать до конечной станции в спальные районы. Я бродил, не имея какой-то конкретной цели. Если мне нравился переулок, то я сворачивал в него и шел дальше.

Казань показалась мне очень комфортным городом, в нем гармонично сочетаются мусульманская культура, постсоветское и модернизм. Например, театр Камала по форме представляет собой классический советский модернизм, но когда ты всматриваешься, то видишь переработанные народные узоры.

Сейчас в Казани можно посетить вашу выставку Northern Lights Family, которая проходит на бывшем заводе Искож. Каково это — снова готовить выставку в Казани спустя несколько лет?

В Казани мне нравится комфортное состояние некоторой стабильности. То есть ты можешь приехать через шесть лет и пойти в тот же, по-прежнему работающий магазин. Это очень приятно! Мне кажется, это один из тех факторов, который создает расслабленную и хорошую атмосферу в городе. Я периодически гуляю по тем же маршрутам, которые проходил несколько лет назад. Это очень интересно — отслеживать какие-то изменения.

Завод Искож превратился в пространство с атмосферой неслучившегося рейва. Для этого проекта вы вновь обратились к конструированию мифов и придумали историю о том, что вымышленная калининградская группа перестала заниматься музыкой и сфокусировалась на экологических и мистических практиках. Расскажите, какую роль играет завод и почему вы решили готовить выставку именно здесь?

Завод Искож был идеальным попаданием под проект Northern Lights Family, в котором речь идет об экспериментальной музыкальной культуре, а первые рейвы как раз проходили на заводах. Была возможность сделать странный, не галерейный свет, потому что в пространстве «белого куба» с идеальными софитами не получилось бы добиться того, чего мне хотелось. Мне понравилась эта площадка, в нее можно было заложить разные стадии ощущения. Сначала ты идешь через проходную, потом — через территорию завода, нажимаешь на кнопку лифта, открываешь двери, заходишь в первый зал, проходишь через коридор и попадаешь уже в основное пространство. Замечательно совпало, что Роберт Хасанов [куратор проекта и пространства Искож] сделал деревянный настил, который имитирует сцену, — в этом есть некоторая церемониальность.

Из чего состояла ваша подготовка к этому проекту? К каким источникам вы обращались, что читали, слушали?

Года три назад я довольно много ездил в Калининградскую область, на Балтийское море, в частности на Куршскую косу. И там мне пришла мысль, что именно здесь могла бы появиться музыкальная группа, которая в какой-то момент пропадет с радаров. Сначала я сделал небольшие эскизы на бумаге, потом появились холсты, а в самом конце — звук. В процессе подготовки я слушал довольно много синтезаторной электронной музыки, а в качестве визуальных референсов была сама природа, сдержанная и возвышенная. Ты просто можешь полдня идти вдоль моря и смотреть на виды. Все это откладывается где-то внутри.

Расскажите о ваших ближайших планах: готовите ли вы сейчас какие-то проекты, будете ли участвовать в выставках?

В конце сентября в музее AZ/ART должна будет открыться вторая часть проекта, который сейчас идет в Казани. Я хочу сделать beside и показать дополнительные работы. 16 августа в «Триумфе» открылась моя выставка «Смешанный лес». Также за это лето было много поездок, и я наснимал довольно много видеоматериала, хочется его доделать и обработать.


Выставка Northern Lights Family открыта в пространстве бывшего завода Искож (Казань, ул. Техническая, 23б) до 8 сентября. Каждое воскресенье в 14:00 проходят экскурсии-медиации. Купить билеты онлайн можно здесь.

Фото предоставлены автором