Burger
Парный просмотр
опубликовано — 17.05.2016
logo

Парный просмотр

Два фильма к Международному дню борьбы с гомофобией. Как снять фильм о правах сексуальных меньшинств и не облажаться? Версии Тома Хупера и Франсуа Озона

17 мая отмечается Международный день борьбы с гомофобией. Именно в этот день в 1990 году гомосексуальность была исключена из международной классификации болезней. Колумнист «Инде» Алмаз Загрутдинов сравнил голливудский байопик «Девушка из Дании» и фильм французского режиссёра Франсуа Озона «Новая подружка» — эти фильмы были сняты в год легализации однополых браков в своих странах и демонстрируют противоположные подходы в утверждении ценности разнообразия гендерных ролей.

«Девушка из Дании» / The Danish Girl

реж. Том Хупер, 2015

Трейлер фильма

Эйнер и Герда Вегенер — супружеская пара художников из Дании. Эйнер успешный пейзажист, Герда всё ещё ищет себя. Однажды Герда просит мужа позировать в качестве женской модели. Портреты с мужем в женском платье приобретают популярность, и Герда продолжает их писать. Постепенно Эйнер включается в игру и начинает жить под именем Лили Эльбе. А вскоре становится первым человеком в истории, решившимся на операцию по смене пола.

Если где-то существует методичка «Как снять типичный фильм для „Оскара“?», то Том Хупер наверняка изучил её. «Девушку из Дании» можно смело выставлять в палате мер и весов как стандарт такого кино. Фильм, как и полагается, основан на реальных событиях, потакает ожиданиям всех меньшинств сразу, актёры действительно хорошо играют свои роли, операторская работа красива, а режиссура спорна. Чего нет в фильме, так это живых людей. Режиссёр сразу берёт интонацию уличного плаката и вкладывает в уста Эйнер-Лили мертворождённые лозунги. Кажется, эти слова пришли из лексикона Леди Гаги, и остаётся лишь гадать, почему композитор Александр Деспла не включил хит Born In This Way хотя бы в титры.

Так же просто обстоят дела и с главным аттракционом — превращением Эйнера в Лили. По фильму это не запутанный путь от мужчины к женщине, а прямая дорога от человека к символу. Ко второй половине фильма законы жизни уступают место законам Истории, и Лили Эльбе суждено умереть не человеком с тяжёлой судьбой, а героем борьбы за равноправие полов и меньшинств. Очевидно, что при таком раскладе фильм выполняет роль надгробного памятника. Год назад так же сложилась судьба фильма «Игра в имитацию», единственным предназначением которого было увековечивание памяти всех несправедливо осуждённых гомосексуалов.

В таком же воинственном тоне складывается судьба гендерных архетипов. Для Тома Хупера трансексуал — человек без пола вообще, потому что он отрицает в герое мужественность и не конструирует сколько-нибудь убедительную женственность, заменяя гендерный порядок на логику политических символов и красивых нарядов. Эйнер бесплоден и нерешителен, но к концу фильма из мужчины, который только и делает что говорит: «Я не могу», он превращается в женщину, которая в феминистическом ключе настаивает: «Я так решила». В этой связи сценаристы несправедливо обошлись с женой героя, Гердой Вегенер. В начале фильма Герда является мужиком в браке, но к финалу она теряет мужские качества и превращается в женщину домостроевского типа, вся личность которой сводится к преданности мужу. Герду играет Алисия Викандер, которая в предыдущем фильме — «Из машины» — в роли робота убедительно восставала против мужчины-создателя.

«Новая подружка» / Une Nouvelle Amie

реж. Франсуа Озон, 2014

Клер влюблена в лучшую подругу Лору. Обе выросли, вышли замуж, Лора родила, и Клер стала крёстной её дочери. Внезапно Лора умерла, и Клер решила навестить мужа подруги, Давида. Она застала его переодетым в платье покойной жены. Так убитый горем муж пытался восполнить маленькой дочке мать. С этого момента между героями, поражёнными одним горем, завязывается странная связь.

Герои Франсуа Озона живут в благополучной и опрятной Франции XXI века. Режиссёр строит идеальный буржуазный мир с изумрудными газонами, чистыми машинами и большими домами, где в каждой ванной есть по огромному окну. Даже Давид, решивший стать женщиной, не в силах нарушить налаженный покой образцового пригорода. Но Озон не стремится срывать покровы, устраивать скандал и биться за равноправие. Фильм, несмотря на выбранную тему, лишён социального конфликта, хотя режиссёр и говорит, что к съёмкам «Новой подружки» его подтолкнули протестные реакции против легализации однополых браков во Франции. Это позволяет фильму раскрыть тему половой идентификации с более неоднозначной позиции, нежели просто «я такой родилась».

Без Франсуа Озона нельзя представить кино Франции нового века, хотя он редко получает награды больших кинофестивалей. Именно у него сыграли лучшие роли последних лет звёзды французского кино Шарлотта Рэмплинг, Жанна Моро, Катрин Денёв, Фанни Ардан и Эмманюэль Беар. Апогеем его любви к женщинам стал мюзикл «Восемь женщин». С любовью к женщинам исполнено и превращение Давида в своё женское альтер-эго, Виржинию. В отличие от Тома Хупера Озон утверждает женственность, не отрицая мужественности (в главной роли — отчётливо маскулинный Ромен Дюрис). Давид не чувствует себя биологической женщиной. Он надевает платье, чтобы восполнить утрату в сердце и воскресить образ покойной жены. Финал картины выглядит идиллическим: Виржиния и Клер встречают ребёнка из школы. Казалось бы, триумф западной толерантности, но на деле — счастливая гетеросексуальная семья в самом старомодном смысле, просто отец не носит брюки.

Для Озона новая подружка, Виржиния, тоже символ. Но не политической борьбы, а свободы выбора, которого не было у Лили Эльбе в «Девушке из Дании». Герой Эдди Рейдмана воплощает обречённую невозможность быть мужчиной, усугублённую режиссёрским давлением на понятии «естественности», которую Хупер показывает через идиллические северные пейзажи. Так же различаются и подходы режиссёров к зрителям. В «Девушке из Дании» всё направлено на то, чтобы зритель заплакал, иначе получается, что у него нет сердца или что он чудовищно неполиткорректен. «Новая подружка» не настаивает на заранее просчитанной режиссёром зрительской реакции. И это хорошо, потому что выбор для человека и есть самое естественное состояние.

Что смотреть ещё

«Уикенд», реж. Эндрю Хэй

«Жизнь Адель», реж. Абделатиф Кешиш

«Покажи мне любовь», реж. Лукас Мудиссон

«Харви Милк», реж. Гас Ван Сент

«Все песни только о любви», реж. Кристоф Оноре