15-минутный путеводитель: люди и места казанского старообрядчества
В мае 2018 года в Покровском соборе на Ульянова-Ленина должен открыться музей казанского старообрядчества. Это важное событие в жизни местной общины, которая борется за свои права уже больше трех веков. «Инде» попросил журналиста и краеведа-любителя Григория Князева рассказать, чем интересна история казанских староверов.
Старообрядцы в Казани. Краткая история
Раскол православной церкви произошел в середине XVII века, когда затеянная патриархом Московским Никоном церковная реформа (унификация обрядов и книг, приведение их в соответствие с греческими образцами) встретила серьезное сопротивление множества священников и прихожан. Они разочаровались в официальной «никонианской» церкви и стали образовывать собственные общины, которые были вынуждены существовать на нелегальном и полулегальном положении. Казань не оставалась в стороне от противостояния: вождь раскола протопоп Аввакум в переписке со своими сторонниками сообщал о казанских прихожанах, которых сожгли за верность старой вере.
У раскольников, конфликтовавших с официальной церковью, было разное отношение к обрядовости и иерархиям. Наиболее радикальными староверами были отвергшие священство беспоповцы Поморского согласия (зовется оно так потому, что было организовано в землях поморов на Русском Севере). Добрались беспоповцы и до Казани: их поселения возникали в районе Суконной слободы (здесь же во времена правления Петра I селились ссыльные участники стрелецких бунтов).
Старообрядцы, не отвергшие священство, в Казани тоже жили, но целых полтора века их община (как и подобные общины по всей стране) находилась в состоянии мучительной реорганизации иерархий. В середине XIX века единая Русская православная старообрядческая церковь наконец оформилась в Белокриницкое согласие (по имени западноукраинского села Белая Криница, где служил возродитель иерархии митрополит Амвросий), и в ее составе создали Казанскую и Вятскую епархию. Организованная заново церковь продолжила борьбу против религиозной дискриминации и смогла добиться своего — в апреле 1905 года император Николай II издал манифест «Об укреплении начал веротерпимости», согласно которому старообрядцы получили право беспрепятственно исповедовать свою веру.
Позднее гонения вернулись, но уже от советской власти и на религию как таковую. В итоге полноценный выход казанского старообрядчества из подполья случился только в эпоху перестройки.
Купцы-староверы. Хлебная империя
Иван Петрович Оконишников
купец
В XIX веке казанские старообрядцы-предприниматели по большей части были заняты в сельском хозяйстве. Если купцы-никонианцы в Казанской губернии были в основном строительными подрядчиками и продавцами алкоголя, а мусульмане торговали тканями и бакалеей, то старообрядческие предприниматели продавали хлеб. При этом никакого строгого разделения не существовало, то есть религиозные ограничения не мешали старообрядцам торговать чаем, посудой или железом.
Крупнейшими хлеботорговцами второй половины XIX века была купеческая династия Оконишниковых. Уставной капитал при регистрации торгового дома «Иван Оконишников и сыновья» составлял около 300 тысяч рублей — гигантская сумма по тем временам. Другое свидетельство масштаба их бизнеса — отделения в Перми и Вятке. Семья Оконишниковых принадлежала к первой гильдии купцов (представители этого сословия имели право торговать внутри и вне государства оптом и в розницу, приобретать фабрики и заводы, морские и речные суда, носить мундир и были освобождены от телесных наказаний) и обладала потомственным почетным гражданством Казани.
Партнером Ивана Оконишникова по хлебной торговле был купец Яков Филиппович Шамов. Как и Оконишников, он был старообрядцем-беспоповцем. Сначала Шамов был помощником купца Хрисанфа Фомина (тот торговал железом, зерном и мукой), а позднее, женившись на его дочери, стал наследником его состояния. Совместно с Оконишниковым Шамов арендовал водяные мельницы на Казанке — в итоге годовой оборот их предприятия составлял 488 тысяч рублей.
В Казанской губернии, за пределами столицы, известность обрели хлебные компании Челышевых и Шашиных из Чистополя. Были в Чистополе и другие известные купцы-старообрядцы — например, семейство Маланьичевых владело крупнейшим торговым предприятием города, продававшим оконное стекло, самовары и бумагу. Среди других губернских купеческих фамилий, имеющих отношение к старообрядцам, — Четверговы (занимались сбытом нефти и дров, имели собственное пароходство), Барабановы (тоже пароходчики), Савины (чаеторговцы).
Мельница Оконишникова на Волге, XIX век
Федор Васильев. Лучшая коллекция монет в городе
Федор Тихонович Васильев
коллекционер
Федор Тихонович Васильев, уроженец Боровска, в Казань переехал в начале 1890-х годов и жил в городе до самой смерти в 1913-м. Он содержал магазин на Грузинской улице (ныне Карла Маркса), а дом его в разное время находился то на Грузинской, то на Второй горе (Волкова), то на Третьей горе (Калинина). Васильев был одним из купцов, к которым в 1906 году обратились старообрядческие священники с просьбой помочь со строительством Покровского собора в Суконной слободе.
Кроме того, Федор Тихонович входил в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете и даже пожертвовал ему значительную часть своей коллекции монет — к слову, специалисты, среди которых видный казанский нумизмат Николай Катанов, считали собрание Васильева лучшим в городе. Не менее значительной была его библиотека старопечатных книг и рукописей. Васильев сам инициировал переиздания многих сохранившихся у него сочинений — в том числе старообрядческих. После смерти Федора Тихоновича остатки его нумизматической коллекции отправились в Нижний Новгород, а библиотека — в родной Боровск. Но могила купца находится в Казани, на Арском кладбище. Кроме того, часть его коллекции еще при жизни вошла в фонды Казанского городского научно-промышленного музея и по наследству перешла нынешнему Национальному музею Республики Татарстан.
Александр Четвергов. Митрополит из КАИ
Александр Геннадьевич Четвергов
митрополит
Александр Геннадьевич Четвергов, один из самых выдающихся деятелей современного казанского старообрядчества, родился в Казани в 1951 году. По мирской специальности он был инженером-конструктором — окончил КАИ. Александр происходил из старообрядческого рода и был, как и его брат Геннадий (ныне священник), человеком подлинно верующим, поэтому в 1986 году оставил мирскую службу и стал трудиться при местном старообрядческом приходе. Это было непростое время для казанской общины — она практически вымерла, — и Четвергов активно взялся за возрождение староверческой жизни Казани. Он выступал за то, чтобы общине дозволили иметь собственную церковь, и к 1988 году добился своего: нынешний храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы отдали старообрядцам, а на плечи Александра Геннадьевича легла ответственность за реставрацию храма.
Овдовев, Четвергов все чаще получал предложения стать священником — в итоге в 1999 году он был рукоположен в сан диакона при все том же Казанском храме. Приняв монашеский постриг под именем Андриан, вскоре Четвергов стал епископом Казанским и Вятским, а в 2004 году Освященный собор Русской православной старообрядческой церкви избрал его митрополитом Московским и всея Руси.
Годы руководства митрополита Андриана запомнились как время широкого и открытого диалога старообрядцев с Русской православной церковью. Несмотря на слабое здоровье, митрополит регулярно ездил по России, посетил Украину и Молдавию, рукоположил нескольких священнослужителей. В августе 2005 года, шествуя во главе ежегодного Великорецкого крестного хода, митрополит Андриан скончался от сердечного приступа. Казань в 2016 году почтила его память установкой памятника перед Покровским собором.
Шамовская больница. От церкви к спа-отелю
Пожалуй, самый известный и значительный вклад старообрядцев в историю Казани — Шамовская больница. Ее здание — яркий памятник архитектуры казанского модерна — расположено на горе на перекрестке улиц Тихомирнова и Волкова. Трехэтажный особняк с цоколем имеет геометрически правильную Ш-образную форму и составляет единый ансамбль с высотными воротами и проходящей по холму аллеей. Инициатором строительства больницы был купец первой гильдии, старообрядец-беспоповец Яков Филиппович Шамов. Первоначальной его целью было строительство церкви «во искупление своих многочисленных грехов»; когда он рассказал о задумке своим домашним врачам Котелову и Грачеву, они уговорили его на больницу. Шамов, впрочем, выдвинул условия, главным из которых было создание специального отделения для больных-староверов, «дабы не смешивать их с еретиками» (никонианцами). Остальные носили организационный, финансовый и эстетический характер: врачи должны были взять на себя управление бюджетом и построить не слишком дорогое, но красивое здание.
Яков Филиппович Шамов
купец
Строить решили по плану архитектора Константина Олешкевича, а работы начались в 1907 году. В процессе строительная комиссия пришла к выводу, что двухэтажное здание больницы будет недостаточно красивым и функциональным и вряд ли устроит заказчика, поэтому проект нужно переосметить. Шамов не сразу согласился на дополнительные расходы, но честолюбие купца сыграло свою роль: если бы больницу достраивали за счет городской казны, ее бы не назвали его именем. В итоге больница начала работать в 1910 году, а сам Яков Шамов умер в 1909-м, не успев увидеть плод главного дела своей жизни.
Работу больницы, как и жизнь всего города, в 1918 году нарушила гражданская война: и белые, и красные регулярно обстреливали Казань из пушек, поэтому здание серьезно пострадало. Однако уже в 1920 году, когда непосредственная военная угроза миновала, здание отремонтировали, и в нем заработала Городская клиническая больница № 1. В 2009 году Шамовская закрылась на реставрацию, продолжающуюся до сих пор. Прошедшие в 2017 году общественные слушания подтвердили давно ходившие слухи: к чемпионату мира в здании больницы планируют открыть спа-отель.
Открытка конца XIX — начала XX века
Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Главный храм казанских старообрядцев
Самый знаменитый из старообрядческих храмов разместился неподалеку от улицы Петербургской, на крохотной улочке Старообрядческой (так в 2016 году переименовали улицу Старую). Пятиглавый храм выстроен в стиле национального романтизма, или, говоря привычнее, в псевдорусском стиле.
Потребность в полноценном кафедральном храме у общины оформилась во второй половине XIX века, когда была основана Казанская и Вятская епархия. Само ее учреждение свидетельствовало о весомом положении старообрядцев в стране, хотя до начала XX века их положение не было узаконено и получить право на строительство кафедрального епархиального храма общине удалось только в 1905 году (мы уже упоминали указ «Об укреплении начал веротерпимости»).
Средства начали собирать в ноябре 1906 года, а в 1907-м стартовало строительство. Во главе работ встали два староверческих священника, Петр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин (оба были священниками храма после его открытия в 1909 году). Место для строительства не случайно: в XIX веке эта территория принадлежала купцам-старообрядцам, в 1884 году один из них возвел здесь склад — двухэтажное здание «в два света» (то есть без потолка на нижнем этаже). Оно и стало основой для здания храма.
Судьба собора после революции оказалась трагической: в 1922 году советская власть изъяла из храма ценную серебряную утварь, а в 1930 году и вовсе закрыла его. Здание отдали Центральному государственному архиву ТАССР — здесь во время Великой Отечественной войны располагалась часть московских архивов, эвакуированных в Казань. Верующим собор был возвращен только в 1997 году. Тогда же началась его реставрация, которая растянулась на долгие годы и закончилась лишь недавно. На данный момент храм — главный действующий приход РПСЦ в Казани.
Здание Центрального государственного архива ТАССР на улице Старой, 1930 год
Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Церковь беспоповцев
Этот старообрядческий храм также расположен неподалеку от улицы Петербургской. Беспоповцы строили его примерно в то же время, что и их единоверцы иного толка Покровский собор (здания похожи внешне). Средства на храм дали в том числе члены купеческой семьи Шамовых, а его судьба в советские годы была не счастливее соседской церкви — туда поместили авторемонтную мастерскую. В 1988 году храм вернули верующим — но не беспоповцам, а иерархической Старообрядческой церкви. Пока не заработал Покровский собор, это был основной храм казанского старообрядчества.
В конце 1990-х — начале 2000-х казанские старообрядцы поссорились с местной католической общиной — католический храм Воздвижения Святого Креста построили аккурат напротив староверских соборов. Но городские власти сумели уладить ситуацию: общинам помогли благоустройством и ограждением прихрамовых территорий.
Прилуцкий молитвенный дом. Полуостров Локомотив
Одно из старейших зданий казанского старообрядчества, дошедших до наших дней, находится на полуострове Локомотив (выход к Волге за железнодорожным вокзалом), недосягаемо для большинства горожан и выглядит как обыкновенный двухэтажный дом в стиле классицизма. Ближайшим родственником храма по архитектурному стилю можно считать московский Преображенский богадельный дом.
В 1809 году купец первой гильдии Василий Андреевич Савинов обратился к казанскому старообрядческому обществу с просьбой помочь создать молельню. Строительство храма и обустройство его территорий продлились до 1823 года. В 1845 году расколоборческим указом императора Николая I храм был закрыт и опечатан (в таком состоянии он простоял до 1905 года). После проведенной на средства купца Оконишникова реставрации в храме вновь стали регулярно проводить богослужения. В 1937 году здание передали Горьковской железной дороге. Сейчас там работает пункт проката водноспортивной техники, но старообрядцы Казани продолжают бороться за возвращение здания в собственность церкви.
Старообрядчество в 2018-м
Возвращение к политике религиозной свободы в перестроечные годы позволило старообрядцам добиться общественного признания. Однако прежней мощи и влиятельности церковь не достигла — более того, сейчас активно действует только община Белокриницкого согласия, а беспоповцы себя никак не проявляют. Впрочем, по словам настоятеля Казанского храма отца Геннадия (брата покойного митрополита Андриана), в дни богослужений храм всегда полон прихожан. Церковь активно взаимодействует с Московской митрополией. Власти Казани обещают, что в мае 2018 года на цокольном этаже Покровского собора откроется музей казанского старообрядчества.
Фото: Регина Уразаева, facebook.com, kazan.ru