Другой Вуди Аллен: 5 не самых известных фильмов большого режиссёра
21 июля в прокат выходит 47-я картина Вуди Аллена «Светская жизнь». 80-летний режиссёр не думает сбавлять обороты и продолжает снимать по фильму в год. Мало кто видел все его картины. Но если «Энни Холл» и «Манхэттен» регулярно попадают во всевозможные топы, то в его карьере есть и такие работы, названия которых стоит напомнить. Колумнист «Инде» Алмаз Загрутдинов выбрал пять картин Вуди Аллена, не слишком известных широкой публике.
Трейлер фильма «Светская жизнь»
«Хватай деньги и беги»
Take the Money and Run (1969)
Первая самостоятельная работа Вуди Аллена, в которой он одновременно выступил как режиссёр, сценарист и актёр. Картина повествует о становлении грабителя банков Вёрджила Старкуэлла (его играет сам Аллен). На деле преступник оказывается типичным алленовским городским невротиком, постоянно попадающим в нелепые ситуации. Аллен отсылает здесь к жанру гангстерского кино, но работает в манере телевизионного репортажа. Фильм снабжён закадровым голосом и «интервью» с близкими главного героя. Уже в этом раннем фильме режиссёра присутствуют все алленовские темы, подмечать которые — отдельное удовольствие.
«Спящий»
Sleeper (1973)
Ещё одно переосмысление известного жанра в юмористическом ключе, теперь это научная фантастика. Герой Аллена — очередной недотёпа, Майлс Монро. В 1973 году он хотел сделать операцию, но его подвергли криогенной заморозке, и он проснулся лишь через 200 лет. Аллен с упоением показывает быт общества будущего, лихо пародируя известные антиутопии Хаксли и Оруэлла. Но главный источник вдохновения Аллена — фильм «Новые времена» Чарли Чаплина. Герой Аллена, как когда-то чаплинский Бродяга, с трудом вписывается в жизнь будущего и постоянно вносит беспорядок в мир, который, казалось бы, невозможно столкнуть с рационального пути. Известно, что Аллен хотел снять немое кино: по его задумке, людям в будущем было запрещено говорить, но такой вариант сценария не устроил продюсеров.
«Сентябрь»
September (1987)
С возрастом Аллен все чаще отходит от чистой комедии. В данной камерной драме, разыгранной пятью актёрами в трёх декорациях, едва ли можно найти хоть одну шутку. Напротив, это редкий случай, когда ироничность и цинизм Аллена сменяются жалостью к человеку. Режиссёр снимает нарочито лиричную историю о семейном раздоре, причём не без влияния «Осенней сонаты» Ингмара Бергмана (героиня Мии Фэрроу обладает портретным сходством с Лив Ульман из фильма Бергмана) и «Вишнёвого сада» Антона Чехова. Поэтому «Сентябрь», наряду с фильмами «Ханна и её сестры» и «Любовь и смерть», — один из главных в фильмографии режиссёра, вдохновлённых классической русской литературой.
«Другая женщина»
Another Woman (1988)
Если «Сентябрь» лишь отсылает к творчеству Бергмана, то «Другая женщина» полностью снята в эстетике великого шведского режиссёра. Мэрион, 50-летняя профессор философии, случайно становится свидетельницей сеанса психотерапии в соседней квартире. Услышанный монолог заставляет её переоценить собственную жизнь и прийти к неутешительным выводам... Кажется, этим фильмом Аллен, которому на тот момент как раз исполнилось 50, устраивает психоанализ самому себе, пытаясь найти смысл в старости и ужиться с мыслью о близкой смерти. Режиссёр разыгрывает один из конфликтов фильма на отсутствии секса в брачной жизни героини. Когда-то в «Спящем» герой Аллена произнёс: «В жизни меня волнуют только секс и смерть». В «Другой женщине» он соединил эти темы наиболее драматичным образом.
«Тени и туман»
Shadows and Fog (1991)
Фильм «Тени и туман», полностью сделанный в сложившемся каноне Аллена, остаётся исключительным феноменом. Картина основана на собственной пьесе Аллена — «Смерть», стилизованной под роман Франца Кафки «Процесс». При работе над фильмом Аллен обратился к достижениям немецких киноэкспрессионистов (Фриц Ланг, Фридрих Мурнау, Роберт Вине). «Тени и туман» — простой чёрно-белый фильм о поиске серийного убийцы, но основательная культурная проработка позволяет Аллену вывернуть затронутые темы наизнанку. Рефлексия о городе и маленьком человеке, шутки о Боге и евреях никогда не звучали так тревожно, как в «Тенях и тумане». Даже в самых весёлых картинах Аллен сохранял тёмную сторону, здесь же он впервые показал её открыто.