Тукай на велосипеде и девятиэтажный портрет первого нефтяника. Как арт-проект «Сказки о золотых яблоках» меняет Альметьевск
Второй год подряд в Альметьевске продолжает работать паблик-арт-проект «Сказки о золотых яблоках». Этим летом художники и скульпторы украсили стены жилых и промышленных зданий буквами татарского алфавита и портретом первого татарского нефтяника и открыли памятник Тукаю (поэт изображен на велосипеде). Корреспондент «Инде» съездил в Альметьевск и поговорил с куратором проекта Полиной Еж и художниками, меняющими облик города.
Паблик-арт-проект «Сказки о золотых яблоках» стартовал в 2017 году по инициативе и при поддержке Татнефти. Его цель — обновление облика Альметьевска. Курирует «Сказки» Институт развития и исследования стрит-арта (ИРИСА) из Санкт-Петербурга. В прошлом году художники со всего мира расписали стены трех альметьевских объектов общей площадью 2000 квадратных метров: резервуары котельной, парковку и жилой дом на въезде в город. В этом году к работе над проектом привлекли татарстанских художников.
Полина Еж
сокуратор и продюсер паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках»
В последние пять лет паблик-арт в России развивается очень динамично. То, что мы сейчас делаем в Альметьевске, — действительно уникальный эксперимент: мы пытаемся рассказать историю места языком современного искусства. Обычно фестивали паблик-арта, которые проходят в России, — это такие спонтанные высказывания художников, никак не привязанные к месту. Но мы понимали, что здесь нужен совсем другой подход. Запрос от Татнефти заключался в том, чтобы сохранить локальную культуру и транслировать ее другим поколениям с помощью искусства. К тому же мы в институте давно мечтали сделать проект, в рамках которого можно исследовать местную культуру.
Мы не общались с жителями домов, стены которых украсили, но следили за их реакцией. Отзывы разные: кому-то нравится, а кто-то еще не готов к изменениям. Человек формируется за счет среды, в которой он вырос, поэтому важно, чтобы он рос в красоте. Хотя некоторые говорили, что лучше бы мы им крышу починили.
В будущем мы хотим, чтобы наши рисунки стали частью туристического маршрута по Альметьевску. Поэтому мы старались располагать объекты так, чтобы все можно было объехать на велосипеде.
«Татарский букварь»
Серия «Татарский букварь», состоящая из шести рисунков на жилых домах, посвящена истории татарской письменности. Пять рисунков — страницы татарской азбуки, на которых изображены оригинальные татарские буквы (ә, ө, ү, җ, һ) и слова, которые начинаются на эти буквы. Шестой рисунок — сама «Әлифба».
Гузель Гарипова
автор рисунка «Һөнәр»
Один из переводов слова «Һөнәр» — это «умение», хотя, конечно, чаще оно используется в значении «профессия». У меня возникла ассоциация с Сабантуем, ведь это праздник, где люди соревнуются в своих умениях: кто ловчее, сильнее, быстрее. В итоге я изобразила детей — они уже кое-что умеют и любят посоревноваться.
Алексей Kislow
автор рисунка «Өй»
Я часто работаю с изображениями домов, поэтому мне дали именно это слово. Не могу сказать точно, сколько было эскизов, но кардинально от первого наброска до финальной работы ничего не менялось. Правда, на этапе согласования мне объяснили, что у татарского дома обязательно должен быть палисадник. Ходит даже такая шутка, что русские могут друг с другом через окно разговаривать, а татары — нет. Пришлось дорисовывать палисадник.
Памятник Габдулле Тукаю
Павел Игнатьев
скульптор, реставратор, автор памятника Тукаю
Когда мы обсуждали концепцию будущего памятника с Полиной Еж, идея сделать композицию с Тукаем и Шурале показалась нам слишком банальной. Тогда мы просто открыли его стихи, стали читать все подряд и наткнулись на замечательное стихотворение «Приход весны», в котором одним из признаков наступления весны поэт называет велосипед. Так возникла идея памятника, где Тукай едет на велосипеде. Тогда же мы решили поместить маленького Шурале в велосипедную корзинку. Ведь на самом деле Шурале — не страшный. Тукай наверняка в детстве слышал легенды о Шурале и боялся его, как и все дети, а потом, когда вырос, переосмыслил его как поэт. А еще Тукай на нашем памятнике в кедах, и в этом ничего удивительного — в то время они уже существовали.
Для изготовления памятника я использовал три материала. Велосипед сделан из латуни, Шурале выполнен из бронзы. Наконец, есть полиэфирная смола. Это полимер, то есть продукт нефтехимии. Так как я скульптор, в первую очередь я работаю с материалом и только через материал могу передать что-то зрителю. Если бы я сделал статую из полиэфирной смолы где-нибудь в другом месте, это ничего бы не значило, но поскольку памятник был проспонсирован Татнефтью и установлен в Альметьевске, городе, где занимаются добычей нефти, это играет свою роль.
Портрет Надыра Уразмета
Надыр Уразмет (1688−1758) — это первый татарстанский предприниматель, открывший месторождения железных и медных руд. В 1752 году он нашел нефть, через два года получил разрешение на строительство нефтяного завода. Впрочем, реализовать проект ему так и не удалось (по одной из версий, из-за болезни), и в 1757 году его лишили права на разработку нефти. Портрет Надыра Уразмета нарисован на торце жилого девятиэтажного дома.
Полина Еж
сокуратор и продюсер паблик-арт-программы «Сказки о золотых яблоках»
Надыр Уразмет — это татарский предприниматель, первым в Поволжье понявший, что нефть — ценнейший продукт, который нужно добывать. Что именно это был за человек, что им двигало, мы можем только догадываться, потому что осталось от него совсем немного — некоторые исторические документы и память людей. Окрестные деревни, например Надырово, так или иначе связаны с его именем. Есть много людей, которые считают себя его потомками. Сохранились даже указы о создании нефтяного завода, какие-то его письма, прошения и реконструкция его внешности. Мне кажется, что этот образ как бы оживает на стене: из сухих исторических фактов, из исторических фрагментов он превращается во что-то живое.
Вася LST
автор портрета Надыра Уразмета
Я старался выполнить работу в духе книжной иллюстрации — моя техника позволяет уделять внимание даже самым мелким деталям, но нужно следить за тем, чтобы рисунок не превратился в кашу. В любом случае я стараюсь, чтобы при первом взгляде на работу зритель не отвлекался. Рисунок нужно рассматривать и пытаться выявить логику его построения.
Уразмет первым придумал добывать нефть из битума и запатентовал эту технологию — одну из самых современных на то время. Я хотел изобразить именно этот момент его биографии. Тем более что прижизненных изображений Уразмета не сохранилось — есть только один портрет, но это реконструкция. Я отталкивался от документа в музее нефти в Лениногорске: в нем написано, что Надыру Уразмету разрешается добывать нефть в Татарстане. Я зацепился за этот документ как за первоначальный носитель информации и развернул дальше эту идею, этот сюжет, изобразив Уразмета, пишущего на бумаге. Мой рисунок — это собирательный образ, можно сказать, что сейчас я ориентируюсь на реконструкцию достаточно условно.
Фото: Галина Овчинникова