Burger
«Квантовое кино», акустическая модель школы и чувственный портрет территории. Что смотреть на шоукейсе «Tat Cult Lab / медиаарт»
опубликовано — 04.12.2018
logo

«Квантовое кино», акустическая модель школы и чувственный портрет территории. Что смотреть на шоукейсе «Tat Cult Lab / медиаарт»

Как выглядит искусство будущего

3 декабря на «Казань Арене» открылась выставка по итогам лаборатории «Tat Cult Lab / медиаарт». В течение нескольких недель участники разрабатывали проекты в разных направлениях технологического и мультимедийного искусства. По словам организаторов, лаборатория — это попытка сформировать новое художественное комьюнити, которое продолжит традиции казанского медиаарта, основанного в прошлом веке Булатом Галеевым. Журналист «Инде» Салават Юсупов рассказывает о шести работах, представленных на экспозиции.



«Tat Cult Lab / медиаарт» — региональный конкурс технологических и мультимедиапроектов по медиаархеологии, net.art, science art и робототехнике. После отбора заявок участники лаборатории реализовывали свои идеи в командах под руководством экспертов технологического искусства — искусствоведа Натальи Фукс (Москва), культуролога Янины Пруденко (Киев), теоретика искусства Дмитрия Булатова (Калининград) и других экспертов. Презентация работ проходит на «Казань Арене» до 9 декабря включительно с 14:00 до 21:00.

Анастасия Максимова

руководитель проектов центра «Прометей» и лаборатории «Tat Cult Lab / медиаарт»

Работы, представленные на выставке, отбирали кураторы и эксперты из других регионов России: в Казани практически нет людей, разбирающихся в технологическом искусстве. Из поданных на участие в лаборатории 36 заявок 10 отсекли на первом этапе отбора — они вообще не имели отношения к технологиям. Из оставшихся 20 проектов эксперты поддержали только половину — они и получили финансирование. Их авторам предстояло реализовать то, что зрело в их головах, буквально за три недели.

По нашей задумке, приглашенные эксперты помогут в продвижении казанских проектов на российские и международные выставки и фестивали. Это очень важно и для участников конкурса, и для развития технологического искусства, у которого в Казани были большие корни, но основания так и не сложилось.

«Квантовое кино»

Авторы: Александра Валеева, Рустем Валеев, Майя Рудакова

На посетителя надевают нейроинтерфейс компании Emotiv, затем происходит калибровка — в течение нескольких минут человеку показывают разные видео (на одном из них девушка ест мороженое, на другом — лает собака), считывая его эмоциональную реакцию. После этого начинается просмотр «квантового кино» — пока это несколько версий «Алисы в Стране чудес» разных годов. Какой именно эпизод смотрит участник, зависит от его реакции на предыдущие видео. За ширмой, отделяющей участника проекта от остальных посетителей выставки, установлен экран, на котором можно наблюдать, какие эпизоды смотрит участник проекта и какое у него эмоциональное состояние — всего замеряется семь уровней эмоций («интерес», «возбуждение», «вовлеченность», «расслабление», «стресс», «фокусировка» и «долгосрочное возбуждение»). Изменение уровней отображается в виде кривой на графике.

Александра Валеева

автор работы «Квантовое кино»

В университете я изучала физику. Мне всегда нравился раздел теоретической физики, который касался квантовой теории. На эту работу меня вдохновил мой преподаватель, который рассказал о философских гипотезах, посвященных квантовому миру. Особенно меня впечатлила группа гипотез об эффекте наблюдателя. Их сторонники считают, что наблюдатель влияет на элементарные частицы, а значит, и на ход эксперимента в принципе. Поэтому во время эксперимента обязательно нужно учитывать сознание экспериментатора. Я много лет размышляла об этом, пока у меня не возникла идея создать интерактивный фильм, ход сюжета которого выбирал бы «подсознательно» сам зритель. Проект сдвинулся с мертвой точки, когда муж подарил мне на день рождения нейроинтерфейс. На лаборатории мы написали всю программную часть проекта. Если бы не сжатые сроки, мы бы работали еще несколько лет, потому что это сложные алгоритмы.

«Сталк»

Автор: Эллина Халяпина

Надев VR-шлем, посетитель попадает в схематичное 3D-пространство Казани. Он может переключаться между моделями нескольких людей и следить за их передвижениями. Прототипами моделей стали родственники и друзья художницы Эллины Халяпиной, которые добровольно поделились с ней своими маршрутами для этой работы. Здесь же, на выставке, можно стать участником проекта — с вас снимут 3D-модель и попросят предоставить постоянный доступ к геопозиции вашего телефона.

Эллина Халяпина

автор работы «Сталк»

Изначально я хотела повесить GPS-маячки на крыс, чтобы изучить подземелья Казани. На эту тему существует много городских мифов — к примеру, я слышала, что под Кремлевской есть проход от УНИКСа до Кремля. Но потом я начала исследовать концепт власти в современном мире. В какой-то момент я поняла, что корпорациям и политическим структурам не требуется больших усилий, чтобы следить за нами: например, узнать геолокацию или какую-то личную информацию. Мне хотелось, чтобы простой человек смог почувствовать себя наделенным властью и проследить за другими людьми.

«Сердце = время»

Автор: Владимир Муртазин

Верхнюю часть деревянного стенда занимает часовая стрелка, под ней — разметка для ладоней. Встав перед объектом, зритель должен положить руки на разметку и нажать на кнопку. Часовая стрелка зашевелится — в этот момент у зрителя должно появиться ощущение, будто стрелка идет в унисон с ритмом сердца. По задумке автора, посетитель выставки должен почувствовать, что «жизнь скоротечна, как время».

«Акустические модели архитектуры»

Авторы: Сергей Морозов и Михаил Барковский

В просторном зале расположены четыре колонки, из которых звучат даксофон и человеческий голос в электронной обработке. Московские музыканты Сергей Морозов и Михаил Барковский записывали музыку в четырех пространствах 2-й казанской гимназии — подвале, спортзале, актовом зале и коридорах. Как объясняют авторы, у каждого помещения есть свои акустические свойства. Задача слушателя — угадать, в какой части гимназии были записаны акты аудиоинсталляции.

Сергей Морозов

автор «Акустических моделей архитектуры»

Чтобы оценить акустические свойства пространства, нужно выбрать точки в помещении, где издаваемые звуки будут звучать особенно характерно. Например, звукорежиссеры оценивают пространства при помощи обычного хлопка — с его помощью понятно, как в помещении отражается звук. Мы записываем звуки даксофона, на котором играет Михаил, и мой голос. Я исполняю только одну ноту — ля малой октавы. Мне кажется, именно этот звук позволяет проанализировать акустические свойства пространства. Затем Миша работает с электронными эффектами, расширяя возможности моего голоса и звучание даксофона. Как художнику мне показалось важным отразить в аудиоинсталляции особенность российской ментальности — ее фасадный характер. Мы обращаем внимание больше на внешние характеристики, чем на внутренние.

«Археология медиа — реконструкция световой партии концерта „Скрябин + Кандинский“»

Авторы: центр «Прометей»

Эта инсталляция — реконструкция перформанса СКБ «Прометей», художники которого устроили светомузыкальное представление на юбилейном концерте в честь 50-летия Казанской консерватории в 1996 году. Тогда прометеевцы соединили произведения Александра Скрябина с работами Василия Кандинского. На экране появляются работы «Поперечная линия», «Импровизация» и другие. На фоне звучит музыкальная поэма «Прометей». Как основатель СКБ «Прометей» Булат Галеев пришел к этой идее, можно узнать в архиве центра «Прометей».

«Вместо пустоты»

Авторы: Ксения Гузнова, Илья Севастьянов

«Вместо пустоты» — это видео-арт, посвященных новому бульвару на улице Абсалямова. Один из них — съемка общественного пространства с высоты птичьего полета после сдачи первой очереди работ. Второе видео во время прогулок по еще не благоустроенной части бульвара снимали местные жители. Ролик почти не обрабатывали, единственное вмешательство авторов работы — надписи «одиночество», «пустота» и «разруха». По словам создателей проекта, это те эмоции, которые испытывают жители, находясь на пока не благоустроенной территории.

Ксения Гузнова

архитектор «Проектной группы 8» и автор проекта «Вместо пустоты»

Я работаю в «Проектной группе 8» — в ноябре мы открыли бульвар «Белые цветы» и сейчас проектируем его вторую часть. Мы обсуждали с местными жителями на проектных семинарах и презентациях, каким они видят бульвар. На одной из мастерской со школьниками мой коллега Илья Севастьянов предложил исследование идентичности района. Я сначала подумала, что это отдельный большой проект, но потом мы решили его немного трансформировать и сконцентрироваться на исследовании чувственного восприятия и стали делать вместе с жителями видео-арт. По сути, это один из форматов соучастия. В этот раз мы использовали метод психогеографического дрейфа. Его суть в том, что во время прогулки нужно руководствоваться исключительно чувствами и выбирать маршрут интуитивно, а не рационально. Местные жители гуляли по территории и снимали на фото и видео все, что вызывает эмоции. В итоге получился чувственный портрет пространства.