«Не успел нарисовать Модрича — и Россия проиграла». Руководители объединения Supernova рассказывают о 17 казанских муралах
Этим летом о казанских муралах заговорили во всем мире благодаря работам объединения художников Supernova с Лионелем Месси и Неймаром, хотя казанский паблик-арт не ограничивается большими настенными рисунками на футбольную тематику. «Инде» попросил руководителей творческого объединения Дмитрия Кудинова и Лидию Аверину рассказать о нашумевших во время мундиаля муралах и еще 11 казанских работах.
«Быт жителей Казани»
Адрес:
Г. Камала, 4
Год создания:
2018
Авторы:
концепция — Дмитрий Кудинов, реализация — Василий LST, надпись на воротах — Лидия Аверина
Дмитрий Кудинов
Здание с глухим фасадом попадало в список объектов под роспись фестиваля Like It. Art в 2012 году. На нем планировали разместить работу австрийца Nychos, который работает с анатомией живых существ. Тогда австрийско-немецкая команда The Weird, в которую он входит, громко заявила о себе на граффити-сцене, и мы (представители Supernova участвовали в организации мурал-фестиваля Like It. Art в 2012 году. — Прим. «Инде») захотели увидеть ее в Казани. Один из участников — DXTR — оставил работу в Авиастроительном районе, а Nychos перед вылетом в Казань заболел и не приехал, поэтому фасад на Камала остался нетронутым.
До начала работы над муралами мы часто сталкиваемся с одной и той же проблемой: многие собственники зданий подготавливают фасады, не счищая предыдущие слои краски. Составы между собой «спорят», отчего вскрываются все исторические слои: в этом случае, как бы мы ни грунтовали стену и что бы мы ни рисовали поверх — все отлетит. Поэтому на Камала мы в первую очередь подготовили и очистили стену. Сюжет мурала «Быт жителей Казани» затрагивает период конца XIX — начала XX века, когда сад Кирова был Сенной площадью.
Лидия Аверина
Работа авторская, и в этом ее прелесть. Мы не делали конкретного эскиза — просто описали концепцию, а дальше Вася LST импровизировал. Итоговая работа кардинально отличается от набросков. На этапе согласований эскиз выглядел очень современно: нам пришлось взять изображения персонажей из стоков, а сюжеты набрасывать от руки. Мы не нашли старых фотографий этого здания, поэтому взяли за основу исторические снимки того же периода и собрали все сюжеты в общую композицию. Благодаря помощи управления архитектуры города мы воссоздали внешний вид элементов фасада дома — окон, наличников, барельефов, маркиз.
Вася работал над фасадом около месяца. Формат мурала — один к одному, поэтому в нем очень высокая детализация при небольшом масштабе элементов. Можно сказать, что каждый оконный проем — полноценный художественный холст. Самая приятная деталь этой работы — вписанная в контекст мурала надпись «Не парковаться» — «Просьба кареты у вратъ не оставлять». Наши автографы вписаны в левое верхнее окно и не выбиваются из сюжета работы.
«Ретроспектива Старо-Татарской слободы» и «Сохраняя традиции»
Адрес:
Марджани, 8 и К. Насыри, 2
Год создания:
2013
Авторы:
эскизы — Дмитрий Кудинов, реализация — Василий LST
Дмитрий Кудинов
Первый объект — глухая кирпичная стена XVII века, второй — хозяйственный блок, рисунок на котором выполняет роль камуфляжа: новый кирпич не вписывался в контекст Старо-Татарской слободы. На тот момент это был наш первый проект с задачей «поженить» современные визуальные искусства с историческим контекстом, поэтому все немного переживали за результат. Мы провели два дня с историком префектуры, на объекты приезжали муфтий и мэр. Монохромная и выдержанная техника работ подстроена под сжатые сроки и стилистику района. Натуральные оттенки и графично-эскизная техника исполнения сильно сократили сроки создания работ: мы планировали уложиться в пять дней, получилось еще быстрее.
В «Ретроспективе» представлена история слободы. В левой части работы изображены ремесленники, кожевники, ложечники. В центральной — Булак, разделяющий русскую и татарскую части Казани. В правой части — представители духовенства и минареты Апанаевской мечети и мечети Марджани.
Эскиз мурала «Сохраняя традиции» пришлось собирать параллельно с работой над «Ретроспективой Старо-Татарской слободы». На нем изображены руки старца в национальных одеяниях, держащие бронзовую чашу с горячим чаем. Поднимающийся пар образует силуэт слободы. Надпись «Иске шәhәр Казан» — отсылка к названию префектуры и тысячелетней истории города.
Криштиану Роналду
Адрес:
Чернышевского, 39
Год создания:
2017
Авторы:
иллюстрация — Edwin Danutirto (Индонезия), реализация — Дмитрий Кудинов, Дмитрий Тогулев, Дмитрий Чалов
Дмитрий Кудинов
Я весьма спокойно отношусь к работам с футболистами, или, как их назвали зарубежные СМИ, Kazan Murals Club. Мы отлично понимали, зачем это все было нужно: результаты хайпа, вероятно, попадут в учебники по маркетингу городов.
Рассматривая работы в хронологическом порядке, заметно, что с каждым разом эскизы становились сложнее. Мурал с Роналду — иллюстрация индонезийского художника. Нашей задачей было только перенести рисунок в большем формате. Работа выполняет роль камуфляжа (мурал расположен на хозяйственном блоке), но вместе с тем это точка притяжения людей. Создавая следующие работы [из серии с футболистами], мы не давали подсказок об их расположении, организуя вокруг муралов настоящий квест.
Лионель Месси
Адрес:
Чернышевского, 39
Год создания:
2018
Авторы:
Дмитрий Кудинов, Сергей Акрамов и Андрей Топоров (оба — Екатеринбург)
Когда стало известно, что по результатам жеребьевки ЧМ сборная Аргентины во главе с Лионелем Месси прибудет в Казань на матч против сборной Франции, мы занимались крупным проектом в Крыму. Автомобиль, материалы и снаряжение находились за тысячи километров от Татарстана. Но прошлогоднее обещание Ильсура Раисовича, а также борьба Криштиану и Лео за титул лучшего игрока планеты не оставили сомнений, что мы сделаем мурал с Месси. Мы прилетели в Казань и сели за эскиз: пришлось подстраиваться под ограниченную цветовую гамму, которая оставалась в Казани. Мурал рисовали в секретном режиме за закрытыми воротами.
Неймар
Адрес:
Лево-Булачная, 14а
Год создания:
2018
Авторы:
Дмитрий Кудинов, Сергей Акрамов и Андрей Топоров (оба — Екатеринбург)
Лидия Аверина
За час до начала работ мы кардинально поменяли эскиз мурала: полностью переработали композицию и стилистику, внедрили абстракции и символизм. Власти были вынуждены согласовать его уже по факту. Если бы мы сделали работу как предполагали изначально, вряд ли бы она так выстрелила: первые наработки сильно напоминали муралы с Роналду и Месси. Мы видели, как Неймар фотографировал наш мурал, и разговаривали с ним через открытое окно номера в гостинице «Мираж». Официальный видеограф футболиста даже снял небольшое интервью с нами для ютуб-канала Неймара.
Лука Модрич
Адрес:
Исхаки, 13
Год создания:
2018
Автор:
Дмитрий Кудинов
Дмитрий Кудинов
К моменту создания этого мурала все говорили о связи «казанских граффити с футболистами» с вылетом их сборных с чемпионата мира. Мы уже расслабились, большая команда нашей команды разъехалась — кто по другим проектам, кто по домам. Поэтому эскизом мурала с Модричем и его воплощением я занимался в одиночку. Из окон ближайших к муралу домов во время матча кричали: «Дима, рисуй!» Но я был так вымотан из-за напряженного режима, что не успел нарисовать Модрича — и российская сборная проиграла. На создание фасада с Модричем ушло 14 часов.
Игорь Нетто
Адрес:
С. Хакима, 58
Год создания:
2018
Авторы:
эскиз — Дмитрий Кудинов, реализация — Дмитрий Кудинов, Алекс Мелентьев (Москва), Марат Абишев (Омск), Максим Mexx
Дмитрий Кудинов
[Городские власти] планировали разместить на стене здания на улице Сибгата Хакима мурал с советским футболистом. Больше всего склонялись к портрету Льва Яшина, но его изображений слишком много. Поэтому мы решили выбрать другого «претендента». Ответ подсказала сама локация: объект находится между хоккейной и футбольной аренами (Игорь Нетто был футболистом и хоккеистом. — Прим. «Инде»).
Работа нравится своей сдержанностью и минимализмом. Эффект офсетной печати газетной вырезки стал стилистическим решением работы. Круглый элемент в правой части работы — шайба или мяч. Позже мы узнали, что зять Игоря Александровича поблагодарил Казань за память о легендарном родственнике. Такие мелочи всегда греют душу.
Дидье Дешам (Vive La France)
Адрес:
Баумана, 30
Год создания:
2018
Авторы:
эскиз — Дмитрий Кудинов, реализация — Дмитрий Кудинов, Сергей Кудинов, Максим Mexx
Дмитрий Кудинов
Во время работы над муралом с Дидье Дешамом (тренер сборной Франции по футболу. — Прим. «Инде») возникли проблемы с полицией: кому-то помешала вышка во дворе, и нам не давали работать. Позже выяснилось, что в 2013-м жители ближайших домов отстаивали ухоженный двор после захвата строителями и любое посягательство на эту территорию вызывало у них тревогу. Объясняя свою позицию, местные жители даже провели меня по двору и рассказали, как борются за общее благополучие. Мы прониклись этой историей и включили в композицию стоящие неподалеку бетонные столбики — концептуально они имеют гораздо больше смысла для меня, чем остальная работа. Они — некий пролог к муралу: когда ты идешь по улице, видишь их раньше, чем фасад. Три стороны столбиков, заметные с Баумана, выкрашены в тон работе. Со стороны двора столбики серые и непримечательные. Этим мне хотелось показать, что Баумана — туристическая, сувенирная, проходная. В то же время город отвернулся от жителей домов на этой улице, благоустройство делают для туристов, хотя здесь есть и дворы, на которые, к сожалению, пока что горько смотреть.
Основная графическая часть рассказывает о Дидье Дешаме. В мурале есть изображение первой женщины-мэра Парижа Анн Идальго — символ дружбы Казани со столицей Франции. Мне хотелось использовать не ее портрет, а лишь изображение глаз. Также мурал включает изображение Эйфелевой башни, Ники Самофракийской (скульптура хранится в Лувре. — Прим. «Инде»), галльского петуха. Цветовая гамма работы отсылает к французскому триколору. Когда мурал был готов, французы выиграли ЧМ, поэтому я дорисовал вторую звездочку на форме Дешама.
«Настроение»
Адрес:
Красной Позиции, 15
Год создания:
2012
Автор:
Василий LST
Лидия Аверина
Одна из любимых работ мэра Казани. Это был первый крупный фасад Васи LST. Мурал — полнейшая импровизация, на его создание ушло четыре дня. По словам Василия, героиня работы — девушка по имени Аня, которая живет в Санкт-Петербурге. Сам мурал — «поздравительная открытка, чтобы поднять настроение человеку, находящемуся за тысячу километров от Казани». Аня — большая поклонница классического рока, поэтому на фоне работы присутствуют бородатые мужчины, рок-персонажи и электрогитары.
«Сотворение Казани»
Адрес:
Миславского, 9
Год создания:
2012
Авторы:
Андрей и Элина Гордеевы
Лидия Аверина
Это первая монументальная живопись известного коммерческого иллюстратора Андрея Гордеева и его жены Элины. Понятная для всех, стильная и качественная работа. В ней есть какая-то ироничность и детская непосредственность. Возможно, дело в том, что Андрей и Элина рисуют иллюстрации для детских книг. Это работа с юмором, в которой «Сотворение Адама» совместили с батырами, лошадьми и эчпочмаками. Получилось забавно.
Многоликое божество
Адрес:
Галактионова, 12
Год создания:
2012
Авторы:
Vitae Viazi (Россия)
Дмитрий Кудинов
Сейчас команды Vitae Viazi уже не существует в том виде, в котором она приезжала в Казань на Like It. Art. Лично я считаю эту работу лучшей за их совместную деятельность. На первом этаже дома есть пристрой, к которому протянута рука божества. На мой взгляд, древнеславянская стилистика работы (Vitae Viazi вдохновляются славянской культурой, каллиграфией и орнаментами. — Прим. «Инде») подходит этому зданию.
Лидия Аверина
Галактионова, 12 — купеческий дом, дом Вараксина. С недавних пор мы в нем живем и пытаемся сохранить его облик. Надеемся, божество нам помогает. Вдобавок приятно видеть результат своей работы как организатора Like It. Art прямо за углом. Этот мурал — еще и хороший ориентир, когда пытаешься объяснить, как найти наш неприметный дом среди элитных новостроек.
We Will Fly Together
Адрес:
Бондаренко, 20
Автор:
Pixelpancho (Италия)
Дмитрий Кудинов
До фестиваля Like It. Art Pixelpancho никогда не был в России, поэтому он очень боялся этой поездки. По приезде эпатажный итальянец сильно удивлялся, почему у нас люди здороваются неохотно и смотрят в пол чаще, чем в лицо незнакомцу в лифте. За основу работы он взял советскую открытку «И мы будем летчиками» Юрия Чудова, которую переработал в своей стилистике «Машинариум». Лицо пионера некоторым казалось похожим на лицо предыдущего российского президента. Так его и называли — «молодой Дмитрий Анатольевич».
Многие думают, что автор работы — волонтер Саша (у каждого участника Like It. Art был помощник. — Прим. «Инде»): он проводил много времени на автовышке и попал в объективы камер журналистов. Pixelpancho же никогда не идет на контакт с медиа. По его словам, итальянские законы не жалуют стрит-артистов, да и скрывать от публики лицо принято с зарождения уличного искусства. Так что Саша стал соавтором работы. Надпись под муралом посвящена девушке Pixelpancho Елизавете.
«Виолончелист»
Адрес:
Абсалямова, 27
Год создания:
2012
Авторы:
Morik & Aber (Россия)
Дмитрий Кудинов
Это многострадальная работа. Фасад дома несколько раз вскрывали и точечно утепляли. Швы между плитами переделывали, отчего пострадало лицо виолончелиста. Но кто-то сводил изображение и фон после его порчи. Мы думали, этим занималось управление архитектуры города или администрация, но точно не знаем, кто это делал.
«Виолончелиста» Марат Морик «вылизывал» почти до самого вылета: перфекционизм и самокритика позволяют ему быть одним из самых известных в мире современных российских художников. Кстати, эта работа стала лучшим муралом 2012 года по версии граффити-каталога Urban Roots.
Removal
Адрес:
Абсалямова, 23
Год создания:
2012
Авторы:
Etam Cru (Польша)
Дмитрий Кудинов
Removal — первая и, насколько я знаю, единственная работа Etam Cru в России. В 2012-м они стали очень заметны на мировой граффити-сцене, и мы ухватились за возможность привезти их в Казань. Сейчас участники Etam Cru — большие звезды в мире современного искусства.
Etam Cru собрали вокруг себя много людей, когда приступили к разметке фасада во время Like It. Art. Поляки взяли трехметровую телескопичку (держатель. — Прим. «Инде») для валиков, скотчем прикрепили к ней еще одну такую же. Один из художников полез на вышку, другой с земли сплошными шипящими (так для нас звучит польский) руководил процессом работы. Парень в люльке махал шестиметровой палкой по стене, и вдруг там появились очертания будущей работы. Никто не понимал, как это получилось.
Последний день Etam Cru в Казани выдался дождливым и ветреным. Работы приходилось останавливать, чтобы переждать непогоду. Но следующим утром команда должна была быть уже на другом фестивале в другой стране. Ребята продолжали работать ночью при моросящем дожде. Мы привезли РХБЗ-дождевики (РХБЗ — радиационная, химическая и биологическая защита. — Прим. «Инде»), чтобы хоть как-то им помочь. После звонка волонтера мы отправили нашего товарища забрать команду на советской «копейке». Кто-то предложил поддержать ребят после тяжелой рабочей смены, и участники, волонтеры и организаторы фестиваля, находящиеся на тот момент в отеле, надели РХБЗ-дождевики, ожидая Etam Cru.
Bestiarium — Animales Homines
Адрес:
Космонавтов, 36
Год создания:
2012
Авторы:
Caktus e Maria (Италия)
Дмитрий Кудинов
Перед Like It. Art мы рассылали художникам фотографии их объектов. Но при перестановках в списке участников некоторые поверхности переходили другим райтерам. Так, за несколько дней до старта фестиваля дуэту Винчензо и Марии достался больший объект, чем планировался изначально. Торец хрущевки, который им достался, недавно обновили, выкрасив квадратные плиты в разные цвета. Это подтолкнуло ребят на идею создания некоего кубика Рубика. Центральным персонажем стала женщина с головой барана, вокруг нее разбросаны изображения животных.
Как это часто бывает, поначалу местные жители неодобрительно отнеслись к вторжению на их территорию, а тут еще и женское тело с головой барана. Но, видимо, в этом случае культурный обмен состоялся: до нас доходили истории, что проживающие в доме старушки одарили художников семейными реликвиями.
Still Primitive
Адрес:
пересечение проспекта Универсиады и улицы Даурской
Год создания:
2012
Автор:
Mario Mankey (Испания)
Дмитрий Кудинов
Как и многие художники «с улицы», Марио начинал с классических граффити-шрифтов и персонажей. К фестивалю Like It. Art он кардинально пересмотрел свой стиль. Марио достался слишком масштабный объект (бетонная стена вдоль дороги. — Прим. «Инде»), поэтому для работы он выбрал его фрагмент. Поначалу результат казался мне абсолютно непонятным: получился примитивизм. Но затем я начал разглядывать образы, раз за разом замечал все больше сюрреалистических фигур. Тогда я поймал себя на мысли, что мне нравится не сам «холст», а динамика между персонажами.
Фото: Даша Самойлова; предоставлены Supernova