Burger
Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?
опубликовано — 14.05.2019
logo

Ясно-понятно. Что мы знаем о царице Сююмбике, которой хотят поставить памятник в Казани?

История правительницы, башни и главной национальной легенды

В середине апреля стало известно, что в 2020 году — к 100-летию ТАССР — в Казани хотят установить скульптуру царицы Сююмбике. Памятник может появиться на одной трех площадок: перед башней Сююмбике, перед Президентским дворцом и на площади Тысячелетия перед зданием цирка. Рассказываем, что известно о жизни казанской царицы, когда построили башню Сююмбике и откуда взялась легенда о самоубийстве правительницы.



Что известно о Сююмбике?

С конца XV века вопрос о том, кто будет возглавлять Казанское ханство, был предметом противоборства двух политических группировок. Одна ратовала за крымских ханов и независимость от Москвы, другая выступала за сближение со столицей. Их конфликт часто приводил к вооруженным столкновениям — то Москва шла войной на Казань, то наоборот.

Промосковские силы были представлены князем Булатом Шириным и ханбикой Гаухаршад (она, кстати, была из древнего рода казанского хана Улуг-Мухаммеда). Ведомые князем Василием III, в 1531 году они изгнали с казанского престола крымского хана Сафа-Гирея и назначили на его место малолетнего касимовского царевича Джан-Али. Фактическое управление государством перешло в руки Гаухаршад, которая в 1532 году женила его на 12-летней Сююмбике. Та была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, а ее прапрапрадед Едигей в XV веке основал Ногайскую Орду.

Брак по расчету не складывался, казанская верхушка вновь взбунтовалась против Москвы. В 1535 году «москвича» Джан-Али свергли и убили. Место Джан-Али снова занял проказанский хан Сафа-Гирей, а Сююмбике стала его пятой женой. По мнению татарского историка начала ХХ века Хади Атласи, царица вышла замуж добровольно. Сафа-Гирей скончался в 1549 году, престол унаследовал их двухлетний сын Утямыш-Гирей, при котором Сююмбике стала регентшей. У Сафа-Гирея были дети и постарше, но главного претендента на трон — Булюка Герая, проживавшего в Крымском ханстве, — не отпустил крымский правитель Сахиб I.

Историк Николай Карамзин упоминает о связи Сююмбике с крымским уланом Кощаком (Кучаком), которому посвящена глава исторической повести «Казанский летописец» с красноречивым названием «О любви блудной со царицею улана Кощака». Но другие историки ставят под сомнение существование этой связи.

Сююмбике правила до 1551 года, пока давление Москвы на казанскую знать не стало настолько велико, что те согласились выдать ее царю Ивану IV Грозному. Сююмбике отправили сначала в Свияжск, потом в Москву и, наконец, в Касимов, где ее выдали замуж за касимовского хана Шах-Али. Ее сын Утямыш-Гирей остался на воспитание при Иване Грозном, его крестили в Москве под именем Александра Сафакиреевича. В Казани же стал править не московский ставленник, а вызванный казанцами астраханец Ядыгар-Мухаммед. Он стал последним казанским ханом — в октябре 1552 года город взяли войска Ивана Грозного.

Шах-Али не раз появлялся в истории Казани. В 1519 году промосковские силы во главе с Булатом Шириным посадили его на казанский престол. С ним же в Казань прибыл русский посол Федор Карпов, который не устроил казанцев, из-за чего в 1521 году новоиспеченного хана свергли. Позже он недолгое время правил Каширой и Серпуховом, после чего его уличили в связях с Казанью и сослали в Белоозеро. Затем хана простили и отправили в Касимов. Шах-Али несколько раз ходил с войском на Казань в русско-казанских войнах. В том числе он участвовал во взятии города Иваном Грозным.

Кроме того, Шах-Али был братом Джан-Али — первого супруга Сююмбике. Она могла стать женой Шах-Али еще в 1535 году — для отца Сююмбике была инструментом политической борьбы, поэтому, чтобы наладить отношения с русскими правителями после смерти Джан-Али, Юсуф хотел выдать Сююмбике за его брата.

Точная дата кончины царицы неизвестна, историки сходятся на том, что, скорее всего, она ушла из жизни в 1557 году. Место ее захоронения не установлено. Последний раз Сююмбике упоминается в источниках в январе 1554 года: тогда Иван Грозный хотел убедиться, что Сююмбике находится в здравии, и рекомендовал Шах-Али принять в Касимове своего посла Юнуса. Сам Шах-Али умер в 1566 году, он погребен в Касимове. В том же году скончался сын Сююмбике Утямыш-Гирей, его похоронили в Архангельском соборе Московского Кремля.

Булат Рахимзянов

старший научный сотрудник Института истории имени Марджани Академии наук РТ

В этом году в Москве вышла книга «Казанская царица Сююн-бике в истории народов России». Я был ее редактором и одним из авторов. Я разбирал в этой книге следующее явление: почему во всей казанской истории помнят именно Сююмбике, Шах-Али, а не, скажем, ханшу Нурсултан? Я предполагаю, что это связано с важностью для истории Казани периодов ее политической активности. Сююмбике правила в последние, драматичные годы существования Казанского ханства, Нурсултан же жила в мирное время.

Мой коллега Дамир Исхаков, ссылаясь на источники, говорит, что ничего особенно полезного Сююмбике для ханства не сделала — она была обычным политиком своего времени. Сююмбике действовала по обстоятельствам — пыталась лавировать между влиятельными московскими и крымскими политическими силами, всячески стараясь удержаться у власти, иногда — силами женского очарования. Она точно не была матерью татарского народа. В таком духе о ней пишут источники вроде «Казанского летописца» (анонимная историческая повесть о взятии Казани. — Прим. «Инде»), но это скорее литературное произведение, чем строго научное. Казанские власти сами выслали ее из города в августе 1551-го как символ связи с Крымом, поскольку ее сын, по сути, тоже был крымским наследником.

Когда построили башню Сююмбике?

Имя Сююмбике носит семиярусная башня в Казанском Кремле. О том, когда она построена, спорят до сих пор. По одной версии, опирающейся на археологические исследования фундамента сооружения, башню возвели на рубеже XVII−XVIII веков, по другой — во второй половине XVI века, на месте старой дозорной ханской башни. Самая смелая и очевидно недостоверная версия гласит, что башню построили итальянские мастера еще до взятия Казани Иваном IV. Документы о строительстве башни не сохранились. Самое раннее изображение Казани относится к 1638 году, и на нем башни нет. Если судить по ее внешнему виду и расположению, это была дозорная, сторожевая башня.

Название «Башня Сююмбике» («Башня Сумбекина») впервые появляется в 1832 году в журнале «Заволжский Муравей». Татары называли ее Ханской мечетью, поскольку верили, что башня стоит на месте древнего мусульманского храма. Отсюда появилось и поверье, что башня была ее минаретом.

В феврале 1918 года по инициативе Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце был подписан декрет Совнаркома о возвращении башни мусульманскому населению Казани и замене российского герба на вершине на полумесяц. В 1934-м полумесяц убрали, его вернули лишь в конце 1980-х.

Как сегодня используют образ Сююмбике?

С башней связаны две легенды. Согласно первой, в шаре на ее вершине (на нем сейчас стоит полумесяц) лежат важные исторические документы. Шар обследовали еще в ХIX веке — легенда не подтвердилась. Вторая и более популярная легенда гласит, что башню по просьбе Сююмбике возвел Иван Грозный, а она, не желая выходить за него замуж, сбросилась с нее, превратилась в лебедя и улетела. Реалистичная часть этой легенды тоже не подтверждается.

«Даже в самых мутных источниках историки не находят свидетельств этих событий. Но царица, сбрасывающаяся с башни во время гибели ее государства, — довольно распространенный мифологический сюжет. Думаю, ее просто переложили на историю Казанского ханства. На деле Сююмбике просто села с сыном в лодку и тихо уплыла в Касимов, но это выглядит совсем не героически», — говорит историк Булат Рахимзянов.

Сегодня Сююмбике, наряду с Габдуллой Тукаем, — самый транслируемый национальный образ татар, а одноименная башня — один из главных архитектурных брендов (к примеру, башня над входом в здание Казанского вокзала в Москве обыгрывает ее силуэт). О царице сложено несколько баитов, включая знаменитый «Плач Сююмбике». В 1980 году татарский художник и скульптор Баки Урманче изготовил деревянную скульптуру Сююмбике. Осенью 2018 года в театре оперы и балета прошла премьера оперы «Сююмбике» (либретто Рената Хариса, музыка Резеды Ахияровой). В сюжете оперы отражена история отношений Сююмбике с Кощаком.

Именем царицы названы сеть кафе и татарский журнал для женщин. В Казани топоним Сююмбике не распространен, зато в Челнах есть одноименный проспект, а в Нижнекамске и Альметьевске — улицы. Кроме того, в Крыму ежегодно проходит тюрко-татарский фестиваль детского творчества «Сөембикә варислары» («Наследники Сююмбике»). В инстаграм-аккаунте «Сююмбике — Душа Казани» устраивают игры на знание столицы Татарстана, а сюжет российского приключенческого фильма «Сокровища О.К.» был напрямую связан с легендой о Сююмбике.

Образ непокорной царицы как матери народа активно используют националисты (к примеру, Всетатарский общественный центр предлагал переименовать улицу Баумана в Сююмбике). О ней же писали прозаик Рабит Батулла (роман «Сююмбике») и поэт Ильдар Юзеев в программном стихотворении «Сөембикә манарасы янында» («У башни Сююмбике»):

Словно бурав,
Стремящийся познать тайны истории,
От бессилия голову склонила,
Словно сложный вопрос.
Кто виноват? Когда? Почему
Склонилась башня?
При выборе места ли?
А может, строитель ошибся?