![Устная история. Телемюзикл «Мырау Батыр» как незамеченная психоделическая революция в ТАССР](/i/posts/2085/658ab51adc364e8a8f201bdd27cea72c.jpg)
![Устная история. Телемюзикл «Мырау Батыр» как незамеченная психоделическая революция в ТАССР](/i/posts/2085/658ab51adc364e8a8f201bdd27cea72c.jpg)
Устная история. Телемюзикл «Мырау Батыр» как незамеченная психоделическая революция в ТАССР
Современная культура неотделима от ностальгии и потому непрерывно напоминает нам о беге времени — «вы выросли в восьмидесятые, если...»; 1991-й был 25 лет назад; вот фотография того, что стало с вашим любимым участником «Фабрики звезд». Но если с мыслью о новых сезонах «Секретных материалов» и «Твин Пикса» еще как-то можно примириться, то внезапное возвращение явлений, казавшихся обособленной частью детского опыта, тревожит и будоражит. Так стало с «Мырау Батыром» — татароязычной многосерийной музыкальной телесказкой, выход которой пришелся на последние годы существования СССР и стал одним из самых удачных в истории канала, который мы сегодня называем ТНВ. Оказавшись на YouTube, мюзикл тут же обрел статус ностальгического сокровища для тех, кто видел его в детстве, и психоделической крипипасты для всех остальных. «Инде» расспросил сценариста, актера, сыгравшего главного героя, и самых преданных зрителей о том, что это было.
На экране — толпа детей в костюмах цыплят и одетая в розовое платье девочка по имени Марьям (в роли Марьям — взрослая артистка Римма Хасанова) обступили лежащего на земле и стонущего от боли в спине рыжего кота по кличке Мырау Батыр. Кот жалуется на хозяина, который избил его и вышвырнул из дома. В следующей сцене Мырау и Марьям пьют чай. Девочка ругает своего отца, утешает кота и выясняет, что причиной сурового наказания стала лень — Мырау не ловил мышей. Попрощавшись с новой подругой, кот идет к зеркалу любоваться собой и хвалиться воровством сметаны из погреба. На экране появляются дети в костюмах мышей. Они без страха проходят мимо Мырау, а некоторые даже умудряются заглянуть в зеркало — кота это, впрочем, совсем не смущает.
Первый татарский мюзикл: нефтяные деньги и отвага
Фильмы-сказки на телевидении ТАССР снимали и до «Мырау Батыра». Например, в конце 1980-х татарстанским зрителям часто показывали четырехсерийную историю «Фазыл бабай әкиятләре» (пер. с татарского — «Сказки дедушки Фазыла»). Выпуски не были связаны единым сюжетом и мало чем отличались от любимых всеми детьми Союза «Бабушкиных сказок».
— Подобных проектов было много и в союзных, и в автономных республиках, но нам в ТАССР хотелось сделать что-то многосерийное, цельное — то ли спектакль, то ли телефильм, — рассказывает сценарист «Мырау Батыра» Индус Сирматов. — В конце 1980-х наш руководитель Тауфик Камартдинович Сагитов сообщил, что у канала появилась финансовая возможность сделать телесериал для детей. Оказалось, что генеральный директор Нижнекамскнефтехима Гаяз Сахапов выделил нам 100 тысяч рублей. В конце перестройки было принято, чтобы крупные промышленные предприятия помогали государству в культурной и социальной сферах — кто-то строил детские сады, кто-то дарил подарки студентам и школьникам, а Гаяз Зямикович решил поддержать телевидение. Тогда это были большие деньги — на них можно было купить, наверное, пять машин.
«Мырау Батыр» был смелым шагом для телевидения автономии: мюзиклов и больших детских киносериалов в те годы не было даже у союзных республик.
— Мы были первооткрывателями, — вспоминает Ильдар Хайруллин, исполнитель роли Мырау Батыра, — сразу замахнулись на музыкальную многосерийку. Деньги экономили, чтобы отснять как можно больше серий, — костюмы, например, просили у коллег из оперного театра. Мырау Батыр носил то, что на самом деле шили для главной героини оперы «Кошкин дом» — артистка надевала этот костюм на спектакли на протяжении 15 лет. Он был очень старый, линялый, а однажды на съемках я неудачно повернулся, штаны пошли по швам, и на экране были видны мои плавки. Зато работали мы с душой — думаю, поэтому у нас все получилось.
![](/i/people/3838/saccbc203f4f9d5aec5a7cf3051758893.jpg)
Булат Латыпов
часто смотрел сказку в младшем школьном возрасте
![](/i/people/3839/sb0c2e5bb998be05862be7856ada68e56.jpg)
Ильяс Гафаров
увидел «Мырау Батыра» дошкольником
Сюжет
По словам Индуса Сирматова, за основу сценария взято стихотворение татарского поэта Наки Исанбета «Мыраубай батыр», в котором рассказывается про проделки озорного кота Мыраужана. Произведение было совсем маленьким — всего пара страниц, — поэтому 90 процентов сценария Сирматов придумывал сам, не стесняясь заимствовать. Например из стихов Габдуллы Тукая и Бари Рахмата.
К дому Ризванна подъезжает черная «Волга». Дворецкий во фраке открывает дверь машины, и оттуда выходит высокий усатый мужчина в костюме медведя. Дворецкий несколько раз кланяется медведю, пожимает лапу, обнимает его и ведет в дом. В большой столовой гостя уже ждет Ризванн — они садятся пить чай с чак-чаком. У медведя снобское недовольное выражение лица — он просит Ризванна сыграть что-нибудь на пианино, которое почему-то звучит как синтезатор Yamaha, и начинает танцевать. Ризванн присоединяется к медведю, а когда друзья устают, они снова садятся за стол и заводят серьезный разговор. Ризванн жалуется гостю на кота Мырау, который не ловит мышей и весь день лежит без дела, и просит медведя помочь перевоспитать непутевого питомца.
Съемочная группа
— Режиссера мы искали вместе с нашим директором, и выбор пал на Эдмаса Утяганова (кинорежиссер, с 1960-го по 1991 год работал на Казанской студии телевидения. — Прим. «Инде»), — рассказывает Индус Сирматов. — Идея делать мюзикл принадлежит именно ему. Вначале мы сошлись на пяти сериях, но в итоге, как вы знаете, получилось 12. Кинорежиссеры, снимающие сиквелы, часто оправдываются: мол, материала получилось слишком много, в один фильм все никак не укладывается, — вот и у нас был примерно такой случай. Композитором был Рашид Абдуллин — по-татарски он не знал ни слова, соответственно, мои стихотворные сценарии просто не понимал. Ему переводили только общее содержание, и иногда он приходил ко мне и говорил: «Индус Фаттыхович, а вот тут сколько слогов? Восемь? Ага, как у Тукая, значит». И сразу убегал писать мелодии.
![](/i/people/3840/s40657c7597d04337fa05c31c8e08cc63.jpg)
Булат Латыпов
Кастинг
В фильме участвовала вся театральная Казань: основные роли исполняли драматические актеры театров Камала и Тинчурина. Пели за них солисты оперного, хотя были и исключения — к примеру, Венера Ганиева, сыгравшая роль Зайчихи, сама справлялась со всеми вокальными партиями. Лишь для одного человека «Мырау Батыр» стал профессиональным испытанием — эпизодическую роль в одной серии играла хористка из театра оперы и балета. По словам Ильдара Хайруллина, певицей она была хорошей, а вот большим драматическим талантом не обладала, поэтому ее сцену ставили дольше всех остальных. Хайруллин утверждает, что это был единственный напряженный момент за все время съемок.
![](/i/people/3869/s5011f5c270dcfa78dc2bc21bf44de354.jpg)
Индус Сирматов
Ильдар Хайруллин опровергает утверждение об инициации через роль Мырау Батыра:
— Это преувеличение — у меня и до этого были значимые роли в театре. — Но и не отрицает, что поющий кот многое сделал для его карьеры: — После этого сериала я стал по-настоящему знаменитым. Был период, когда, куда бы я ни шел, мне говорили: «Ой, Мырау Батыр абый!».
В фильме снималось много детей — ими руководила Светлана Ишкузина, худрук хореографического ансамбля «Счастливое детство» (существует с 1978 года по наши дни. — Прим. «Инде»).
— Удивительная женщина, — вспоминает Сирматов. — Утяганов ей говорил: «Через два дня будем снимать эпизод с кроликами, успеете подготовить детей?». Она отвечала: «Никаких проблем!» — и в рекордно короткие сроки ставила все нужные танцы. Наверное, сами дети тоже были смышлеными. Они, кстати, часто нас спрашивали, что будет с Мырау Батыром дальше, но мы никогда не раскрывали сценарий — хотели, чтобы им было интереснее сниматься дальше.
Съемочный график
Телерадиокомпания ТАССР поставила жесткие сроки перед съемочной командой: нужно было производить по серии в день. При этом до приезда на студию артисты не знали, что будут играть сегодня, — со сценарием знакомились прямо на съемочной площадке и во время записи вокала.
— Вечером я пишу сценарий, тогда же заказываем съемки, утром следующего дня композитор сочиняет музыку, днем Утяганов снимает, — вспоминает Сирматов. — Ночью пишу следующий сценарий, заказываем съемки, утром пишем музыку, днем снимаем вторую серию. Параллельно монтируем материал и выпускаем в эфир. Каждый день вся студия горела на работе.
Солнечный день. На улице танцуют дети в костюмах мышей. В один момент под музыку, похожую на саундтрек к игре Super Mario Bros, появляется мужчина в костюме марвеловского Локи. Это Таракан. Все мышки собираются вокруг него и внимательно слушают важное послание: Таракан предупреждает друзей — таковыми он считает всех, с кем живет в одном подполье, — что кот Мырау что-то затевает.
Локации
Сериал снимали в разных районах города — места подбирали из соображений экономии, чтобы не нужно было заказывать лишний реквизит. Среди локаций были Дом композиторов, городские парки и сгоревший в прошлом году ресторан «Нарат», но основная часть съемок проходила в малом зале театра юного зрителя (там пожар произошел в середине 1990-х).
— Это место было настоящим произведением искусства — повсюду черное дерево, перила с ручной резьбой... Теперь там голая кирпичная стена и хранят реквизит. Безумно жалко, — сокрушается Хайруллин.
![](/i/people/3870/s07ede5bf1fedd3b0034d9ff9a2787b60.jpg)
Лиля Светлова
случайно попала на съемки «Мырау Батыра» в возрасте 11 лет
Зрительский фидбэк
«Мырау Батыр» стал большим событием для телезрителей-татар, которые предпочитали смотреть передачи на родном языке. Люди ждали каждую серию, организовывали коллективные просмотры и обсуждения, пытались предугадать, чем все кончится. С начала 1990-х телеканал «ТНВ» ежегодно пускает мюзикл в эфир.
— После того как сериал закончился, редакция ежедневно получала от 10 до 100 писем, — вспоминает Сирматов, — причем зачастую писали взрослые люди: рассказывали, как их дети дерутся между собой за право быть Мырау Батыром в дворовых играх.
![](/i/people/3871/s67daa6fb3bf5a14cc6efe85605c61859.jpg)
Марат Рахматуллин
выложил на YouTube большую часть серий «Мырау Батыра»
Продолжение
Индус Сирматов рассказывает, что съемочная группа была готова продолжать музыкальный сериал, но закончились спонсорские деньги. При этом у Сирматова сохранились готовые сценарии еще 20 серий: в них внук Мырау — Мырый Батыр — попадает в лес и заводит дружбу с местными животными. Сценарист говорит, что, если сегодня появятся желающие снять продолжение «Мырау Батыра», он открыт к диалогу.
— Однажды мы собирались со съемочной командой, и каждый рассказал, что бы хотел изменить, — рассказывает Сирматов. — Режиссер бы сделал сюжет и съемку динамичнее, композитору хотелось полностью переделать музыку, а я сказал, что всем доволен и у нас получился хороший сериал.
![](/i/people/3872/s41a507fa02037493d9d3f47a9388d183.jpg)
Ильяс Гафаров