«Многие удивляются моему возрасту, но я на своем месте». Интервью с 14-летним дизайнером одежды
Бренд 2young4U запустил зимнюю коллекцию одежды. Это было бы банальное начало для статьи о моде, если бы не одно но: автору одежды в стиле стрит-фешен — 14 лет. О бренде Вадима Германа пока знают немногие, но этот круг постоянно ширится. «Инде» встретился с Вадимом и поговорил об особенностях его бренда, ответственности в юном возрасте и о том, почему взрослые хотят того же, что и подростки.
О бренде
В названии 2young4U заключена провокация: «Я слишком молод для тебя», потому что бренд задумывался как молодежный, я исходил в первую очередь из своих потребностей. Мне и моим ровесникам хочется выглядеть модно, но при этом мы много двигаемся, поэтому функциональность и качество одежды очень важны. Я наблюдаю, как люди носят вещи, и подмечаю, что им неудобно. Например, класть все мелкие предметы в один карман: ключи царапают экран телефона, документы могут выпасть, когда достаешь деньги… Так я создал худи с четырьмя карманами — сейчас это хит наших продаж, одна из базовых моделей бренда. В верхние карманы можно положить деньги и документы, нижние — более объемные, для телефона и, например, собачьего поводка. Я вообще не люблю ходить с сумками и сделал худи с карманом-сумкой спереди, чтобы класть туда учебники. Правда, с каждым годом у меня больше учебников, и этот карман немного провисает. Над этим нужно еще поработать.
Другая моя гордость — брюки Tokyo с эластичными вставками на коленях, потому что растянутые коленки — проблема многих брюк. У брюк 9 a.m. три кармана на молнии, один из них на бедре, чтобы можно было положить туда очки и не сломать их, садясь на диван.
Сейчас количество вещей небольшое, иногда это может быть даже один экспериментальный экземпляр. Базовые модели, например худи с лаковым карманом, мы повторяем в разных цветах и дошиваем каждый сезон. Есть вещи, над которыми я пока экспериментирую, например шерстяные худи, бомберы, куртки — у них размерная сетка меньше отшивается. В последней коллекции от трех до восьми экземпляров каждой модели.
Коллекция формируется из восьми-двенадцати луков со своими названиями, отражающими суть: 11 a.m., 9 a.m., Warm Up!, Big Shot, Chill, Billionaire, Star, Flame, Feel It!, Toxic Mountains. У каждого названия — своя история. Например, названия моделей 9 a.m. и 11 a.m. ироничные: все приходят на работу к девяти, и только босс может позволить себе прийти к одиннадцати. Модели 9 a.m. соответствуют стилю casual, а 11 a.m. — это более респектабельная одежда с намеком на классический костюм. Feel It! — модели с шелковой подкладкой, их можно оценить только примерив, потому что натуральный шелк нужно чувствовать на коже.
Мои любимые бренды — Louis Vuitton, Off White, Balenciaga, Jordan, Bape, North Face. Не могу сказать, что взял от них что-то конкретное: я стараюсь быть оригинальным. Например, у Louis Vuitton есть бронежилет с разными карманами. Мне не нравится их компоновка, но я уже увидел, как в модной индустрии используют карманы, и, оттолкнувшись от этого, сделал модель с карманом-сумкой. То есть любимые бренды помогают мне не бояться новых идей, скорее так. У нас есть, например, самурайская юбка. Она повторяет одежду, которая защищала самураев во время битв: два полукруглых лепестка по бокам и два лепестка посередине с диагональной прострочкой. В подкладке синтепон, он утепляет и защищает, поэтому эту юбку можно носить как декоративную, а можно кататься в ней на сноуборде, чтобы не мерзнуть и было не больно падать.
Сейчас я вижу, что взрослым людям тоже нравятся мои вещи. Кардинально моя одежда для тинейджеров и для взрослых не различается. Ее главные принципы — красота и забота о себе. Я стараюсь объяснять, что функциональность — это круто. Сейчас многие бренды отходят от стандартов и создают многофункциональные вещи, например большие кофты, которые смотрятся как платья, или капюшоны с цветной подкладкой, которые носят как косынки.
С начала 2019 года у меня вышло три коллекции одежды. Первая была экспериментальной, после нее стало ясно, что стоит продолжать. На этой неделе в шоурум поступила четвертая коллекция, зимняя. Она называется Play Hard! и ее главная составляющая — шерстяные худи на шелковом подкладе. Подобных моделей я не видел ни у одного бренда, они были и в моих предыдущих коллекциях, но в Play Hard! мы ушли в классику, смешанную со street casual. Эти худи могут выручить в ситуации, когда пиджак – это too much, но в спортивном костюме тоже как-то неловко. В меру солидно, в меру удобно. Вещи теплые, среди них есть клетка и оттенки коричневого, а есть желтый, чтобы добавить ярких цветов в холодный сезон. Есть цветная куртка из шерсти, в ней должно быть тепло до минус пяти. Отправной точкой для этой куртки стал советский ковер, который я нашел у бабушки.
Очень важно, что мы используем только натуральные ткани — шерсть, шелк, кашемир. Моя мама довольно хорошо разбирается в тканях, я с детства помню ее шелковые вещи. Она много говорила, что натуральный шелк — это здорово, я наслушался и натрогался, ткань действительно очень приятная на ощупь. Ну и в сравнении понятно: как-то раз я заказал себе свитшот с принтом stickerboom. Кофта оказалась из 100-процентного полиэстера, и в ней было очень неприятно ходить, синтетика неприятна телу, потеешь постоянно. Так я понял, что ткани — это неотъемлемая часть вещи. По-настоящему я начал разбираться в тканях с первой коллекцией. Рисуя модели, я не задумывался о том, из чего это будут шить. Мы пришли в магазин тканей, я начал щупать их, выбирать по цвету и, вспоминая тот свитшот, начал обращать внимание на материал. Так постепенно, с производства, с похода в магазин начинаешь понимать состав, сочетаемость разных тканей.
Я уделяю много внимания материалу и цвету подклада: он в первую очередь соприкасается с кожей и от него во многом зависит, приятно ли будет носить вещь. Этот подход очень важен в концепции бренда: важно то, что внутри, и у человека, и у одежды. Мне кажется, это вещи для ребенка, который живет в каждом человеке: они отражают индивидуальность и в то же время удобны для того, чтобы быть собой, но в то же время не смахивать с себя пылинки, не париться постоянно о том, как ты выглядишь.
О творческом пути
Лет с шести я увлекался лепкой и рисованием, постоянно что-то выдумывал. Как-то раз мне в руки попался журнал по fashion-дизайну, я увидел там очень красивое платье и тоже попробовал нарисовать что-то подобное.
Потом я переключился на баскетбол. Но у меня плоскостопие, поэтому врачи запретили мне заниматься спортом профессионально. Освободилось время для новых хобби: начал заниматься в школе «Проектэро» на курсах fashion-дизайна. Это занятие меня как-то сразу увлекло, пошел быстрый прогресс, и я подумал: а почему бы не попробовать сделать свой бренд? Так за месяц мы отшили мою первую коллекцию и в апреле устроили показ. Родители отмечали общий день рождения, пригласили 80 человек, и там прошел показ для всех гостей. Людям вроде понравилось, и это меня замотивировало продолжать.
Техническую сторону производства одежды я начал изучать уже после первой коллекции. Родители договорились с Артемом Глебовым, основателем бренда Chukcha, чтобы он стал моим коучем. Он объяснял мне особенности кройки, как правильно шить одежду, чтобы она была удобной в носке. Сейчас Артем — это человек, с которым я могу посоветоваться и поделиться своей радостью. Раньше я немного шил, сейчас освоил швейную машинку. В принципе, уже могу сам что-то сшить, но хочу погружаться в эту сферу все глубже, чтобы стать профессионалом.
Много дает и простое наблюдение. Я пять лет ездил каждое лето в Англию и Америку на полтора-два месяца, учил английский, и нас там учили правильному контактированию с людьми: мы брали интервью, опросы проводили. Это очень раскрывает тебя и делает менее застенчивым. Учеба за границей очень помогает общаться с новыми людьми и заводить новые знакомства. В Англии придерживаются больше делового стиля. И если Англия — это более спокойная уличная мода и можно приметить классические костюмы или, наоборот, нестандартные образы, то в Америке больше распространен casual, street. Особенности носки видно: например, штаны очень низко спускают. И эти наблюдения часто превращаются в какую-то вещь.
Многие удивляются моему возрасту, но я на своем месте. Я учусь во вторую смену, она заканчивается в пять-шесть часов вечера. После учебы приезжаю в шоурум, делаю уроки и работаю. Утром встаю рано, иду на пробежку или на турник.
О поддержке
Часто спрашивают: «И что, все сам, в 14 лет?» Конечно, я не сделал бы всего этого без поддержки. Больше всех мне помогает мама: она часто подменяет меня в шоуруме, развозит ткани, решает организационные моменты, например, организовывает фотосессии. А я занимаюсь разработкой концепции и дизайном одежды, производством, подбираю ткани и продаю в шоуруме. Instagram мы ведем с мамой вместе, а сайт бренда сделала она, потому что мама — айтишник, она всю жизнь занимается сайтами. Еще у меня прекрасный папа, который помогает мне в ведении бизнеса. Покупает мне книжки, которые я читаю, изучаю пути к успеху разных известных людей. Родители помогают мне, но не так, чтобы все доставалось слишком легко: например, они не арендуют мне большое помещение и не устраивают показ для каждой коллекции. Сейчас мне нужно становиться профессионалом, и пока не имеет смысла вкладывать в бренд много денег: я хочу постепенно заработать их сам, а не просто взять у папы с мамой. С первой коллекцией мне очень много содействовали, но постепенно я делаю сам все больше.
Почти каждый день я бываю на производстве. Одежда отшивается в небольшом цеху, который постепенно будет перерастать в большое производство. Мы шьем в одном месте, а вышиваем, наносим принты и прочее — в других. В дальнейших планах — чтобы это происходило в одном большом помещении.
В цеху есть руководящий процессом человек, с которым мы обсуждаем эскизы. Я доверяю ему, потому что он опытней меня и какие-то моменты может подсказать, типа «эта вещь может после стирки пойти по косой» или «вот тут нужно обработать, иначе вещь будет сыпаться». Сейчас мы корректируем в среднем две модели из десяти. Отношения у нас очень хорошие, ко мне относятся серьезно.
Пока наши основные клиенты — это знакомые и знакомые знакомых. Моим одноклассникам нравится, что в своем возрасте я уже начал такое необычное предприятие. Полкласса ходит в моей школьной форме. Многие поддерживают, обращаются за советом, спрашивают, есть ли такая модель, какая им нужна. Если она есть, они идут в шоурум и покупают.
О планах
Сейчас мне очень нравится, как выглядят направление и концепция бренда. Хотелось бы сделать в какой-нибудь из следующих коллекций умные вещи. Вставлять пластину как колонку, например, какие-нибудь панели, которые будут менять цвет кармана. Такие вещи сейчас приобретают популярность и в будущем, возможно, полностью заменят обычные.
Помимо моды я заинтересован в 2young4U как в бизнесе, с детства пытаюсь как-нибудь заработать. Лет пять назад мы с двоюродным братом купили много чехлов на AliExpress и продавали друзьям чуть дороже. Идея была в том, что наши чехлы дешевле, чем в «Кольце», а на AliExpress тогда никто не заглядывал. Мы быстро все продали, неплохо заработали. А после поездки в Англию купили большой переносной холодильник. Покупали по акции баночки газировки, ходили по городу и продавали их. Многие покупали, потому что они были прохладные, а на улице стояла жара.
Пока 2young4U не приносит больших доходов. Концепт бренда — это качество и стиль по цене такой же, как масс-маркет, или чуть выше. Футболки и трикотаж у нас стоят 1500–2200, брюки — 3300–3900, трикотажные худи — 3900–4900, шерстяные — 6900–9900, теплые куртки — 9900–13 900. Наценка составляет 20–50 процентов от себестоимости, что очень скромно для индустрии моды, где цена накручивается минимум в три-четыре раза. Учитывая стоимость материалов и небольшие партии пошива, себестоимость наших вещей довольно высокая, а прибыль с каждой проданной вещи маленькая. Но это нормально, все происходит постепенно.
Я хочу хорошо обеспечивать себя и, в будущем, своих родителей. Они не дают мне много карманных денег — чтобы пойти погулять с девушкой или с друзьями, мне нужно самому заработать. Моя мечта — стать самым молодым долларовым миллиардером, это нужно сделать к 20 годам, потому что нынешнему рекордсмену 21. Я понимаю, что это почти невозможно. Но почему бы и нет.
Фото: Галина Овчинникова