Burger
15-минутный путеводитель: татарская академическая музыка
опубликовано — 23.10.2019
logo

15-минутный путеводитель: татарская академическая музыка

Наше музыкальное все. От первого татарского марша Яруллина до авангардизма Губайдулиной

У татарской классики короткая, но насыщенная история. Из народной она начала превращаться в профессиональную в 1905 году, с появлением свободы слова, периодической печати, театра, творческих клубов. Хоть и отношение имамов к увеселениям с музыкой было резко отрицательным, артисты приглашались на домашние вечера, их граммофонные записи пользовались бешеной популярностью, и тогда же собственно, появились авторские произведения.

Татарские композиторы решали многие сложности, связанные с различиями западной и ориентальной традиций. Пентатоника против аккордов, многоголосие против одноголосия, новые инструменты. По сути, за сто с лишним лет татарская классическая музыка проделала путь, на который у других уходило по несколько веков.



Загидулла Яруллин

Его преподавателем был чистопольский немец, перебравшийся из Петербурга, — настройщик музыкальных инструментов Шнейдер. Яруллин ездил по городам как мастер и музыкант, в Казани он даже служил тапером, его любил слушать Тукай, в честь которого в 1913 году скрипач-самоучка написал первый татарский марш «Тукай маршы». А еще он руководил первым струнным татарским оркестром.

Султан Габяши

Сын муллы, выпускник юрфака, начал сочинять музыку в 1909-м. По сути, это первый татарский композитор, работавший с крупной формой. Самая известная его песня «Кәккүк» была написана в 1913-м в виде пьесы, а потом обрела слова. В 1917-м труппа «Саяйр» поставила драму Гаяза Исхаки «Зулейха», а Габяши специально для нее сочинил сопровождение. Наконец, с двумя соратниками, Газизом Альмухаметовым и Василием Виноградовым, он написал и поставил первую татарскую оперу «Сания» (1925), а через три года — еще и «Эшче».

Салих Сайдашев

На рояле автора «Марша Советской армии» учил играть Загидулла Яруллин, а до этого он с помощью родственников осваивал гармонь. После революции Сайдашев стал дирижером татарского театра, который уже потом стал академическим и имени Камала. Важно, что здесь он сочинял то, за что его помнят и сейчас, — музыку к спектаклям «Галиябану», «На Кандре», «Голубая шаль», «Наемщик». По сути, Сайдашев — основоположник музыкальной драмы в Татарстане, на которого до сих пор ориентируется всякий, кто пишет у нас для театра. Известно, что он и сам был безумно влюблен в сцену. Когда известная певица Галия Кайбицкая осталась после развода без жилья, он выдал ей ключи от своей квартиры, а сам ушел жить к родственникам. И именно он посоветовал Софии Губайдулиной продолжить учебу в Московской консерватории.

Фарид Яруллин

Сын Загидуллы Яруллина и автор музыки к первому национальному балету «Шурале» до его премьеры не дожил. В Москве в рамках Декады татарской литературы и искусства было необходимо показать балет. Либретто и партитуру к началу 1940 года уже сочинили писатель Ахмет Файзи и Яруллин. Текст не устроил балетмейстера Петра Гусева, за него взялся Леонид Якобсон — дело шло к премьере, но началась война, и «Шурале» показали только в марте 1945 года. Яруллин погиб на фронте в 1943 году, он получил за балет Государственную премию имени Тукая посмертно.

Назиб Жиганов

Символ советской татарской музыки написал 16 симфоний, восемь опер, три балета — и нет такого учреждения, связанного с музыкой, в создании которого он не участвовал. Сирота, выпускник детдома, он, как и многие другие герои этой статьи, учился и в Казани, и в Москве. Его Первая симфония звучала в 1937-м при открытии Государственной филармонии Татарской АССР, а опера «Качкын» — Татарского театра оперы и балета (в 1943-м он станет его художественным руководителем). Во время войны Жиганов предложил руководству республики открыть консерваторию и возглавлял ее более 40 лет. И это параллельно с должностью главы Союза композиторов ТАССР.

Сара Садыкова

Первая татарская женщина-композитор, как гласит предание, родилась в доме рядом с нынешним музеем чак-чака (теперь там пустырь): мама, будучи беременной, пришла в гости, и воды отошли прямо во время ужина. Сара училась в знаменитой гимназии для девочек Фатихи Аитовой, в педагогическом техникуме уроки пения ей давал Султан Габяши. Вскоре она оказалась на сцене (на афише ее назвали Сара Донская). В 1922 году Садыкова уехала в учиться в Московскую консерваторию, где играла в Московском татарском театре, а по возвращении домой вошла в состав опер «Сания» и «Эшче», пела многое из того, что написал тогда Салих Сайдашев, позже стала первой солисткой театра оперы и балета.

Наконец, в 1942-м она написала танго «Көтәм сине» на стихи Ахмета Ерикея и стала еще и композитором с портфолио из 400 песен.

Александр Ключарев

Будущего главного обработчика татарских песен с русской фамилией музыке начала учить мать, которая умела играть на гармонике, уже в пять лет он освоил еще и скрипку, гитару и цитру. С татарской музыкой его познакомил кучер Галяй, постоянно напевавший народные мелодии. Выучившись в музыкальном техникуме на пианиста, Ключарев некоторое время работал музыкальным руководителем Марийского драматического театра, потом, конечно, уехал в Москву, в тамошний рабочий театр, учился в консерватории, жил в Уфе, но потом вновь приехал в Казань, где получил должность главного редактора музыкального вещания Татарского радиокомитета, а потом и руководителя ансамбля песни и танца ТАССР и Татарской государственной филармонии. Когда оркестр Лундстрема, прибыв в Казань, не получил должной поддержки, только через джазовые обработки татарских песен и поддержку Ключарева ему удалось добиться признания. Свинг композитор любил, но все же основной его любовью был фольклор — экспедиции, общение с коллегами, причем не только татарская народная музыка, но и марийская, и башкирская.

Рустем Яхин

До сих пор, когда нынешние композиторы пытаются сочинить очередной хит, у них получается песня Яхина. Он окончил музыкальную школу за три с половиной года, на войне служил в зенитной артиллерии, а потом играл на фронте на фортепиано. Студентом Московской консерватории Яхин вернулся в Казань, где иногда играл в здании театра на Горького концерты, про которые один из современников писал: «Аккомпанемент он редко играл по нотам, чаще это были собственные импровизации. Его игра была украшена орнаментикой, свойственной татарским народным мелодиям…». Музыку Яхин начал сочинять, играя на пианино на радио, в итоге первым среди татарских композиторов начал выступать с сольными концертами, в компании певцов, постепенно уходя от западной и русской музыки к собственным композициям. Платили ему, говорят, до 70–100 рублей за песню. Любимчик минкульта? Возможно, но когда в 1950-е был реабилитирован Муса Джалиль, Яхин одним из первых написал на его стихи музыку — цикл «В моабитском застенке».

Самое известное его произведение — Государственный гимн Республики Татарстан. За его основу была взята песня «Туган ягым», аранжировал ее ректор Казанской государственной консерватории Рубин Абдуллин, который лично, вместе с поэтом Ренатом Харисом, ходил за разрешением к автору.

София Губайдулина

Самая известная в академическом мире уроженка Татарстана не так-то и много написала в Казани, где она училась игре на фортепиано и композиции (кстати, ходила в ту же музшколу, что и Яхин). В 1954 году она уже оказалась в Московской консерватории.

Ее слава началась с Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени Скрябина, а также музыки в кино — «Вертикаль», «Маугли». Наверное, самый популярный фильм с ее саундтреком — «Чучело» Ролана Быкова. В 1979 году руководитель Союза композиторов Тихон Хренников так раскритиковал ее, что она попала в черный список, «хренниковскую семерку», наряду с Вячеславом Артемовым и Эдисоном Денисовым. С начала 1990-х Губайдулина перебралась в Германию. В Казани она помогает делать ежегодный фестиваль современной музыки «Конкордия», здесь организован конкурс пианистов ее имени и работает Центр современной музыки (в доме, где она жила в детстве). Всю жизнь София соединяла Восток и Запад, утонченность и выразительность, не увлекаясь минимализмом или полистилистикой, а строго следуя своему пути.

Алмаз Монасыпов

Композитор и виолончелист Монасыпов — видная фигура татарской музыки 1960–1970-х, он дирижировал оркестром театра оперы и балета, оркестром Татарской филармонии, а в 1973-м перебрался в Москву, где и жил до смерти.

Монасыпов — один из первых, кто начал изучать скрытое до этого богатство в виде баитов и мунаджатов. Подобный интерес стал трендом в 1980−1990-е, в эпоху роста национального самосознания. Отметим его вокально-симфоническую поэму 1974 года «Тукай аһәңнәре», подлинный эксперимент с электронными инструментами, джазом, восточными ритмами, яркий пример татарского авангарда, резкого и смелого движения вперед, поиска, отступления от традиций Сайдашева и Габяши.

Шамиль Шарифуллин

Выросший в Туркмении и получивший первое музыкальное образование по классу баяна в Ашхабаде и Казани, Шарифуллин одинаково сильно испытывал влияние европейской и восточной классической культуры, а также европейского авангарда и фольклора. В консерватории он активно ездил на полевые исследования. Все это перевоплотилось, в первую очередь, в хоровую музыку — в «Мунаджаты», «Деревенские напевы», — которая наконец встроила этот тип музыки в современную татарскую.

Нельзя не сказать об авангардистских опытах композитора в 1980-е: посвященная Жиганову симфония «Диалоги сфер», в которой композитор смело выходит за рамки пентатоники, в область микрополифонии. И буквально перед смертью Шарифуллин закончил многолетний труд — балет «Юсуф и Зулейха».