Burger
Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Балтасинского, Альметьевского и Алексеевского районов
опубликовано — 24.03.2017
logo

Герб-a-life. Как могли бы выглядеть гербы Балтасинского, Альметьевского и Алексеевского районов

Медиадиректор «Яндекс-Дзен» Даниил Трабун делает радикальный апгрейд районной символики

«Инде» продолжает ревизию татарстанской геральдики — в новом выпуске рубрики «Герб-а-life» Даниил Трабун, медиадиректор «Яндекс-Дзен», делится своими соображениями о том, как гербы могут захватить умы тинейджеров, как сочетать вечное, новое и устаревшее, и демонстрирует капсульную коллекцию одежды для молодежи Балтасинского, Алексеевского и Альметьевского районов.

Даниил Трабун

медиадиректор «Яндекс-Дзен»

Гербы — это невероятно устаревшая штука. Сегодня у городов уже есть логотипы, которые сильно выигрывают у гербов в плане воспроизводимости и понятности современному человеку. Гербы — это недоделанные логотипы, набор накиданных в кучу элементов, очень прямолинейных, как в египетской иероглифике: если нарисована нефтяная вышка, значит, в районе добывают нефть. И в этом смысле по замыслу от герба ждешь какого-то олдскула, чего-то немного устаревшего. И второе соображение: исторически гербы наносились на щиты, на доспехи и были способом различения своих и чужих, то есть маркировками разных, по сути, банд, в этом есть какая-то агрессия. А для стрит-культуры такими доспехами являются худи, поэтому я счел возможным сразу нанести на них гербы — как новые, придуманные мной, так и старые, потому что, мне кажется, это очень крутое сочетание. Третья мысль: мне очень понравились советские гербы татарстанских районов, это такой чистый постмодерн, к которому хочется обращаться в 2017 году, потому что он тоже про переработку смыслов, но другими методами.

Алексеевский район

Оригинал принят 10 мая 2006 года

Описание: «В серебряном поле на зеленой земле — золотая, сломленная у основания ель и скачущий через эту ель пурпурный, с золотыми глазами, копытами и рогами, обернувшийся лось».

Расшифровка: На территории района располагался один из древнейших городов Волжской Болгарии — Биляр, названный в летописях XII столетия «Великим городом». В знак этого в гербе помещено изображение пурпурного лося. Пурпур — символ власти, благородства, величия, славы. Лось — символ свободы, независимости и достоинства. Переломленная ель (засека) символизирует нахождение на территории современного района в XVII столетии Закамской засечной черты.

Вариант Даниила Трабуна: «Такие вещи, как гербы районов, имеют особое значение для тех, кто нуждается во внешних инструментах самоидентификации — я имею в виду тинейджеров или тех, кто чувствует себя таковым. Поэтому на гербах должно быть что-то, что будет применимо к их настроению и ощущению мира. Когда ты читаешь „пурпурный лось“ в описании, то начинаешь размышлять и приходишь к выводу, что пурпурный в XVII веке, в советские годы и сегодня — это три разных цвета, у них разные коннотации. Поэтому я решил, что надо отказаться от оригинала, забыть о нем и делать все с чистого листа. Я перевел „Яндекс-переводчиком“ татарские описания гербов и опирался на них. Сломанную ель я превратил в можжевельник — не совсем, конечно, но это можно назвать можжевельником, сходство есть. Лось стал трехмерным, а еще добавился глаз как центральный символ.

Для меня герб является не традиционным геральдическим щитом, потому что мы больше не используем эту форму, она устарела и ушла навсегда, а самим описанием, поэтому я и привел его здесь. Важен не столько составленный в какую-то композицию набор элементов, сколько сама символьная система, которую можно собирать как угодно и наносить на что угодно, поэтому я для каждого герба завел psd-файл, с которым каждый может поступать как ему хочется».


Конструктор герба


Балтасинский район

Оригинал принят 21 декабря 2006 года

Описание: «В лазоревом поле на зеленой земле золотой с черным носом восстающий медведь, держащий передними лапами серебряный топор на золотом топорище, и перед ним на той же земле — золотой, выходящий слева угол незавершенного сруба».

Расшифровка: Слово «балтач» производно от татарского «балта» — «топор». Поэтому главная фигура герба — медведь, держащий в лапах топор. Медведь — традиционный символ мощи, силы, уверенности, хозяин леса. Медведь на гербе возводит дом, что подчеркивает широко известные традиции и искусность балтасинских мастеров по дереву. Традиционный геральдический прием «вооружение» — изображение когтей, зубов и языка одним цветом с самой фигурой медведя — подчеркивает мирные намерения жителей. Природная тематика в гербе указывает на одно из главных богатств района — лес.

Вариант Даниила Трабуна: «Я пытался посмотреть на это глазами человека из 2017 года. Что такое сруб? Поленья? Выглядит так, как будто медведь пытается дом разрушить, но смысл-то совершенно в другом. Мне было важно сделать герб чуть-чуть устаревшим, как будто это символика года 2010-го, то есть он должен быть немножко нелепым, отсюда — суши и несовершенное 3D как приметы того времени. К тому же медведи любят рыбу. Золотая земля — это классическая красота сочетания круга и квадрата, в китайской символике она везде присутствует. Мне показалось классным и с ней позаигрывать, потому что есть какие-то крутые вещи вроде советских гербов, но они не вечные и их красота в этой невечности, а есть какие-то штуки типа круга и квадрата, которые никуда никогда не денутся.

Вообще, идеальный герб должен стремиться к эмодзи, к чистому символу, и его трагедия в том, что он им никогда не станет. Поэтому я использовал эмодзи — в первом случае это глаз, а во втором — ножи».


Конструктор герба


Альметьевский район

Оригинал принят 10 мая 2006 года

Описание: «На зеленом поле с червленой оконечностью поверх всего — золотой сквозной цветок тюльпана, внутри которого поставленная на оконечности золотая приставная лестница и поверх нее — бьющий из оконечности черный о двух струях фонтан».

Расшифровка: Альметьевский район — крупнейший в Татарстане центр нефтедобычи, о чем говорят лестница и фонтан (золотая лестница — аллегорическое изображение нефтяной вышки). Сочетание золота и черного цвета подчеркивает символическое определение нефти как «черного золота». Цветок как один из главных растительных орнаментов в искусстве тюркских народов аллегорически отражает историю этой земли.

Вариант Даниила Трабуна: «Главной ценностью и ресурсом людей среднего возраста сегодня является нефть. Но это не мой ресурс, мой ресурс — это вай-фай. Поэтому я поставил черный модем как нечто более близкое к нам, чем вышки. Тюльпан — это суперкрасивый символ, поэтому я ничего с ним не стал делать. И я вернул название города на герб, как это было на советском изображении. Я задумался еще и о том, что символ сегодня может быть не только простым изображением. Тут как с мемами: есть очень простые, а есть состоящие из нескольких сложных изображений. Мне показалось, что вот эта дурацкая картинка с ковром-самолетом с очень европейского вида людьми может стать абсурдным символом района. Кто-то может подумать, что все это — издевательство над районом и его символикой, но я считаю, что сегодня, в мире „Форчана“ и „Анонимуса“, сам факт обращения к чему-то — это выражение респекта.

Вольная интерпретация и рефлексия говорят о том, что тебя захватил какой-то объект и ты начинаешь с ним работать. То, что ты как представитель нового поколения берешь смешного геральдического медведя и превращаешь его в нелепую картинку, как ни парадоксально, и есть демонстрация уважения. Получается, ты не выкидываешь старое и традиционное, а трансформируешь и берешь с собой в новую жизнь. И я хочу сказать, что, хоть гербы меня и позабавили, сами районы, татарский язык и символика мне очень понравились».


Конструктор герба