Burger
Комфорт для всех. Как работает творческая инклюзивная студия «Э-моция»
опубликовано — 04.12.2019
logo

Комфорт для всех. Как работает творческая инклюзивная студия «Э-моция»

Проблемы любительских театров, японская пластика и желание танцевать

В 2016 году в казанском Доме культуры «Юность» появилась «Э-моция» — театральная студия, в которой люди с инвалидностью и без нее выходят на сцену вместе. 7 декабря студия покажет премьеру в детском центре «Экият». Спектакль «Страна сломанных игрушек. Возвращение» рассказывает о девочке, которая отправляется на поиски своего медвежонка. Спектакль предназначен не только для детей — через сюжет об игрушках создатели затрагивают вполне взрослые проблемы.

«Инде» встретился с основателями и участниками студии и узнал, как она возникла, как ставят спектакли люди с ограниченными возможностями здоровья и почему нужно идти на премьеру.



Как все началось

Инесса Клюкина

руководитель студии

В 2016 году я участвовала в «Жемчужине Татарстана» — это конкурс красоты среди женщин с инвалидностью. Мое окружение всегда состояло из людей без инвалидности: хотя я была на домашнем обучении, я числилась в классе, ко мне иногда приходили одноклассники, потом дистанционно училась в институте, есть братишка, сестренка и друзья. «Жемчужина Татарстана» — мое первое соприкосновение с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Когда я пришла, подумала: «О! Они такие же классные, как и я! Почему бы и мне не попробовать?»

Я работала в Доме культуры «Юность», занималась с девочками-подростками. В 2016-м руководитель ДК предложил мне организовать свой кружок. С этой мыслью я ушла в административный отпуск на лето, создала чат с девочками из «Жемчужины» и спросила, что нам нужно. Все сказали, что в Казани для взрослых людей с инвалидностью нет ничего творческого и что было бы здорово сделать театр. Вместе мы придумали название, а потом начали искать участников, педагогов и режиссеров. На первое занятие пришли 22 человека.

С тех пор у нас всегда около 18 участников, мы занимаемся минимум раз в неделю. Кроме режиссера у нас есть педагоги по речи, вокалу и хореограф. Некоторые педагоги не ведут занятия постоянно, но приходят с мастер-классами.

Людей с инвалидностью в студии чуть больше, но в целом у нас всегда был смешанный состав. К нам приходят потому, что тянутся к творчеству, а не потому, что хотят непременно попасть в инклюзивную студию. Мы не берем детей, так как поняли, что если в Татарстане и есть что-то инклюзивное, то это для ребятишек. А для взрослых ничего нет.

Сейчас «Э-моция» — победитель международного фестиваля инклюзивных практик в Грузии в номинации «Лучший творческий инклюзивный коллектив» и телеконкурса «Малые театры Казани», участник фестиваля любительских театров «Действующие лица». Еще мы много выступаем для любительского коллектива — в среднем раз в месяц — и ездим на гастроли: в Москву, Екатеринбург, Ижевск, Челябинскую область, Крым. Объехали почти весь Татарстан.

Надежда Дунаева

актриса

У меня есть инвалидность, но раньше я не общалась с другими людьми с ограниченными возможностями здоровья. До прихода в «Э-моцию» работала менеджером, потом устала от рутинной работы, уволилась и поехала отдыхать в Москву. Устала отдыхать, делать что-то надо — залезла в интернет и наткнулась на «Э-моцию».

Первый раз я попала к ним на мастер-класс по контактной импровизации. Я любила в школе физкультуру, но это спорт — а тут тебя все трогают. Я же человек нормальный, вежливый: всем в лицо говорить не буду, думаю, позанимаюсь и больше не приду. А у ребят через две недели был спектакль, они позвали меня на саму постановку, а потом тусить. Моя мама очень удивилась: «Надя, ты — в бар? Что?» Ну и потом понеслась жизнь в пляс. Сейчас для меня студия не просто хобби: без «Э-моции» уже не та эмоция.

Как создаются постановки

Неля Суркина

режиссер

Тему первого спектакля «#сердцагорода» придумали участники студии, а мы с Лилей, педагогом по речи, поработали над их идеями, чтобы получилась главная линия с началом и концом. После премьеры я смотрела сюжет, в котором Инесса давала интервью и с уверенностью сказала: «А в мае у нас будет премьера следующего спектакля!» Я думаю: у нее же ничего нет! Очень удивилась, пошла в ванну и, пока купалась, сочинила второй спектакль.

Затем был «Снег», постановка по роману Максанса Фермина. Мы побывали в ТЮЗе на спектакле «Из глубины», сделанном в пластике японского танца буто, и ребята спросили: «Почему у нас такого нет?» И я поняла, что надо делать спектакль именно в этом стиле.

Есть вербатим «Алые паруса» — это истории женщин с инвалидностью и без, о том, что каждая девушка — немножечко Ассоль, по крайней мере, пока не встретит своего принца. В этом спектакле мы поем песни из мюзикла Веры Хохловой «Алые паруса». Это моя давняя история — однажды Вера принесла мне диск со своей записью и сказала: «Может, ты когда-нибудь поставишь». Через месяц ее не стало, и материал лежал. Собранные истории соединили с материалом Веры, получился такой спектакль.

Наши постановки делаются в смешанной технике: мы и танцуем, и поем, есть отдельные номера. Например, мы дружим с детским хореографическим коллективом «Веселое времечко» и его руководителем Юлией Черемисиновой — они ставят танцы, которые мы потом интегрируем в спектакли.

Проблемы у нас те же, что и у всех любительских театров. В профессиональный театр приходят люди с наработанным багажом. Режиссер дает им задачу, и они уже могут с ней работать. А нам нужно начинать с самого начала, с тренинга. Часто в любительском театре режиссеры подбирают роли, максимально близкие и комфортные для участников. Так же и в детских театрах: дети играют почти себя. Когда мы делали «Страну сломанных игрушек», персонажи были подобраны так, чтобы ребятам были близки и понятны их роли. Сейчас мы уже тоже наработали багаж, и актерам стало легче примерять на себя роли персонажей, которые не похожи на них самих.

В любом случае, есть физические особенности участников, а есть то, что можно назвать смотрибельностью. Театр — это для зрителя, и зритель хочет видеть что-то не обязательно красивое, но художественно целостное. Важно вписать физические особенности участников в сценическую эстетику. Например, «Снег» — актеры двигаются в пластике буто, существуют в таком пространстве.

Что такое инклюзия

Неля Суркина

режиссер

Для нас очень важно, что студия — для всех, независимо от наличия инвалидности. Есть интеграция — это когда человека с инвалидностью куда-то включают, а есть инклюзия — условия, в которых люди с инвалидностью и без могут быть партнерами на равных. Это история не о том, что люди с инвалидностью являются благополучателями, а о комфорте для всех, независимо от физических особенностей.

После премьеры первого спектакля я спросила Инессу: ты чем хочешь заниматься — социальной работой или творчеством? Решили, что творчеством, и переименовались из инклюзивной творческой студии в творческую инклюзивную. В своей группе во «ВКонтакте» мы делаем много репостов о социальных проектах, ведем рубрику «Проверено „Э-моцией“», где пишем о доступной среде. Потому что доступная среда — это не только пандусы и таблички на Брайле, это в первую очередь люди. В Казани есть заведения, которые абсолютно нелояльны. Ты приходишь, и на тебя пялятся: когда же ты свалишь. Это неприятно.

У нас все взрослые и с сохранным интеллектом: если человек плохо говорит, это его физическая особенность, а не ментальная. Спрашивай, переспрашивай, попроси других людей объяснить, что ты не смог разобрать. Если хочешь кому-то помочь — предложи свою помощь, но не навязывай. Например, видишь, что человек каким-то странным образом завязывает шнурки, — не надо помогать, если ему удобно так это делать.

Иногда человек просит тебя помочь, а ты по каким-то причинам не готов. Скажи: «извини, попроси кого-нибудь еще». У нас это нормально, никто не обижается, все уважают личные границы друг друга. Иначе мы не смогли бы эффективно взаимодействовать, и никаких спектаклей бы не получилось.

Надежда Дунаева

актриса

Мы с девочками, которые не видят, обсуждали свои ощущения. Они про нас (людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — Прим. «Инде») говорят: лучше мы не будем видеть, но будем ходить. Я же считаю наоборот: лучше я буду без ног, но буду все видеть.

Мне кажется, за время существования студии мы стали более социально адаптированными. Начали больше ходить в кино, в кафе и на дискотеки. Некоторые ребята не стесняются просто выйти и танцевать среди людей без инвалидности.

О чем премьера

Неля Суркина

режиссер

Сейчас мы готовим спектакль «Страна сломанных игрушек. Возвращение». Ребята попросили придумать продолжение нашего второго спектакля. В нем девочка Лия попадает в аварию. Она ломается, ее мишка ломается и попадает в Страну сломанных игрушек. И Лия отправляется туда, чтобы вернуть мишку. На пути ей встречаются разные игрушки, которые помогают или мешают.

Инесса Клюкина

руководитель студии

Наши зрители очень любят этот спектакль. Он единственный в нашем репертуаре не только для взрослых, но и для детей. Он яркий, красивый и самый понятный, как говорят некоторые наши зрители. Спектакль не привязан к Новому году, но, мне кажется, он может создать атмосферу яркого праздника. Для нас очень важно, чтобы на спектакль могли прийти все желающие, поэтому все наши показы — бесплатные. Нужно только написать нам в группу, чтобы забронировать место.

Неля Суркина

режиссер

Мне кажется, этот спектакль — про исполнение мечты. Я думаю, что и в первой «Стране», и во второй очень много чувств. Мы не любим рассказывать про грязь всякую. Даже если обсуждаем сложные темы, стараемся выходить через боль к чему-то светлому, не зацикливаться на черноте. Это встряска, но в положительном ключе.

Фото: Мария Вотинцева; Любовь Кабалина; vk.com/e_mociya