Ясно-понятно. Что такое эмбодимент и зачем его практиковать?
Мы привыкли думать, что для разума есть медитация, а для тела — фитнес и йога. Оказывается, это не все: существует эмбодимент — практика, которая объединяет тело и сознание. Основателем эмбодимент-движения в Татарстане стала Анна Фельдман — эмбодимент-фасилитатор, тренер по личной эффективности и креативности, эксперт по трансформационному обучению взрослых и бизнес-консультант. Она рассказала «Инде» о том, как внимание к своему телу помогает улучшить качество жизни и с чего начать развитие телесной осознанности.
Что такое эмбодимент?
С английского языка «эмбодимент» переводится как «воплощение» — это про то, что мы что-то воплощаем своим Телом в жизнь. «Тело» с большой буквы — в эмбодимент-подходе оно рассматривается как субъект, научившись слушать и понимать который, мы можем приобрести отличного друга.
Мне близко определение, что эмбодимент — это наша способность замечать свое состояние с точки зрения телесных проявлений, эмоционального самочувствия и мыслей, которые нас наполняют в данный момент. На основании этого наблюдения можно изменить свое состояние на более ресурсное и эффективное.
Развивая телесную осознанность, мы можем пересматривать и менять наши автоматические программы (паттерны), снижать уровень напряжения, становиться более бережными к себе и своему окружению. Эмбодимент дает возможность выдохнуть и действовать из наилучших стратегий, а не из страха, — это важно для осознанного проживания жизни.
Чем эмбодимент отличается от йоги и медитации?
Эмбодимент — это интегральный подход. Он исходит из традиций боевых искусств (в частности, айкидо), практик внимательности, телесных практик, театральной импровизации и танцевально-двигательной терапии. В нем можно найти инструменты и подходы, свойственные в том числе этим направлениям.
Фитнес и йога тоже могут стать эмбодимент-практикой. Для этого нужно изменить фокус внимания — перевести его от объема мышц или талии на то, как занятия йогой или в зале влияют на нас, какие качества мы приобретаем благодаря этой практике и как это сказывается на нашей жизни в целом.
Например, занятия йогой Айенгара помогают развивать точность и структурность, учат достигать целей. Превращая их в эмбодимент-практику, мы получаем возможность перенести приобретенные навыки с коврика в обычную жизнь — мы начинаем замечать, где и в каких делах нам важно быть более внимательными и точными, планировать и ставить цели.
Если в медитации наша задача — успокоение ума и в процессе мы наблюдаем за мыслями, то эмбодимент позволяет сделать следующий шаг — понять, как это наблюдение влияет на нас и как сохранить обретенное на подушке спокойствие в повседневной жизни. Метта-медитация, например, помогает развивать эмпатию и сострадание по отношению к себе и другим. Применяя эмбодимент-подход, мы тренируемся привносить эти качества в отношения осознанно, а не автоматически.
«Мы есть то, что мы практикуем», — сказал Ричард Строцци-Хеклер, гуру эмбодимента. Я с ним полностью согласна. Закон совершенствования действия распространяется на все, что мы делаем — осознанно или нет. Кто-то каждое утро воюет с будильником, а кто-то успокаивает ум в медитации. И тот и другой практикуют — и та и другая практика что-то в нас развивает. Вопрос только в том, понимаем мы это или нет. Эмбодимент помогает увидеть влияние практик на то, кем мы становимся благодаря им и что воплощаем в жизнь.
С каким запросом можно обратиться к эмбодимент-фасилитатору?
Эмбодимент-подход дает возможность разобраться со своими автоматическими программами, реакциями на стресс и, как следствие, выгоранием и усталостью. Он позволяет бережно работать с травмой, теневыми проявлениями. Запросы бывают разные — от проблем постановки цели, выбора и гиперконтроля до потери смысла жизни, отсутствия желания что-либо делать или травматического опыта, который блокирует те или иные сферы. Сейчас особенно актуальны запросы, связанные с проживанием ситуаций неопределенности и поиском баланса, развитием устойчивости, поддержкой и заботой о себе. На самом деле можно прийти с любым вопросом. Для меня эмбодимент — это эффективный способ выйти из сложной ситуации, не тратя на это годы терапии. Конечно, это возможно не всегда, но динамика значительно выше, если в работе специалиста с клиентом используется этот подход. Порой именно так вскрываются истинные причины проблем.
С каких практик начать, если эмбодимент — совершенно новое понятие?
Можно начать с двух практик: замечание и центрирование. В первой нужно всего лишь взять на вооружение вопрос «Как я сейчас?». В начале освоения этой практики и развития телесной осознанности я предлагаю поставить себе напоминание на 59-ю минуту каждого часа. И посвящать следующие 60 секунд тому, чтобы понять, что с вами происходит, что вы сейчас делаете и чувствуете, о чем ваши мысли. Это просто и при регулярности дает сильный результат — так мы возвращаем себя в собственную жизнь. Мы там, где наше внимание. Как часто оно бывает возвращено нам лично? Как показывает моя многолетняя практика работы с осознанностью и внимательной жизнью, крайне редко. Попробуйте замечать себя в настоящем.
Вторая практика — это центрирование. Она помогает вернуть себя в нейтральное состояние осознанности в ситуациях стресса. Попробуйте сейчас, читая эти строки, изменить положение тела следующим образом. Найдите опору под стопами и дайте им возможность более плотно соприкоснуться с полом. Отметьте качество этого контакта. Затем сядьте так, чтобы появилось ощущение, что вы сидите на копчике, позволяя расслабиться позвоночнику, убрав напряжение и выстроив вертикаль. Расслабьте лицо, лоб, челюсть, направьте взгляд прямо. Переведите внимание на дыхание и просто заметьте, что вы дышите. Как вы сейчас? Отметьте, как изменилось ваше ощущение тела.
Это самый простой способ центрирования в три шага: опора — расслабление вертикали тела — дыхание. В сложных ситуациях он позволяет вернуться в реальность и сделать осознанный выбор — определить, как действовать наилучшим для себя и других людей образом в сложившихся обстоятельствах.
Реакция на стресс — это напряжение, которое часто влияет на дыхание. Остановку дыхания мозг воспринимает как реальную угрозу жизни. Центрируясь, мы подключаем префронтальный кортекс (лобные доли) к процессу выбора, то есть сообщаем мозгу, а именно его рептильной части, что с нами все в порядке, нам ничего не грозит, мы живы и такими планируем остаться. Из этого состояния мы принимаем более взвешенные решения, которые не влекут за собой сожалений и чувства вины, возникающих в результате автоматических реакций.
Как практики эмбодимента помогают в отношениях с другими?
Телесный интеллект состоит из четырех частей. Первое умение — замечать («как я сейчас?»), второе — понимать («как я хочу быть?») и изменять свое состояние благодаря практикам (например, центрированию). Третье — замечать состояние других, а четвертое — влиять на состояние окружающих, изменяя свое. Эмбодимент-практики делают нас более внимательными к себе и к людям — мы начинаем больше видеть и замечать. При этом у нас развивается уважение к другим: учимся верифицировать то, что видим, через вопросы, а не основываясь на домыслах и стереотипах. Начинаем замечать истинных людей, а не наши проекции на них. Для меня это про чистоту взаимоотношений и бережность, про уважение своих и чужих границ, про верховенство диалога и любви. Пол Линден, один из основоположников эмбодимент-подхода, у которого я имею счастье учиться, говорит, что любовь и сила — это то, что позволяет нам улучшать мир. При этом любовь без силы — это слабость, а сила без любви — это жестокость. Быть сильным и любящим — это то, что нам помогает обрести эмбодимент.
Как проходят занятия по эмбодименту?
На каждое занятие есть один фокус — в прошлый раз это был выбор. Вместе с участниками разбирались в том, как мы делаем выбор, чем руководствуемся в процессе, как он у нас выстроен. Участники работали в парах, давали друг другу соматическую обратную связь — о том, что они замечают в теле партнера в процессе эксперимента. Пробовали наблюдать за тем, как меняется качество выбора, когда мы практикуем центрирование, анализировали, как мы можем использовать знания о себе и своих моделях поведения в ситуациях выбора.
Все занятия направлены на более тонкое познание себя, развитие телесного интеллекта и привнесение в жизнь позитивных изменений. Для меня это возможность помогать людям открывать новых себя, вдохновлять их на исследование и укрепление состояния счастья и успеха каждый день.