Игра со шрифтами. Примеряем советские вывески казанским зданиям
Оригинальная советская вывеска — редкая примета на фасадах казанских зданий. Многие со временем демонтировали, а самая узнаваемая и сохранившаяся — на гостинице «Татарстан» — лишилась буквенной части в 2016 году. «Инде» пофантазировал, как могли бы выглядеть нынешние казанские здания со старыми вывесками, заодно попросив дизайнера Ольгу Панькову кратко рассказать о советской шрифтовой культуре и леттеринге.
Ольга Панькова
графический и шрифтовой дизайнер
Советские художники-оформители не имели возможности смотреть на западных коллег и использовали минимальный набор шрифтов. Им не хотелось ограничивать себя в выразительных средствах и делать все по одному стандарту одними и теми же шрифтами. Поэтому многие художники начали восполнять недостаток шрифтов, создавая авторские композиции. Рисовали не только акцидентные композиции, вывески, логотипы и леттеринг, но и антиквы с гротесками для разового использования в работе. Фиксировать и систематизировать эти решения начали только к 1960 году, с созданием первых каталогов шрифтов.
В первую очередь на формирование советской шрифтовой культуры повлияли художники-авангардисты. В 1920–1930-х годах дух нового времени требовал новой графики. Зародились два очень ярких направления — палочные шрифты и чехонинский шрифт. Рукописные надписи тоже существовали, их активно использовали в самых разнообразных целях. Они отличались по характеру и манере письма в зависимости от автора и задачи. Многие были сделаны непрофессионалами, поэтому сейчас могут показаться нелепыми и несколько корявыми, но они бесспорно имеют свою харизму и изюминку. Часто художники и иллюстраторы просто использовали свой почерк в работах. С 1928-го по 1932 год было популярно писать нарочито антикаллиграфично, а в 1930–1940-х все изменилось и в печати начали преобладать «правильные» надписи и шрифты, антиквы.
Самый классический образ, который возникает при упоминании советского леттеринга, — контраст двух надписей: нарисованный от руки условный скрипт и к нему гротеск. Особенно популярен прием был в конце 1950-х — 1960-х годах — самые яркие и выразительные примеры относятся именно к этому периоду. Это объяснимо и оттепелью, ослаблением тоталитарной власти, большей свободой творчества.
Созданием шрифтов на тот момент, можно сказать, никто не занимался, поэтому художники активно развивали, формировали и искали этот голос времени. В ход шли все доступные инструменты — кисти, перья, рейсфедер, карандаш. Надписи этого периода характеризуются раскованностью письма, лихостью, разнообразием и проявлением автора через леттеринг. Выразительные и яркие примеры шрифтов были созданы художниками-графиками под их задачи, а не как металлический набор.
Неповторимыми советские шрифты и каллиграфию делают эксперименты художников-оформителей того времени, их свобода и неповторимая пластика. За каждой работой стоит автор со своим опытом или его отсутствием, почерком, любимым инструментом и характером. Именно поэтому советский леттеринг такой выразительный.
Дизайнеры все время обращаются к образцам прошлого, углубляясь в архивы первых наборных шрифтов или каллиграфии, которой уже с десяток веков. И советский период, который был совсем недавно, не исключение. Не стоит большого труда найти интереснейшие образцы и примеры: многое живо в титрах старых фильмов, обложках книг, архивах плакатов, логотипах старой техники и транспорта. Эти образцы уникальны и способны вдохновлять и по сегодняшний день.
Советская каллиграфия — большая часть нашей истории. Выразительные надписи, ассоциирующиеся с Советским Союзом, проходят практически через все сферы — будь то спорт, отдых, книги, фильмы, музыка, продукты питания, бытовые товары, техника и их реклама. Без них не было бы настроений и голоса того времени или этот голос был бы слишком черствым и бездушным.
Дворец спорта
Гостиница «Татарстан»
ДК химиков
«Детский мир»
Дом быта
Дом татарской кулинарии
Газетно-журнальный комбинат
ЦУМ
Гостиница «Казань»
Иллюстрации: Булат