Сколько копий у дома Ушковой. Десять малоизвестных фактов о Карле Мюфке и его зданиях
Исследователь жизни и творчества архитектора, автор книги «Зодчий Карл Мюфке. Жизнь во имя архитектуры» Юлия Глазырина рассказала «Инде» о том, кто так сильно повлиял на облик Казани.
К.Л. Мюфке. 1901 год
Карл Людвигович Мюфке (1868−1933) — выдающийся архитектор, по проектам которого были построены памятники архитектуры в двух крупных городах России — Казани и Саратове. Всего обнаружено более 35 проектов Мюфке, 17 из них реализовано.
Мюфке родился в Воронеже, образование получил в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, а в январе 1897 года переехал в Казань и стал руководителем отделения, обучающего архитекторов в Казанской художественной школе. Мюфке прожил в Казани 13 лет и построил пять зданий. Все они сохранились и являются памятниками архитектуры.
Здание бывшей художественной школы на улице Карла Маркса раскритиковали в общероссийском архитектурном журнале «Зодчий», а теперь оно — одно из самых красивых в Казани.
Когда приняли решение построить для художественной школы собственное здание, его архитектором-строителем назначили Карла Людвиговича. Сохранились документы о том, что Мюфке оплачивал работы и материалы из собственных денег:
Здание могло выглядеть иначе, если бы во время строительства, в декабре 1903 года, на верхних этажах не произошел пожар. Изначально завершения крыши по бокам на главном фасаде были в виде пирамид, как и у боковых объемов на южном фасаде. По центру здания стояла еще одна стеклянная пирамида с двуглавым орлом. После пожара, в котором пострадала и обрушилась большая часть кровли, архитектор поменял облик всей крыши. Боковые ризалиты покрыл вытянутыми шатровыми элементами, а центральный элемент Карл Людвигович поменял на стеклянный шлемовидный купол.
Сейчас это здание — одно из любимых у казанцев и туристов, хотя в журнале «Зодчий» за 1902 год о нем писали так: «…В общих массах здание не дает цельного впечатления, выполнение деталей не выражает стиля…». Интересно, насколько сильно расстроила такая критика Мюфке?
Сын Мюфке — один из первых актеров, сыгравших роль Ленина в кино. Актерский талант у него был от отца.
В художественной школе Мюфке встречает свою будущую первую жену. Наталья Арбузова (1879–1907) родилась в семье мелкопоместных дворян. Отец Натальи, Ерминингельд Владимирович Арбузов, занимал должность смотрителя здания художественной школы, а ее брат, Александр Арбузов, впоследствии стал выдающимся казанским химиком. Свадьба Карла и Наташи состоялась 21 января 1900 года в Варваринской церкви Казани, в 1901-м родился их первенец Александр, в 1903 году — второй сын, Константин.
Карла и Наталью объединяли многие интересы — например, театр. Она помогала организовывать постановки театрального кружка художественной школы и сама в них участвовала. Любовь к театру передалась их младшему сыну, Константину Карловичу Мюфке, который впоследствии стал заслуженным артистом Грузинской ССР и был одним из первых исполнителей роли Ленина в кино — в фильме «Великое зарево» М.Э. Чиаурели (1938) и на театральной сцене.
Карл и Наталья Мюфке. 1900-е годы
К.К. Мюфке в роли В.И. Ленина
Дом Мюфке на бывшей Кирпично-Заводской изначально выглядел совсем по-другому.
В начале века Карл Людвигович получил участок земли на Кирпично-Заводской, 26 (ныне Хади Атласи, 28) для строительства собственного дома. Есть сведения, что Мюфке брал бракованные материалы со строительства школы. «Сказочный домик», как многие его называют, построен в стиле модерн с китайскими и готическими мотивами.
На протяжении многих лет историки-архитекторы восхищались этим зданием, хотя оно стало выглядеть так только в 1950-х годах. Раньше это был компактный двухэтажный белый особняк. Бокового вытянутого пристроя с лестницей не было, вход располагался в центре главного фасада. Последующие изменения были сделаны настолько в стиле изначальной постройки, что не вызвали вопросов у историков. Выявить изначальный облик здания помогла родственница Мюфке, проживавшая в этом доме еще до изменений, но уже после семьи Карла Мюфке. Она описала изменения автору книги и сотрудникам дома-музея Арбузова, которые помогли в изысканиях.
Более чем за 115 лет существования у дома много раз сменялись хозяева и предназначение, теперь там детский сад.
Этого пристроя слева не было при жизни Карла Мюфке
Центральный вход заменили на окно. Фото 1910-х и 2010-х годов
Если бы не русско-японская война, у Казанского университета было бы на семь зданий больше.
14 декабря 1899 года Карл Людвигович вступил в должность архитектора Казанского Императорского университета. Проработал он там недолго, но его деятельность отразилась в истории университета. К 1900 году в ведении вуза находилось более десятка зданий. Ни в одном из сооружений не производился ремонт, и к 100-летию университета запланировали грандиозную реконструкцию всех имеющихся зданий и строительство новых корпусов.
Общие проектные планы включали реконструкцию-реставрацию главного здания, надстройку третьего этажа, строительство восточного и западного пристроев к главному корпусу, возведение новых зданий для химической лаборатории, физического и анатомического институтов — и это только первая очередь. Вторая очередь должна была включать строительство зданий для кафедр патологической анатомии, судебной медицины, оперативной хирургии, общей патологии, хирургической патологии и так далее. И практически ко всем планируемым зданиям Мюфке сделал проектные чертежи — в архивах найдено семь проектов. К сожалению, из-за начала русско-японской войны (это официальная версия) сделали лишь тщательную реконструкцию-реставрацию главного корпуса (изменены окна, улучшена внутренняя планировка, добавлен этаж) и возвели по проекту Мюфке западный пристрой.
Если бы все планируемые здания построили, наш город мог бы гордиться еще несколькими памятниками архитектуры.
Западный пристрой главного здания КГУ
Западный пристрой главного здания КГУ
Пример одного из нереализованных проектов для КГУ. Такое здание могло появиться на пересечении улиц Маяковского и Бутлерова
Сколько копий у дома Ушковой?
Одна из самых ярких достопримечательностей нашего города — так называемый дом Ушковой на Кремлевской, с 1919 года в этом особняке располагается Национальная библиотека.
В 1904 году Алексей Константинович Ушков решил построить шикарный особняк — свадебный подарок своей невесте Зинаиде Высоцкой. Для этого он приобрел участок по улице Воскресенской, где предполагал перестройку уже существовавших трех зданий. Для этого крупного проекта Ушков пригласил Мюфке. Зодчий умело объединил здания, реконструировал и видоизменил фасады, применив стиль, приближенный к эклектике, но с элементами модерна. Первый этаж спроектировали под магазины и лавки со входами с улицы и витринными окнами, на втором располагались жилые помещения хозяев.
Изюминкой дома считается комната-грот, которая имитирует настоящую пещеру. Интересный факт, связанный с этим домом, состоит в том, что в особняке А.А. Локалова в селе Великом, выстроенном по проекту Федора Осиповича Шехтеля в 1888 году, есть практически идентичная комната-грот.
Комната-грот дома Ушковой. Казань
Комната-грот в особняке А.А. Локалова в селе Великом
И, конечно, есть знаменитый двойник здания в Москве, на Пречистенке, хозяином которого был также Ушков. Фасад дома — практическая копия казанского, интерьеры здания тоже напоминают казанские. Некоторые источники утверждают, что и московский проект был выполнен Карлом Мюфке, но подтверждений этому нет. Ушков с Зинаидой прожил в Казани очень недолго. Вскоре он уехал в Москву, где поселился с новой женой в новом доме. Через некоторое время Ушков снова переехал, но уже в Европу, а в этом доме поселилась знаменитая танцовщица Айседора Дункан.
Дом Ушковой. Казань
Дом Айседоры Дункан на Пречистенке. Москва
Сравнение больших окон-витражей на фасадах домов в Москве и в Казани
Карл Людвигович упал на строительстве здания дома Ушковой с лесов и повредил руку.
Мюфке всегда присутствовал на всех своих стройках, всегда лично проверял все материалы, проводил испытания конструкций (иногда весьма интересными способами). И на строительстве дома Ушковой в Казани, на очередном осмотре, Мюфке упал со строительных лесов. Об этом сообщила «Казанская газета» того времени.
Мюфке принадлежал к такому роду архитекторов, которые создавали проект здания в целом — от общего вида здания до интерьера, вплоть до дизайна мебели и фурнитуры.
Все постройки Мюфке и в Казани, и в Саратове имеют не только богатые фасады, но и прекрасные интерьеры. Все элементы внутреннего убранства Мюфке или проектировал сам, или подбирал лично. Сохранились его эскизы некоторых элементов мебели. Специализированные помещения в запроектированных им учебных заведениях всегда создавались по строгим функциональным требованиям: наклонные стены в классах для рисования в Казанской художественной школе, электрификация в корпусе Физического института Саратовского университета, оборудованные комнаты для проведения медицинских исследований в клиниках Саратовского клингородка и множество других примеров.
Эскиз устройства сиденья / парты в лекционном зале главной аудитории западного крыла главного здания Казанского университета
Вполне может быть, что в Казани есть еще здания, построенные по проектам Мюфке.
Как ни странно, но в собственной автобиографии Карл Мюфке упомянул только два своих крупных проекта, осуществленных в Казани: художественную школу и западный пристрой главного здания Казанского Императорского университета. Но точно установлено авторство и других зданий.
И только недавно появились сведения, что Карл Мюфке запроектировал Южную миру-часовню в комплексе астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта под Казанью.
Южная мира-часовня астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта. 1904−1905 годы
И, конечно, уже много лет ведутся споры об авторстве дома главнокомандующего Казанским военным округом (или дома Сандецкого — здания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, ул. Карла Маркса, 64). На протяжении XX века практически во всех справочниках и книгах о Казани архитектором этого особняка значился Мюфке. Но некоторые исследователи относят данный проект к архитектору Ф.Р. Амлонгу, который много лет вплотную работал с Карлом Людвиговичем в художественной школе. Этот факт пока не нашел своего подтверждения. Возможно, Мюфке только руководил постройкой, вносил свои коррективы.
Государственный музей изобразительных искусств. 1970-е годы
Во многих источниках можно встретить, что Мюфке принадлежит и авторство дома Шарифа Камала (ул. Островского, 15). Но, хотя это здание и напоминает дом Ушковой и дом Айседоры Дункан, это маловероятно.
Еще одна спорная по авторству постройка в Казани — здание студенческого общежития Казанского университета (ул. Толстого, 6/30). Архитектором считается Ф.Н. Малиновский, но чертеж этого здания был найден в личных архивах Карла Людвиговича. Скорее всего, Карл Мюфке руководил перестройкой сооружения.
Мюфке прожил в Казани всего около 13 лет и покинул ее после очень неприятных событий.
К сожалению, от неизлечимой болезни в 1907 году умерла жена Карла Мюфке. Через год в Воронеже умер и отец Мюфке, что усугубляет состояние зодчего. На волне эмоционального срыва он испортил отношения с руководством художественной школы, и его попросили покинуть занимаемую должность. В Казани оставались еще ряд неоконченных проектов и двое его детей, но Мюфке согласился на своевременно предложенную ему должность в Саратове и уехал.
Карл Людвигович Мюфке скончался в Саратове в нищете от голода.
В 1909 году Мюфке занял должность архитектора-строителя Саратовского университета. По его проектам в период между 1909-м и 1932 годами построили четыре корпуса на Московской площади для комплекса университета и здание клиники для обучения студентов. Нереализованным осталось большое количество проектов — как и в Казани, из-за финансовых сложностей.
Постепенно в Саратове личная жизнь зодчего наладилась. Второй супругой Карла Людвиговича стала Анастасия Михайловна Ногина, которая была младше его на 22 года. В 1913-м Мюфке перевез к себе из Казани сыновей — в дом, построенный также недалеко от строительной площадки Саратовского университета, и также из бракованных материалов.
1930-е годы были тяжелыми для России — голод, повсеместная безработица. В последние свои дни, чтобы прокормиться, Карл Людвигович занимался художественной вышивкой и продавал ее через посредников на рынке. Мюфке умер 13 февраля 1933 года от истощения и продолжительной болезни, в возрасте 65 лет. Умер выдающийся зодчий в полном одиночестве, на его похоронах присутствовали лишь несколько человек (и никого из семьи), и только недавно на его могиле установили памятник.