Burger
Обновленное место. Как выглядит музей Изо в усадьбе Сандецкого после ремонта
опубликовано — 04.06.2020
logo

Обновленное место. Как выглядит музей Изо в усадьбе Сандецкого после ремонта

Продуманное освещение и инновационная система безопасности

Завтра, 5 июня, после капитального ремонта открывается главное здание ГМИИ РТ. «Инде» побывал в обновленной усадьбе Сандецкого и рассказывает, что там изменилось и в каком виде музей готовится встречать соскучившихся посетителей.


Ремонт в усадьбе Сандецкого стартовал в 2017 году. Музей полностью закрыли для посетителей в конце мая 2018-го. По данным ГИСУ РТ, на реновацию выделили 354 миллиона рублей. За три года укрепили конструкцию здания, отремонтировали кровлю и фасад, отреставрировали камины и лестницы, полностью обновили системы освещения, охраны, климат-контроля и обустроили парковую зону.

Начали с реставрации кровли. До ремонта в здании постоянно протекали потолки — этому способствовало сложное устройство башен и стыков на крыше усадьбы. Чтобы устранить протечки, привлекли специалистов, имеющих опыт воссоздания куполов в храмах. Восстановили слуховые окна (если они закупорены, начинаются проблемы с пароизоляцией и меняется климат в залах), утраченные декоративные элементы и балюстрады — последние представляют собой объекты культурного наследия, а зимой еще и выполняют функцию снегозадержателей. Ремонт крыши оценили в восемь миллионов рублей.

Обновленный интерьер музея позволяет вывести знакомство с экспозицией на новый уровень — оформление продумали таким образом, чтобы высветить и раскрыть особенности каждого экспоната. По словам директора музея Розалии Нургалеевой, залы отчаянно нуждались в ремонте — красоту картин скрадывала увядающая обстановка вокруг.

Важным этапом ремонта стала реставрация пришедших в упадок декоративных печей начала прошлого века. В Казани такие есть только в нескольких зданиях — в здании ГМИИ, в доме Чукашева, здании Союза композиторов и доме Константина Олешкевича на улице Муштари. Оформленные в стиле рококо, они представляют собой отдельные произведения искусства. Остальное убранство, отмечает директор, «стилизовали максимально деликатно». Внесли цвет в оформление первого этажа, где представлены иконопись и произведения отечественного искусства середины XVIII — начала ХХ века. Часть работ сейчас в отъезде — в музее ожидают возвращения из Екатеринбурга нескольких картин, среди которых «Читающая девушка» Ильи Репина. На втором этаже разместились произведения западноевропейского искусства — значительная часть лихачевской коллекции.

Обновленная система освещения залов музея позволяет создавать разнообразные световые конфигурации, варьировать яркость и менять атмосферу пространства. Основная часть организована в виде подвесных световых блоков — плоскостей за матовым стеклом, которые формируют ровный верхний свет и создают впечатление отсутствия крыши. Дополнительные источники освещают каждую картину и витрину в отдельности.

На период реставрации коллекцию главного здания музея по частям перевозили в Галерею современного искусства и национальную художественную галерею «Хазинэ». На хранителей лег большой объем работ — в частности, транспортировка изделий из фарфора, которые требуют многократной упаковки, представляет серьезную сложность. Розалия Миргалимовна рассказала, что переезды стали для коллектива большим стрессом, но ко дню открытия коллекция благополучно вернулась домой.

Реновация коснулась не только главного здания, масштабные обновления произошли и в хранилище музея.

Розалия Нургалеева

директор ГМИИ РТ

Теперь у нас одно из лучших хранилищ в республике — с системой контроля климата и функциональным решением расположения компонентов. Оптимизировано пространство для хранения полотен, появилось специальное оборудование — до реновации у нас не было даже крючков, которые не портят обратную сторону картин. А теперь все, что касается хранения, доведено до идеала. По нашей просьбе сейчас устанавливают напольные увлажнители. Весной влажность увеличивается, а летом уменьшается — нужно поддерживать ее дополнительно.

Есть отдельное хранилище для коллекции древнерусского искусства — это особая зона со своими условиями. Снаружи установлены металлические жалюзи, которые не пропускают свет: работы были написаны на доске в XVI веке — если хоть немного повышается влажность или увеличивается освещение, то начинается коробление, поднимается красочный слой и разрываются тонкие серебряные басмы. К нам приезжали два эксперта из Русского музея, которые отметили, что у нас роскошная коллекция икон, но они должны быть под постоянным наблюдением, как больные дети. Раньше мы их вывозили — последняя выставка была в Третьяковской галерее — но больше этого делать не планируем. В той же Третьяковской галерее есть своя очень хорошая коллекция, а здесь в постоянной экспозиции иконы будут под тщательным присмотром.

У музея появились свои реставрационные мастерские, оснащенные современным оборудованием. Картины теперь не нужно отправлять в другие города — все необходимые работы проводятся специалистами в Казани.

Розалия Нургалеева

директор ГМИИ РТ

У нас потрясающие мастерские и своя команда реставраторов. Мы шли к этому шаг за шагом — спасибо Рустаму Нургалиевичу. Реставрация одного произведения древнерусского искусства в ВХРНЦ (Всероссийский художественный научно-реставрационный центр. — Прим. «Инде») в Москве или в Санкт-Петербурге обходится в один-два миллиона рублей, не считая расходов на транспортировку и страховку. Например, мы отправляли в Москву картину Баки Идрисовича Урманче. В ВХРНЦ смогли провести только первый этап — укрепление [красочного слоя], — и это стоило нам полмиллиона рублей. И мы поняли, что пришло время, когда мы должны это делать сами.

Мы постоянно ведем переписку с университетами — например, сейчас у нас работают два специалиста по древнерусскому искусству из академии барона Штиглица в Петербурге (Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица. — Прим. «Инде»). В скором времени ждем специалиста по альфрейной росписи — она еще дописывает диплом, но уже подала заявку на работу у нас. Нашего иконописца Ольгу я нашла случайно — зашла в храм Евдокии (церковь Святой преподобномученицы Евдокии на ул. Федосеевской, 24. — Прим. «Инде») и была потрясена качеством икон. Спросила, кто занимается ими, и мне дали ее номер телефона.

Сейчас у нас есть реставрационный стол с подогревом и паром, рассчитанный на большие работы. У каждого мастера свое рабочее место с подсветкой и микроскопом с высоким разрешением — раньше, если по той или иной работе возникали вопросы, приходилось просить микроскопы в институте микробиологии. Зная, как устроены наши мастерские, люди хотят идти к нам работать.

Такого уровня безопасности для произведений искусства, как в ГМИИ РТ, уверяет Розалия Миргалимовна, сейчас нет ни в одном региональном музее:

Розалия Нургалеева

директор ГМИИ РТ

Установили систему многоуровневой защиты — охраняются периметр здания и каждое хранилище в отдельности. Это стало возможным благодаря поддержке из республиканского бюджета, который обеспечивает финансирование охраны, реставрации и популяризации музея. Конечно, мы зарабатываем и сами, но эти деньги идут на организацию и проведение выставок. Потребность в них очень большая — выставки открываются ежемесячно, начиная с июля 2019-го у нас (имеется в виду комплекс подразделений музея. — Прим. «Инде») их было 57. Когда было открыто главное здание, мы проводили 100 выставок в год.

Во всех ведущих российских музеях, как правило, очень хорошее оборудование, но подвесной системы Arakawa, которую мы используем, у них нет. Просто подойти и снять картину, как это было в Третьяковской галерее, в нашем музее невозможно. Во-первых, сразу сработает сигнализация. Во-вторых, специалист, которая руководит развеской, закрывает каждую витрину своим ключом. Мы мечтаем о том, чтобы эта система появилась и в Галерее современного искусства, но пока эта технология используется там только частично.

Реновация коснулась и паркового пространства при усадьбе. Его основу составляла лесная зона — когда начали строить усадьбу, здесь была окраина города. Многим деревьям в парке больше 100 лет. Во время ремонта здесь обновили брусчатку — выбрали форму с закругленными гранями, стилизованную под старину и напоминающую булыжник, из которого выполнены дно и основа фонтана в парке. Когда строительство будет завершено, планируется обрезать столбы фонарей, которые кажутся слишком громоздкими в укромной атмосфере парка. «Таких высоких фонарей просто не было в начале ХХ века, — отмечает Розалия Миргалимовна, — все было более уютным». Попасть в парк можно будет и без посещения музея — через ворота со стороны улицы Муштари.

Пандемия коронавируса не повлияла на ремонт и не сдвинула сроки открытия, но может привести к сокращению штата музейных сотрудников.

Розалия Нургалеева

директор ГМИИ РТ

Очень хочется сохранить коллектив — не понимаю, как увольнять этих людей. Есть смотрители, которые здесь уже 40 лет. Например, наша Рауза Сафовна [Раимова] работает в музее чуть ли не с первого дня — с 1970-х годов. В свое время она была единственным хранителем на весь этот дом — закрывала залы, пересчитывала картины. Сейчас ей за 80, она слаба здоровьем, и мы понимаем, что не можем ее больше держать, хотя она, безусловно, всегда будет нашим почетным гостем. Этим летом будем очень ждать студентов профильных направлений, которым поручим охрану залов, — скоро выложим объявление. У нас очень хорошие условия для смотрителей: есть отдельный небольшой зал с буфетом и индивидуальные шкафчики.

Все эти два с половиной месяца мы были в музее каждый день — вели работы по ускорению строительства. На сроки коронавирус не повлиял, но две наши площадки не работали, и сейчас мы абсолютно на мели. Но я считаю, что мы все заработаем — вчерашний бесплатный день (первый вторник месяца — день бесплатного посещения. — Прим. «Инде») показал, что людям уже хочется выходить, им хочется смотреть искусство.

Сейчас в музее завершают последние приготовления к открытию — размещают этикетки, доделывают гардероб и распределяют оборудование. Буквально вчера в залах установили мраморные подиумы и выставили скульптуру, которую до этого перевозили на хранение в «Хазинэ». Еще две античные скульптуры — мужскую и женскую фигуры — поставят в вестибюле. Его сдали в последнюю очередь — там провели масштабные работы по обновлению пола и постелили аналог метлахской плитки, подходящий под общий стиль здания и отражающий дух времени.

В ближайшем будущем в музее обустроят небольшой конференц-зал с экраном и доработают все, что касается доступности для людей с инвалидностью и слабовидящих. Главное здание ГМИИ — это объект культурного наследия федерального значения, его нельзя менять и перестраивать, поэтому оно не может быть в полной мере оснащено для этих нужд, но в музее обещают обеспечить доступ маломобильных людей к первому этажу в летнее время. В скором времени появится комната матери и ребенка, заработает небольшой сувенирный салон.

У музея есть свой открытый научный архив, куда входит обширный материал по региону — Казанской художественной школе, развитию художественной среды в Татарстане и ее отдельным представителям. Директор отметила, что музей открыт к сотрудничеству с молодежью, которая, возможно, иначе взглянет на музейные фонды и предложит собственные инновационные проекты на основе имеющегося собрания.

Где:

Адрес:

ул. К. Маркса, 64

Сайт

Instagram


Время работы:

вт—ср, пт—вс 10:00−18:00

чт 10:00−20:00