Слобода 1.0: как жили в татарских слободах полтора века назад
Татарские слободы, будучи важным казанским брендом, интересуют исследователей и обычных граждан: активисты водят по ним экскурсии, специалисты читают лекции об их истории и архитектуре, власти придумывают, как сохранить татарскую айдентику и сделать ее еще более привлекательной для туристов. На волне повышенного интереса к слободам «Инде» обратился к историку Ильдару Шафикову, чтобы узнать об особенностях и парадоксах повседневной жизни казанских татар рубежа XIX−XX веков.
Ильдар Шафиков
историк, специалист по повседневности татар рубежа XIX−XX веков. Ассистент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии ИМОИВ КФУ
Норма и девиация
Татарская чета Казанской губернии. Фото Ж. Рауля, 1870-е
Когда мы говорим о повседневности, важно определить, что из ежедневных проявлений человеческого поведения считается в обществе нормой, а что — девиацией. Определяющее влияние на жизнь татар на рубеже XIX−XX веков оказывал ислам, хотя
При этом даже очевидные религиозные запреты — например на алкоголь — могли отменяться в зависимости от социального контекста. Буква закона порождала правовые лакуны: употребление медовухи и кумыса, например, считалось вариацией нормы. Кроме того, татарин мог выпить бокал вина в гостях у русских друзей, чтобы не обидеть хозяина дома. И это не расценивалось им как нарушение нормы, потому что ситуация происходила вне татарского (читай: мусульманского) контекста.
Такие вариации нормы мы видим и в других сферах. В начале ХХ века Муса Бигеев написал труд «Пост в длинные дни» (летом. — Прим. «Инде»). Он вынес
Татары и татары
Татары в Казани жили в татарских слободах. Для историка эта территория — замкнутая многослойная система связей татар между собой. На религиозную основу накладывались личные связи и живое общение. Также существовала система взаимной верификации (коллективная идентичность). Допустим, я мулла, мой сосед — тоже мулла, и мы воспринимаем друг друга соответствующим образом; к обывателям мы тоже относимся с позиции мулл, и они воспринимают нас как священнослужителей — этот статус обязывает всех к определенному кодексу поведения. Но если в этой системе что-то нарушается, связи разрываются: к примеру, брак между подопечными мулл, которые не признают друг друга, мог не состояться. Так, одна из старших родственниц
Еще одним проявлением этой стратегии в начале XX века стало стремление дать всем сторонам жизни религиозную оценку. На рубеже веков повседневность стремительно менялась, что рождало у населения понятный стресс. Правоверные мусульмане просили решения о халяльности мяса тюленя, прослушивания граммофона, ношения определенной одежды.
Определяющим признаком систем связей была их автономность: локальные требования различались в разных приходах. Так, еще в начале ХХ века не было единого
Татары и русские
Основным социальным контекстом взаимодействия между разными народами в городе был базар (шире — бизнес). В татарской среде были семьи, которые поколениями водили дела с русскими, они тесно общались с компаньонами, ходили к ним в гости, поздравляли с праздниками и т.д. Но такой контакт характерен скорее для города, чем для деревени. Татарстан не гомогенная территория, русские и татарские деревни находятся здесь вперемежку, и в начале прошлого века их жители зачастую вели замкнутую жизнь, не предусматривавшую общения с соседями-иноверцами.
К примеру, в русских деревнях Мензелинского уезда были люди, которых татары называли «эшне» или «белеш»: это твой знакомый или друг в культурно чуждой деревне, который помогает тебе вести дела на чужой территории. Если у тебя есть «эшне», ты из категории «чужой» переходишь в буферную зону — по крайней мере, с тобой будут разговаривать. Существовали татарские деревни, в которые не пускали торговцев или пускали до определенного дома. Вне налаженных культурных связей люди строили отношения только исходя из ситуативного знакомства — если ты с кем-то служил в армии или вместе застрял на дороге во время метели, этот человек переставал быть чужим. При этом под Казанью, где населенные пункты находились близко друг к другу и были соединены общей дорогой в волостные центры, люди были более открытыми.
Отцы и дети
В начале ХХ века вестернизированную часть молодежи называли словом «яшьлер» («молодые»). Это была отдельная субкультура — яшьлер сознательно компрометировали архаичные, по их мнению, нормы, броско одевались и вели себя не так, как их родители. Тем самым они разрушали устоявшуюся систему верификации и выстраивали новую идентичность. Известно, например, что
Несмотря на то что сегодня представители яшьлер известны как выдающиеся личности, в начале ХХ века религиозная элита не воспринимала их как равных, поэтому говорить об активном противостоянии условных либералов и консерваторов нельзя. Поведение молодежи расценивалось как детские шалости, серьезно к ним никто не относился. При этом существовали лица, которых ортодоксальная элита слободы рассматривала как ровню: например джадиды
В татарской среде было мало потребителей новых видов досуга — театра, танцевальных вечеров, кино. Но это не повод умалять их влияние на жизнь слободы.
Все эти формы досуга подразумевали присутствие женщины в публичном пространстве — отчасти светские вечера привлекали именно возможностью посмотреть на девушек с открытыми лицами, волосами, шеей. Но эту проблему никто не решал, и право выбора оставалось за зрителем. Мы привыкли думать о татарском мире только в рамках определенных культурных ареалов: Казань, Уфа,
В первые десятилетия ХХ века начальное образование у татар фактически стало массовым, а умение читать и писать перестало быть атрибутом высокого социального статуса. При этом в татарской среде сохранялась четкая преемственность: объем образования менялся, а система воспитания оставалась прежней.
Фото: rbvekpros.livejournal.com