Burger
Гид по воображаемому. Зачем идти на выставку «Твое сознание не знает границ»
опубликовано — 10.12.2020
logo

Гид по воображаемому. Зачем идти на выставку «Твое сознание не знает границ»

Лабиринт из профнастила, русская эмиграция и визуализация снов

С 10 декабря в «Смене» проходит выставка молодых художников Антона Гельфанда и Юлии Вирко. «Инде» поговорил с куратором выставки Кристиной Романовой о том, как совместить двух разных авторов в одном пространстве, зачем живопись в XXI веке и как фантазия художника преобразует внешний мир.


Познакомиться с творчеством Юлии Вирко и Антона Гельфанда

Оба художника учились в США, Антон живет в Нью-Йорке и Мэриленде, Юлия — в Москве. При этом она училась у мамы Антона — художницы Екатерины Левенталь. Поэтому школа у авторов общая, хотя они совершенно разные. Вирко работает исключительно в графике и живописи, экспериментируя внутри традиционных техник; Гельфанд работает со всеми современными медиа, превращая осколки повседневности в коллажи, видео, инсталляции.

Кристина Романова

куратор выставки

Эти художники выставлялись в России единожды — на групповой выставке в Москве, в галерее на Солянке, у них не было персональных выставок, поэтому они совершенно не включены в контекст современного российского искусства. Интересно посмотреть, как они будут встраиваться в русский контекст, потому что они работают именно с ним, особенно Антон: для него важна семейная история и вытекающая из нее эмигрантская тема. Моей кураторской задачей было — понять, как визуально подружить таких разных авторов через выставочный проект.

Юля вдохновляется воображением, снами. Она училась на иллюстратора и работает в традиционной живописной технике — это удивительно в эпоху, когда современное искусство считает, что живопись умерла. Но Юля работает именно в ней и в графике, стараясь не отвлекаться ни на что другое. Она не использует проектор для больших холстов, как сейчас многие делают, пишет вручную. В этом есть традиционность, которая выглядит очень новаторской в наше время. Ее работы можно сравнить с русской живописью. Прямых цитат там нет, но концептуально очень похоже: Юля не склонна навязывать зрителю интерпретацию своих работ, как это часто бывает с современными художниками, когда произведение сопровождается текстом, комментариями и пояснениями. Она создала воображаемое пространство, а как его воспринимать и что там увидеть — это право она оставляет зрителю. Не стоит искать в них авторский посыл, связывать работы между собой — они все самодостаточны и предоставляют зрителю полную свободу интерпретации. Она называет работы набором из цифр — это номера использованных в работе цветов в спектре.

Истории Антона более биографичны и документальны. Большую часть работ, которые попали на выставку, он сделал в мастерской своего дедушки Валерия Левенталя в Мэриленде. Дедушка был театральным художником, и в творчестве Антона эта театральность тоже заметна: он использует элементы повседневности, привычные предметы. Техники настолько разнообразны, что иногда не верится, что это все один художник. Например, он делает черно-белые оттиски вещей, оставшихся от сгоревшего дома, где он вырос. Или коробочки, которые он находит в мастерской, — все находит применение. Заканчивая живописную работу, он листает соцсети или газеты, ему попадается какой-то текст, заголовок, случайное имя — и он так называет холст. Это попытка увековечить незначительные факты или имена случайных людей. Это попытка запечатлеть момент.

Если говорить про визуальность, то у двух авторов есть общий метод — это коллаж. У Антона есть и коллажи в прямом смысле этого слова, у Юли коллаж присутствует больше как метод: соединение объектов и ситуаций, которые никак не могли быть одновременно. Человек лежит в ванне посреди леса. Или стая фламинго, окруженная полицейскими.

По-новому взглянуть на выставочное пространство

Работы выставляются в «комнатах» внутри конструкции из профнастила. Под каждую выставку это пространство модифицируется. Зритель попадает в лабиринт, где ему предлагается выбрать путь одного из художников, но при желании работы можно чередовать, свободно переходя по комнатам.

Кристина Романова

куратор выставки

Мы решили, что выставка будет переезжать из города в город. Изначально она делалась для «Винзавода» в Москве, потом была в «Севкабеле» в Санкт-Петербурге, а после Казани поедет в Нижний Новгород. Появилась идея сделать такую конструкцию, которая позволит выставке переезжать независимо от пространства. Мы долго думали, как это сделать, какой материал может подойти, чтобы это было не очень дорого в производстве и чтобы можно было легко это все перевозить и монтировать. Дерево, металл — это не очень удобно. Профнастил сейчас на пике своей популярности с точки зрения выставочного дизайна. Мы помещаем его внутрь выставочного пространства, и материал начинает по-другому считываться. Сейчас я так привыкла к нашей конструкции, что не вижу эти работы без всей этой желтой архитектуры, которую помогла воплотить архитектор Ксения Лукьянова. Получается мультифункциональное пространство, которое может перемещаться и меняться от выставки к выставке. В «Севкабеле», например, мы добавляли работы, здесь, наоборот, несколько пришлось убрать. Работы Юли в основном масштабные, и для этого пространства некоторые оказались слишком большими, но некоторые работы появились именно для казанской выставки.

У «Смены» есть свое преимущество: конструкция заполняет весь зал, ее не видно всю, как на «Винзаводе» и «Севкабеле», зритель сразу попадает в лабиринт и не знает, что его ждет дальше. Все выставочные пространства, где была эта выставка, нетипичные: это не музеи и традиционные галереи, это или индустриальные, или «руинированные» пространства. Здесь, когда заходишь в зал, не понимаешь плотность пространства, даже если был здесь раньше. Для каждой выставки мы записываем аудиогид, где зрителю задается маршрут, предлагающий пройти от художника к художнику змейкой.

Понаблюдать за игрой с цветом

Художники активно экспериментируют с цветом, поэтому для фона экспозиции выбран желтый — он подчеркивает яркость самих работ.

Кристина Романова

куратор выставки

Когда мы решили, что работы должны помещаться в металлическую конструкцию, появилась идея желтого цвета: он воспринимается как агрессивный и яркий. В современной кураторской практике все, наоборот, стараются использовать нейтральные пространства, чтобы ничто не мешало, не отвлекало от работ. Но здесь нам хотелось создать яркую среду, потому что работы сами по себе яркие. Коллажи Антона притягивают к себе внимание, Юля много экспериментирует с цветом и окрашивает знакомые реальные объекты в нереалистичные цвета, которые вроде бы не должны быть на одном холсте, но у нее они прекрасно сочетаются. Контраст с пространством их только подчеркивает, не забивает собой. Мы пробовали выставлять несколько работ на групповых выставках на белых стенах, но они на белом не смотрелись.

Поразмышлять о воображаемом и том, что питает воображение

Название выставки отсылает к художественным практикам двух авторов и идеям реального и воображаемого.

Кристина Романова

куратор выставки

Прочитав текст и название выставки «Твое сознание не знает границ», зритель выбирает: пойти по пути воображаемого, бессознательного, яркого, внутреннего — это творчество Юли — или по более реалистичному маршруту того, что питает наше воображение, наше сознание: воспоминания, истории, предметы повседневности — с этим работает Антон. Эти две линии сосуществуют в нашей голове. Современный человек постоянно находится в потоке информации: голова вскипает от количества просмотренных за день изображений, текстов и визуального контента. Это все, что дает пищу нашим размышлениям, нашему сознанию; то, что мы потом обрабатываем — и это оказывается в наших снах или в работах художника. И на выставке художники предлагают два способа, как можно находиться в этом потоке: осознавать его или, наоборот, не осознавать.

Фото предоставлено ЦСК «Смена»