От «Иттифак» до «Усал». Главные татароязычные песни последних 10 лет
26 апреля, в день рождения поэта Габдуллы Тукая, в Казани прошла традиционная акция «Мин татарча сөйләшәм», которая становится ежегодным смотром главных достижений татарской независимой музыки. В честь этого события мы решили подвести промежуточные итоги развития локальной инди-сцены. Для этого попросили казанских музыкантов и журналистов назвать пять главных, на их взгляд, татароязычных песен последних десяти лет. Единственное условие: нельзя называть свои треки.
Ания Файзрахманова
группа Juna
С удивлением обнаружила, что мои любимейшие песни Зули Камаловой выпущены задолго до 2010 года. Поэтому в списке ее нет, но все равно пятерку выбрать было сложно. Мое первое открытие в мире татарской музыки — Мубай. Насколько я знаю, музыку к «Син киткәчтен» написал сам Ильдар Мубаракшин. Особенно завораживающе его песни звучали в совместном исполнении с безладовым басом Линара Ризатдинова. «Китмә Казаннан» Радифа — вполне себе альтернативный гимн Казани. У Gauga выбрала самую девчачью песню Оскара [Юнусова]. Мне кажется, она стоит особняком во всем его репертуаре. У «Дайте танк (!)» есть прикольный трек на татарском. Думаю, он в какой-то мере популяризировал татарское. Почему-то мне от него грустно и весело одновременно. И, конечно, список был бы неполным без «Аигел». Кто-то из моих знакомых очень их любят, кто-то — совсем нет. Но всем вроде понятно, что «Аигел» — это явление.
Радиф Кашапов
музыкант, журналист
Мне претит в татарской альтернативе попытка писать хиты. Когда берут знакомое звучание, пишут для него татарский текст — и вот, готов новый фанк или рэп. Поэтому для меня всегда были важны песни, которые удивляют. Я готов многим вещам покивать головой, но мне кажется, что стороннего человека они больше повеселят.
При этом вот эти пять песен зацепили меня текстами. То есть тем, что не все слушатели этой самой альтернативы разумеют. Я за то, чтобы писали больше оригинальных татарских текстов песен, не привязанных до конца к поэтической традиции. Обычно говорят: «Ох, как красиво поет». Так вот, пришло время исполнителям потесниться.
Скажем, песня Рушана не ложится ни в какую расхожую канву. У Зули получилась песня, которой никто из нас не ожидал, но мы думали, что это будет хит. У Саида, напротив, есть прикольное сочетание хаус-бита и ерничества, мне бы хотелось от него больше такого. У Juna это, наверное, самая пронзительная песня, когда Ания реально поет о себе. Этот трек Gauga я услышал, кажется, в автобусе: мы ехали в какой-то город, Оскар мне дал послушать невышедший альбом, и после этой песни я снял наушник и спросил: «Б***ь, как ты это делаешь, сука?» Хотелось плакать.
Оскар Юнусов
группа Gauga
В моем списке только девушки. Последний альбом Зули Камаловой прекрасен: живые инструменты, стихи Йолдыз Миннуллиной. Слушать — удовольствие. Стильно и очень фирменно. На концерте Зули в Казани мне посчастливилось исполнить с ней одну песню, после этого я проникся этим альбомом еще сильней. «Аигел» — все очень технично и дерзко. Режущие и острые тексты, поданные через женскую хрупкость. И очень классные аранжировки от Ильи Барамии. Tatarka — первопроходчица: зачитала на татарском масштабно, сразу на всю страну. Тем более что текст этой песни написан у меня в квартире Ильясом Гафаровым, когда мы отдыхали с ребятами, отмечая какой-то праздник. Juna — талантливейшие создатели сказочной атмосферы. Если поймать их настроение, то добро пожаловать в страну фей и лесных сказочных существ. Зарина — тепла и солнечна. Она всегда сияет на выступлениях, и ее исполнение согревает душу.
Группа ОММАЖ
Михаил Гордеев
Irte — моя любимая песня у группы Juna. Больше меня на Spotify ее слушал только Борис Борисович Гребенщиков, и это та самая песня, которая когда-то заставила меня посмотреть на современную татарскую музыку другими глазами. А еще, как мне кажется, эта волшебная коллаборация с Габдуллой Тукаем могла бы стать отличной заменой «Маршу Красной Армии» Салиха Сайдашева, который встречает поезда на казанских вокзалах. Хотя бы утром.
Если бы я был журналистом какого-нибудь Тhe Times, а трек «Яналыклар» — фильмом, в трейлере к нему на экран бы вывели мою, возможно, шаблонную, но очень точную реакцию: «Искренне, волнующе, пронзительно». Под нее можно плакать под дождем или бродить по переходам станции «Проспект Победы» в поисках нужного выхода.
Айрат Нуркаев
«Алтын» — первый трек, который заставил обратить внимание молодежи и зрителей YouTube на эту музыку. Куча критики и восторженные подпевания танцполов — на песню отреагировали вообще все. Значит ли, что минималистичный и качающий трэп-бит и татарский вокал с автотюном — залог успеха? Нет, конечно. Но нельзя отрицать, что песня стала феноменом.
Не могу вспомнить дату выхода «Йоксызылык» Зули Камаловой, но мне ее показали в 2014 году. «Неужели татарскую музыку можно делать так круто?» — сказал я тогда себе. Круто, необычно и свежо. Даже сейчас.
Динус Ягафаров
Услышав «Бию Пәрие» в первый раз, нельзя не включить ее тут же снова! В Средневековье рыжеволосых людей сжигали на кострах, но лично мне хочется сжечь Ильгиза в пламени своей любви к его творчеству, и в особенности к этой песне! Как и поется в ней, нам надо всем выпускать своих чертей (а может, и чертих) наружу, наряжаться и ракетой лететь на ближайшую пляску! Наверное, и ведьмы со мной согласятся, что любой шабаш под этот хит удастся на десять баллов из десяти.
Айдар Хуснутдинов
музыкант, соавтор телеграм-канала о казанской музыке «Казанализация»
Решил выбрать песни из «татарской альтернативы», которые чаще других переслушивал, без рассуждений о влиянии на культуру. Простите, что получилось чуть больше пяти! Из эстрады ничего не брал. Жаль, что Мубай за десять лет полноценно ничего не выпустил. Но мы ждем и надеемся.
Зарина Вильданова
группа Zarina, The CheekLaWeek
Это десятилетие показало, что татарская музыка может быть доступной для слушателей любого поколения. Я выбрала песни молодых артистов, которые подарили татарской музыке возможность жить в тех стилях и жанрах, которые до этого ей были недоступны. Тем самым мы увидели, что татарский язык многогранен и может гармонично существовать в современной музыке.
Ильяс Гафаров
руководитель лейбла Yummy Music
«Пыяла». Мы долго ждали этот релиз, работа над которым началась еще в 2019 году. Выделять какой-то трек с этого альбома будет не совсем правильно, каждый находит в нем что-то свое. Но сам факт выхода альбома полностью на татарском языке, мне кажется, прибавил +100 к карме и без того успешной группы. Наглядный пример того, что татарская музыка давно переросла уровень мемасиков про чәкчәк и өчпочмак и требует новых смыслов от артистов любого уровня.
«Ай, былбылым». Успех этой незамысловатой интерпретации татарской народной песни отчасти предопределил хайп вокруг сериала «Зулейха открывает глаза», что не умаляет заслуги исполнителя и продюсера, которые со всей ответственностью подошли к своему делу. И как результат — почти миллион стримов у аудиоверсии песни, загруженной на YouTube, и почти 3000 комментариев под ней.
Amanat. Заглавный трек с дебютного альбома группы Juna, который стал важным событием в казанской инди-музыке и собрал целый ряд приятных наград, включая пять номинаций на фестивале G8. А канадский The Revue сравнил их с Björk, Cicha & Pałyga и Loma. В этот материал заложен огромный потенциал, который еще послужит группе и всей татарской музыке в будущем.
«Китмә казаннан». Возможно, самая запоминающаяся песня в рок-карьере Радифа, которую он сделал в несвойственной ему манере. Но для тех, кто впервые сталкивается с творчеством Радифа, это идеальный входной билет в мир его музыки. А для тех, кто давно в теме, — хороший пример того, как быть понятным, не изменяя себе.
«Татарстан супергуд (2020 remix)». Тут все просто — самый прослушанный трек в нашем каталоге за 2020 год, дань моде на ностальгию по 1990-м, вирусный подход к музыке, кринж и дуракаваляние. Добавлю только, что трек записали и свели буквально за пару дней, в перерывах между серьезными неотложными проектами.
«Татар алга!» Этот трек рожден, чтобы стать хитом, особенно для аудитории, не определившейся со своими музыкальными предпочтениями. Не слишком рок, чтобы отталкивать рабочий класс, не слишком поп, чтобы не звучать вживую, — универсальный саундтрек и для хоккейного матча, и для передачи на ТНВ. Увидев свет перед Tat Cult Fest и впервые прозвучавший на нем 30 августа, трек отправился в большое плавание по татарскому сегменту «Инстаграма», дойдя аж до аккаунта президента. В этом весь Артур Исламов!
Karabay. Прекрасный пример того, что татарская музыка сама по себе имеет огромный потенциал. Ты можешь ее семплировать, аранжировать, насвистеть на любом инструменте — и если это сделано талантливо, то оно найдет своего слушателя. В данном случае сошлись все пазлы: уникальные записи медных пластинок начала XX века и крутой саундпродюсер / композитор Марат Taturas, который выжал из этого семпла максимум. Трек прекрасно звучит и на андеграундной британской радиостанции, и в ресторане «Түбәтәй», и на сцене большого фестиваля.
Марат Сулейманов
Несмотря на мои опусы на ниве татарской музыки, я не являюсь ее знатоком и даже не всегда слушаю все новинки. Интересных молодых исполнителей в этой области, на мой сугубо любительский взгляд, пока так мало, что на ум постоянно приходят одни и те же треки.
На первом месте Juna. Для меня их кавер на Мубая примечателен в первую очередь тем, что на нем на безладовом басу сыграл Александр Титов («Кино», «Аквариум»). Причем он сделал это только потому, что ему очень понравилась песня, которую он сравнил с музыкой исландской группы Sigur Ros. Услышать знакомый с детства звук его баса в песне на родном языке — дорогого стоит.
В песне Said Olur очень классно звучит татарский язык. Jide — максимально приятная и стильная музыка. Кроме этого танцевальный ритм, текст про любовь с отсылками к другой популярной эстрадной песне — что еще нужно, чтобы кайфануть от песни?
Dilbar Bar — пример того, когда вынужденное DIY-звучание нисколько не портит результат, потому сама песня отличная. Дильбар Шарипова чрезвычайно талантлива, в чем можно убедиться из музыкальных зарисовок у нее в инстаграме, поэтому я очень жду, когда она выпустит что-нибудь новое. А еще группа ОММАЖ сделала на нее качественный кавер, но оригинал все равно остается непревзойденной и трепетной высотой для меня.
Рушан Хаяли написал невозможно хрупкую песню, в которой поется о том, что вообще невозможно выразить словами. Просто хочется сказать ему спасибо за возможность воспринимать такую красоту.
«Усал» — один из самых ярких исполнителей на местной сцене. «Урманнарга» — кажется, первый трек «Усал», созданный в соавторстве с Ренатом Ахметшиным из «Карт Аяк», Сабитом Кадыровым и Зулей Камаловой. Когда я его услышал впервые, был очень впечатлен.
Алмаз Загрутдинов
ведущий музыкальной рубрики «Свежая кровь» на «Инде»
«Без булдырабыз!» — главная песня Радифа Кашапова, в котором ему в едином беспокойном порыве и с минимумом средств удалось, с одной стороны, подружить национальное с общечеловеческим, с другой — дать ядовитый комментарий некоторым важным событиям республики. «52сагыш» — его же дуэт с Аней Файзрахмановой из Juna. «Аралар» — лучшая (возможно, единственная) песня про секс на татарском языке.
Песню Tatarka, кажется, слышало все татароязычное население планеты, и одним этим фактом она достойна быть в этом списке. Марат Сулейманов в каждой песне дает качественный и очень нездешний по звучанию брит-поп, но песню «Жихан сине ярата» я выбрал из-за того, что в ней Марат прямо говорит «Мин ялгыз» и умудряется звучать не пошло.
А с Alqanat для меня началась альтернативная татарская инди-сцена в начале 2010-х. Песня тогда вызвала то самое чувство: «А что, так можно было?» По сегодняшним меркам Alqanat, пожалуй, звучат плосковато, но, видимо, это неважно, ведь после них и их тогдашних, уже неактивных, коллег по инди-сцене стало возможно все.
Назим Исмагилов
группы «Иттифак», «Усал»
У меня не очень хорошо с музыкальным вкусом, поэтому сложно с ходу выделить кого-то. Конечно, в лейбле Yummy Music все исполнители крутые: Зарина Вильданова, Ильгиз Шайхразиев, Malsi Music, Радиф Кашапов, К-Ru, Juna. Но все же, подумав, могу сказать, что татароязычными песнями десятилетия для меня однозначно являются четыре композиции из моего плейлиста.
Табрис Яруллин
организатор акции «Мин татарча сэйләшәм»
На первое место могу поставить почти любую песню группы «Иттифак». Они были для меня окном в альтернативную татарскую музыку и звучали как из MTV. Весь альбом («Бәлки». — Прим. «Инде») знаю почти наизусть, но выбрал трек с Мубаем: для меня список из пяти песен маловат, а говоря о татароязычной музыке, Ильдара пропускать нельзя, хотя да, песня 2007 года.
Радиф — самый продуктивный татароязычный музыкант. Он один мог бы заполнить весь мой список. Считаю альбом «Галиябану» лучшим его релизом, который я постоянно переслушиваю, — там есть музыка на любое мое настроение. Некоторые тексты он писал при мне, потом давал послушать черновики; еще я был свидетелем событий, которые вдохновили его на этот альбом. Песню «Караңгылык» выбрал потому, что там есть вставки и про особый период моей жизни.
Было время, когда казалось, что татарской альтернативы не существует и мы ее себе просто придумали. Но появились новые имена, среди которых Оскар Юнусов стал самым заметным — и внешне, и вокалом, и музыкой. Казалось, что еще чуть-чуть, и все будут петь песни группы Gauga. Песня «Нинди рәхәт» точно передает настроение нашего сообщества того времени.
Аигель была из тех артистов, которая сначала выпустила альбом на русском языке, добилась успеха, все про нее заговорили, а уже потом на татарском (обычно бывает наоборот). Именно эту песню мы наложили на видео ее выступления на «Мин татарча сөйләшәм». Тогда она сомневалась по поводу выступления — может, думала, что ее мало слушают на родине. Но мы очень хотели первыми организовать ее выступление в Казани. В итоге получилось даже лучше, чем мы все ожидали: лил дождь, но люди не уходили и проводили ее как рок-звезду.
«Усал» — это наше массовое альтер-эго и голос многих из нас. «Ит» я слушаю регулярно. Эта песня про боль, но глобально она дает надежду, что татарская альтернатива не станет попсой. Про всю альтернативную татарскую музыку последнего десятилетия можно сказать просто: от «Иттифак» до «Усал».
Группа Taraf
Булат Шаймиев
ОММАЖ — альтернатив татар музыкасы өлкәсендә 2020–2021нең ачышыдыр, мөгаен. 1980 нче еллар вайбы тулы синт тавышларын кем ошатмасын инде? Өстәвенә, «Күңелемдә» дустым Дилбәр Шәрипованың җыры, ОММАЖ аны бары тик үз стилендә башкарып яздырды. Әле ул The Weeknd'ның Blinding Lights эстетикасына якын.
Буш Баш — беренче секундларыннан ук галәмгә очыртып алып китә торган транс. Айгөлнең истерик тавышы белән кабатлана торган «буш баш», «буша-буша баш», «таш», «йодрык» сүзләре һәм таралып китә торган пычкы кискән кебек тавыш эффектлыры белән үрелгән битны ишетүгә, баш белән бөтен тәнне калтырата башлыйсың. Быелгы пандемия вакытында кичергән хис-тойгыларга якын музыка.
Нияз Мубаракзянов
«Соңгы җәй» үткән елларның истә калмаган җәйге көннәренә мәдхия кебек. Дилейлы синт аларның кәефен төгәл тапшыра, артык сагышка, бәхеткә дә тартым түгел, нейтраль, нишләп йөрдем икән ул көнне дип бер ноктага карап уйлап утырырга этәрә.
«Исем» күптән көтелгән, әмма тумый яткан җыр төсле. Башта да яхшы булган, әмма ул тугач син башка дөнья ачасың. Кайчандыр булган бер хәлне искә төшереп, күзәнәкләрне кытыклаучы, быҗылдап, өзелеп уйнаучы электро ошады.
«Ит» җыры булмаган миллилегеңне уянырга мәҗбүр итәргә сәләтле, чөнки берәр җиреңне булса да чайкатачак. Аңлап тыңласаң, тарихны белмәвең дә оятка калдырырга мөмкин.